Приложение 7

к Концепции предприятия, ориентированного
на интеллигентизацию отношений

ГЛОССАРИЙ  

терминов, определяющих понятие интеллигентности  

«В современной трактовке интеллигентность понимается как интегративное качество человека,
которое включает в себя гармонично развитую духовно-нравственную, профессионально-трудовую и гражданскую культуру»

Машарова Т.В., Сырцова Е.А. 

http://oaji.net/articles/457-1392220604.pdf 

 

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

ПАТРИОТИЗМ

 

ПОРЯДОЧНОСТЬ

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

 

 

 

 

Альтруизм

 

Автономия

 

Активность

Бережливость

 

Адекватность

 

Грамотность

Бескорыстие

 

Аккуратность

 

Добросовестность

Благодарности (чувство)

 

Воли (наличие)

 

Изобретательность

Благоразумие

 

Воспитанность

 

Инициативность

Благородство

 

Гордость

 

Квалифицированность

Вежливость

 

Дисциплинированность

 

Коммуникабельность

Великодушие

 

Доблесть

 

Компетентность

Верность

 

Достоинства (чувство)

 

Компромиссность

Гуманность

 

Духовность

 

Креативность

Деликатность

 

Законопослушность

 

Любознательность

Добродетельность

 

Искренность

 

Мастерство

Доброжелательность

 

Мужество

 

Мудрость

Доброта

 

Надежность

 

Настойчивость

Заботливость

 

Непринужденность

 

Находчивость

Милосердие

 

Оптимизм

 

Новаторство

Нестяжательство

 

Ответственность

 

Образованность

Отзывчивость

 

Правдивость

 

Опытность

Открытость

 

Принципиальность

 

Организованность

Преданность

 

Самобытность

 

Пунктуальность

Приветливость

 

Самокритичность

 

Решительность

Радушие

 

Самообладание

 

Самодисциплина

Рачительность

 

Самоотречение

 

Сообразительность

Самоотверженность

 

Самоуважение

 

Сосредоточенность

Сопричастности (чувство)

 

Скромность

 

Старательность

Сострадания (чувство)

 

Смелость

 

Талантливость

Справедливость

 

Совестливость

 

Творчество

Тактичность

 

Стыдливость

 

Требовательность

Терпимость

 

Твердость

 

Трудолюбие

Учтивость

 

Умеренность

 

Уверенность

Хлебосольство

 

Уравновешенность

 

Усердие

Человечность

 

Целостность

 

Усидчивость

Чуткость

 

Чести (наличие)

 

Целеустремленность

Щедрость 

 

Честность

 

Эрудиция (наличие)

                   

 К СОДЕРЖАНИЮ

Олег Михайлов # 26 декабря 2014 в 11:54 0
"Идеалы и нормы являются необходимым элементом возникновения, формирования и развития общества. Но это не означает их незыблемости: меняется жизнь, меняются и идеалы, что позволяет говорить об имманентности идеалов тому или иному субъекту. Последнее утверждение логически влечет за собой серьезные мировоззренческие последствия: нельзя провозглашать идеалы вообще. Отсюда следует то, что интеллигентность как идеал предполагает включение тех первичных ценностей, нормативных суждений, принципов, свойств, которые адекватны как человеку, так и человечеству, поскольку интеллигентность включает в себя общечеловеческие ценности. Этим и объясняется объективная значимость следования идеалу интеллигентности для самого существования человечества. Поэтому отправной точкой в формировании интеллигентности могут выступать и выступают не умопостигаемые абстракции, существующие сами по себе, а сущности, раскрывающие взаимоотношения человека и мира" (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности, - http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3740).

"... лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

... наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества - и не только отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

... определяющее значение в любом человеческом предприятии имеют качества самих действующих лиц - и в мире в целом не менее, чем в футбольном матче, театральном спектакле, семье или полярной экспедиции.

... Нам удалось усовершенствовать отдельные качества атлетов, космонавтов и астронавтов, улучшить машины, приборы, материалы, породы кур, свиней и сорта кукурузы, преуспели мы в повышении производительности труда, увеличили возможность человека быстро читать, научились разговаривать с компьютерами. Но мы никогда даже не пытались сделать более острым восприятие своего нового положения в мире, повысить осознание той силы, которой мы теперь располагаем, развить чувство глобальной ответственности и способность оценивать результаты своих действий. Я не сомневаюсь, стоит нам только попробовать, мы преуспеем и на этом пути, так как каждый новый шаг будет со всей очевидностью доказывать, что дальнейшее движение в этом направлении соответствует нашим коренным интересам. Перед нами непочатый край возможностей улучшения человеческих качеств" (Печчеи А. Человеческие качества, - http://www.apocalyptism.ru/Human-Quality.htm).

"Высшее удовлетворение чаяний любого человека – это признание его человеческой и профессиональной полноценности – благотворности. Эта полноценность выявляется в удовлетворении потребностей окружающих – в том, насколько мы нужны другим. Служа нуждам ближних, мы осуществляем свою главную потребность – быть годными, что является основой сознания собственного достоинства каждого человека. Мы видим, что самым нужным и полноценным в годности всегда будет самый многосторонний человек – тот, который находясь на своем месте, сможет покрыть самый широкий круг потребностей и оказать самую всестороннюю помощь.

Здесь мы видим глубинную сущность интеллигентности – многосторонность, со свойственной ей свободой творческого служения" (Стелпс П. Semper et ubique (Всегда и везде), - http://www.philos.lv/Vsegda_i_vezde.html).

Как велика взаимосвязь между словом, менталитетом и образом жизни народа говорит следующий факт: "Византийский тип богословской рефлексии имеет одно ключевое слово, которое не очень-то поддается переводу на какой-либо иной язык, включая — и это заставляет задуматься — языки православного мира, например наш русский язык (интеллектуальная элита Русской Православной Церкви усвоила греческую лексему, оставляя ее без перевода, а рядовой русский верующий и вовсе не употребляет ее). Это слово — <...> («акривия»): буквально «точность», «тщание» в деле, «добросовестность», но также духовная «совестливость». Сами по себе эти понятия общечеловеческие. Общечеловеческими являются и те их аспекты, которые важны для византийского семантического круга: во-первых, точность рассуждения, во-вторых, формальная безупречность технических или обрядовых процессов, в-третьих, скрупулезная совестливость нравственного и религиозного поведения" (Аверинцев С. Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые  наблюдения, - http://ec-dejavu.ru/o/Orthodoxy_Aver.html).

"Все качества, присущие интеллигентному человеку, а их не перечесть, можно, однако, объединить одним лозунгом: «Уважай других, уважай свою землю, уважай мир вокруг, и ты будешь обязательно счастлив!»" (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?, - http://www.stihi.ru/2008/09/06/2542).

"Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствует то, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени: ум – 69%, целеустремленность – 49%, уверенность в себе – 49%, доброту – 47%, чувство юмора – 44%, отзывчивость – 42%, воспитанность – 33%, обязательность – 32%, независимость – 30%.

Российская молодежь ценит в людях прежде всего ум, что созвучно стержневому направлению развития цивилизации. Также ценит молодежь в людях деятельностный характер: целеустремленность, уверенность в себе. Венчают благоприятный образ ожиданий молодежи к этическому облику людей: доброта, отзывчивость и чувство юмора.
То есть в качестве идеала опрошенная молодежь «нарисовала» образ человека: умного, целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Это образ человека, который готов реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, но при этом не теряя свой облик человека гуманистических ценностей.

В числе первоочередных мер, способствующих целостному развитию нравственных основ молодого человека, предполагается обеспечение приоритетности развития российской культуры, пропаганды традиционных культурных ценностей, просвещения и воспитания на лучших образцах отечественной и мировой культуры, межнационального культурного сотрудничества и культурного взаимообогащения при одновременном противостоянии антикультурной экспансии извне, а также пропаганда общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества: семья, забота о старшем и младшем поколении, уважение к старшему поколению, дружбы народов и взаимопомощи в сложных ситуациях" (Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, - http://noyamolod.ru/index.php?catid=155:2013-12-10-03-09-24&id=2041:2013-12-10-03-13-21&Itemid=58&option=com_content&view=article).

"На вопрос: "Какие личные качества наиболее характерны для российской молодёжи?", получены следующие ответы. 46% респондентов ответили – эгоизм, 39% – агрессивность, 8% – честность, только 6,5 – патриотизм. И совсем мизер – порядочность и совестливость" (Шудегов В. "Возродить воспитание как неотъемлемую часть образовательной системы!", - http://udmurtia.spravedlivo.ru/005113066.html).

"Для меня традиции – это только неоспоримые ценности, которые надо беречь. Это межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу. ...

Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и грандиозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера" (Медведев Д. Россия, вперед!, - http://www.kremlin.ru/news/5413).

"Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек" (Лихачев Д. С. Тревоги совести//Лихачев Д. С. Об интеллигенции. СПб., 1997. С. 94).

"Человек интеллигентный, в моем представлении, отличается деликатностью, тактичностью, предупредительностью, радушием, приветливостью, уступчивостью, стыдливостью, совестливостью, ответственностью" (Из интервью с протоиереем Артемием Владимировым, - http://www.hram-ks.ru/interv_stroit.shtml).

"Нам представляется, что качеством, представляющим собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества (Печчеи) является качество интеллигентности. Наше утверждение строится на том, что, основу интеллигентности, как свидетельствуют многочисленные авторы, составляет признание человека в качестве высшей ценности. Это значит, что интеллигентность содержит в себе в качестве смыслообразующих ценности, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека и концентрирующие в себе все срезы человеческого бытия, что наделяет интеллигентность универсальным смыслом. " (Келеман Л.А. Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности, - http://cyberleninka.ru/article/n/intelligentnost-kak-ideologiya-universalnoy-moralnoy-otvetstvennosti#ixzz3z1FIAdUh).

"На мой взгляд, Россия лишь тогда выйдет из тупика смутозастоя, когда именно «мининско-суворинский» тип русского характера станет центральным, когда он обретет культурную, экономическую и политическую гегемонию" (Сергеев С.А. Еще раз о русском характере, - http://www.apn.ru/publications/article21837.htm).

"Что такое истинный интеллигент? Эта тема была излюбленной у Володи. К ней он неоднократно обращался и в своих книгах, и в дискуссиях с друзьями. С особенной полнотой свои мысли по этому вопросу он выразил в статье о многолетнем сподвижнике, профессоре Мичиганского университета Феликсе Раскольникове, умершем в 2008 году. Статья эта сильно отличается от обычных некрологов: она разбита на множество подглавок, в заголовке каждой из которых выделена черта характера, присущая, по мнению Володи, истинному интеллигенту" (Мессерер А.Э. Памяти истинного интеллигента, - http://club.berkovich-zametki.com/?p=19735).

"Человек во все времена – «талант редкий и мучительный». Это собирательный образ интеллигента, созданный народом и воплощённый, увековеченный Шукшиным: «Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер»" (Якунина Г. Мучительный талант – интеллигентность…, - http://www.hrono.info/text/2010/jaku0310.php).

"... в ментальности, в душе русского человека всегда есть стремление к какому-то высокому моральному идеалу, к каким-то высоким моральным ценностям. Это нас точно отличает, и уверен, в хорошую сторону" (Путин назвал наиболее ярко выраженную черту россиян, - http://pikabu.ru/story/putin_nazval_naibolee_yarko_vyirazhennuyu_chertu_rossiyan_4451521).

"Странно, что люди занимаются улучшением некоторых видов домашних животных и растений и совсем не заботятся об улучшении человеческих качеств. Часто они поступают намного хуже, чем животные." (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века", - https://www.litmir.co/br/?b=230190&p=62).

"...интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость..." (Смотрицкий Е.Ю. Эссе об интеллигенции, - http://mirznanii.com/a/227317/esse-ob-intelligentsii).

← Назад