5. Самоактуализация и интеллигентность
Рассматривая параметры самоактуализации с позиций системного, ситуационного и процессного подходов, можно перевести их в параметры интеллигентности. Для этого достаточно обнаружить, что качества личности, подразумеваемые под такими параметрами самоактуализации, как «Взгляд на природу человека», «Контактность» и «Гибкость в общении», по терминологии, использованной в Хрестоматии по интеллигентнознанию, образуют кластер патриотизма. Они обеспечивают удовлетворение потребности в общении и реализуются посредством самоопределения (см. рисунок ).
Соответственно, качества, подразумеваемые под параметрами «Ценности», «Спонтанность», «Самопонимание» и «Аутосимпатия» образуют кластер порядочности и служат удовлетворению потребности в уважении посредством самоидентификации. А «Ориентация во времени», «Креативность», «Автономность» и «Спонтанность» служат удовлетворению потребности в самоактуализации посредством самореализации.
В этом месте у человека, знакомящегося с данной методикой, может возникнуть вопрос: каким образом тест на самоактуализацию способен давать сведения о развитии качеств, обеспечивающих удовлетворение потребностей в общении и уважении? Ответ на этот вопрос содержится в следующем абзаце: «Поскольку, как утверждают специалисты, в трудах А.Маслоу графических интерпретаций его взглядов в виде пирамид вообще не было, не исключено, что причину этого факта следует искать в иерархии потребностей напоминающей не столько пирамиду, сколько русскую матрешку, уровни которой взаимообусловлены. То есть, не только удовлетворение потребностей n-го порядка обеспечивает условия, необходимые для проявления и удовлетворения потребностей n+1-го, но и наоборот, - удовлетворение потребности n+1-го порядка предполагает создание условий, необходимых для удовлетворения потребностей всех предыдущих n уровней» (/prichiny-i-motivy-chelovecheskoi-aktivnosti.html). Иными словами, для того, чтобы удовлетворить потребность самоактуализации, человек должен обеспечить себе определенный круг общения и достичь в нем соответствующего своим ожиданиям уважения. Поэтому тестом опросника учтено, что удовлетворяя потребности в общении и уважении, человек фактически вносит необходимую лепту в удовлетворение потребности самоактуализации.
Для того чтобы в каждом конкретном случае узнать, в каком именно количественном соотношении эти лепты соотносятся между собой, достаточно воспользовавшись результатами теста, проделать три операции:
1. Занести результаты в соответствующие ячейки таблицы:
2. По каждому столбцу подсчитать сумму параметров.
3. Подсчитать средние значения параметров интеллигентности, разделив полученные суммы на 3, 4 и 4 соответственно.
Сравнивая между собой результаты последней строки таблицы, делаем вывод о том, на какой из параметров интеллигентности следует опираться в своей детельности, а какой из них нуждается в совершенствовании. При желании, воспользовавшись ссылками, можно заняться самообразованием:
Нет комментариев. Ваш будет первым!