Умеренность — союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда
вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите — соблюдайте умеренность.
Абу-ль-Фарадж
Умеренность служит надежной зашитой от пороков.
Леонардо да Винчи
Излишество скоро доживет до седых волос, а умеренность живет долго.
У. Шекспир
Умеренность как качество личности – способность взвешенно и благоразумно относиться к удовлетворению своих потребностей, довольствоваться скромными требованиями и желаниями, проявлять воздержанность, неприхотливость и непритязательность.
Человек сидел у себя в саду на скамье и читал книгу. Прилетела красивая птица и села на ветку. Человек залюбовался ею. Прилетела ещё одна, такая же прекрасная. Прилетела третья птица, точно такая же, как и две предыдущих, и опустилась на ветку рядом с ними. Человек восторженно любовался этим зрелищем. Но тут целая стая таких птиц, кружившая неподалёку, заметив трёх, сидевших на дереве, подлетела к ним и, громко крича и ссорясь, стала рассаживаться на дереве. Человек поморщился, вздохнул, захлопнул книгу и ушёл в дом.
В этико-психологическом словаре Александр Алтунин трактует умеренность как способность находить золотую середину между количественными и качественными крайностями, умение соблюдать меру в работе и развлечении, в сне и бодрствовании, в еде и питье, в радости и грусти, в любви к себе и к другим.
О человеке, в котором однозначно прописалась умеренность, можно уверенно сказать: — он хозяин своих ненасытных чувств и беспокойного, вожделенного ума, то есть знает о самоконтроле не понаслышке; он обладатель «мускулистого» разума, способного справиться с желаниями ложного эго; он взвешен и разумен в удовлетворении своих физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей; он умеет находить «золотую середину» между крайностями; аскезы и самоограничения не являются для него пугалом; он живет с высокой степенью осознанности. А сколько в нем сознательности, силы воли и стремления к гармонии с самим собой и с внешним миром?
Умеренность – канатоходец, сохраняющий равновесие во всех сферах жизни. Там, где появляется умеренность, исчезает чрезмерность и избыточность. Умеренность – это когда глупая плоть делегирует разуму полномочия управлять собой по своему разумению.
Например, тело через чувства и хаотичный ум нашептывают: — Купи пару килограмм пломбира и этот торт. Сегодня жарко. Вечером сядешь у телевизора и приговоришь их за милу душу. Разум отвечает: — У меня и так проблемы с весом, а ты мне предлагаешь мороженое и торт. Я тогда буду обходить весы десятой дорогой. К тому же, зачем мне ангина или бронхит? – Хорошо, — говорит похотливый ум. – Видишь, возле дороги женщина сигналит? Давай ее прихватим, возьмем с собой пивка для рывка и хорошенько оттянемся. Разум не соглашается: — Мне только проституток не хватало. Я не хочу схватить сифилис, чтоб перед доктором лыбиться.
Наше тело потеряло связь с природой. Поэтому мы ведем не правильный образ жизни, нарушаем режим дня, всё делаем не к месту и не ко времени. Анекдот в тему. Вызывают Рабиновича на Лубянку и говорят ему: «Что же это вы, голубчик, скрыли от нас брата за границей?» — «Я…» — «А что же вы, такой-растакой, ему не пишете? Вот сейчас же — ручку и бумагу! — пишите письмо!» И Рабинович выводит на листе: «Наконец, Абрам, я нашёл место и время тебе написать…»
Латинская пословица гласит: «Умеренность в еде – сам себе доктор». Античные философы считали умеренность одной из основных добродетелей наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Они определяли умеренность как способность человека с помощью разума преодолевать те удовольствия и влечения, которые препятствуют достижению блага. Умеренный в еде не станет ежедневно потреблять излишнее над расходом количество калорий. Он спокойно подавит в себе бунт жадности и невозмутимо отодвинет от себя пищевые излишки.
Умеренность – это умение так договариваться с телом, чтобы разум оставался довольным. Глупо запрещать, табуировать возникшие желания. Нужно уметь в положительном ключе честно и доброжелательно договариваться с телом. Только договариваться нужно без фанатизма: — Алкоголик говорит себе: — Пить следует умеренно. Двести грамм водки перед сном вполне достаточно. И не больше десяти раз в день.
Пьяница со стажем разглагольствует перед собутыльниками: «Да ерунда это всё, что надо умеренно пить… Главное — потом отдохнуть правильно. Вот Дед Мороз со Снегуркой — каждый раз ужираются чуть не до смерти, гульбанят две недели без просыху, зато через год — опять как новенькие!»
Демокрит утверждал: «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим». Ему вторит Франсуа де Ларошфуко: «Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы еще, да страшно заболеть».
У умеренного отношения к жизни есть масса преимуществ:
• Умеренность дает здоровье – за счет отказа от привычки к чревоугодию и злоупотреблению алкоголем.
• Умеренность дает стабильность – за счет умения не впадать в крайности, «раскачивающие» любую ситуацию до уровня, когда удержать себя в разумных рамках и сохранить эмоциональное равновесие становится очень трудно.
• Умеренность дает возможность трезво рассчитывать свои силы и взвешенно принимать решения.
• Умеренность обеспечивает спокойствие – прежде всего внутреннее, которое, как вам уже известно, залог успеха в любой ситуации.
• Умеренность обеспечивает материальное благополучие, уберегая от излишних трат или погони за деньгами. Умеренность не дает человеку превращаться в раба денег.
• Умеренность обеспечивает душевное равновесие за счет отказа от излишних эмоциональных проявлений.
• Умеренность обеспечивает независимость – от всего, над чем человек пока еще не властен.
Умеренность, став качеством личности, побуждает человека быть умеренным не только в отношении себя, но и в отношениях с другими людьми. Ловец диких зверей пустыни пришёл для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братьям некоторое послабление, сказал ему: — Вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: — Ещё натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: — Натяни ещё более. Охотник отвечал: — Если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: — Так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братьев, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо временами давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил своё согласие и пошёл от старца с большой пользой, а братья, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по кельям.