|
"Идеалы и нормы являются необходимым элементом возникновения, формирования и развития общества. Но это не означает их незыблемости: меняется жизнь, меняются и идеалы, что позволяет говорить об имманентности идеалов тому или иному субъекту. Последнее утверждение логически влечет за собой серьезные мировоззренческие последствия: нельзя провозглашать идеалы вообще. Отсюда следует то, что интеллигентность как идеал предполагает включение тех первичных ценностей, нормативных суждений, принципов, свойств, которые адекватны как человеку, так и человечеству, поскольку интеллигентность включает в себя общечеловеческие ценности. Этим и объясняется объективная значимость следования идеалу интеллигентности для самого существования человечества. Поэтому отправной точкой в формировании интеллигентности могут выступать и выступают не умопостигаемые абстракции, существующие сами по себе, а сущности, раскрывающие взаимоотношения человека и мира" (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности).
"Нам представляется, что качеством, представляющим собой своеобразную квинтэссенцию всего, что имеет значение для человека и человечества (Печчеи) является качество интеллигентности. Наше утверждение строится на том, что, основу интеллигентности, как свидетельствуют многочисленные авторы, составляет признание человека в качестве высшей ценности. Это значит, что интеллигентность содержит в себе в качестве смыслообразующих ценности, центрирующиеся вокруг идеи самоценности человека и концентрирующие в себе все срезы человеческого бытия, что наделяет интеллигентность универсальным смыслом. " (Келеман Л.А. Интеллигентность как идеология универсальной моральной ответственности).
"Можно сказать, современная интеллигентность – сплав лучших интеллектуальных и морально-нравственных черт, собранных в одном человеке" (Кого называют интеллигентным человеком).
"... лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.
... наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества - и не только отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.
... определяющее значение в любом человеческом предприятии имеют качества самих действующих лиц - и в мире в целом не менее, чем в футбольном матче, театральном спектакле, семье или полярной экспедиции.
... Нам удалось усовершенствовать отдельные качества атлетов, космонавтов и астронавтов, улучшить машины, приборы, материалы, породы кур, свиней и сорта кукурузы, преуспели мы в повышении производительности труда, увеличили возможность человека быстро читать, научились разговаривать с компьютерами. Но мы никогда даже не пытались сделать более острым восприятие своего нового положения в мире, повысить осознание той силы, которой мы теперь располагаем, развить чувство глобальной ответственности и способность оценивать результаты своих действий. Я не сомневаюсь, стоит нам только попробовать, мы преуспеем и на этом пути, так как каждый новый шаг будет со всей очевидностью доказывать, что дальнейшее движение в этом направлении соответствует нашим коренным интересам. Перед нами непочатый край возможностей улучшения человеческих качеств" (Печчеи А. Человеческие качества).
"Высшее удовлетворение чаяний любого человека – это признание его человеческой и профессиональной полноценности – благотворности. Эта полноценность выявляется в удовлетворении потребностей окружающих – в том, насколько мы нужны другим. Служа нуждам ближних, мы осуществляем свою главную потребность – быть годными, что является основой сознания собственного достоинства каждого человека. Мы видим, что самым нужным и полноценным в годности всегда будет самый многосторонний человек – тот, который находясь на своем месте, сможет покрыть самый широкий круг потребностей и оказать самую всестороннюю помощь.
Здесь мы видим глубинную сущность интеллигентности – многосторонность, со свойственной ей свободой творческого служения" (Стелпс П. Semper et ubique (Всегда и везде)).
Как велика взаимосвязь между словом, менталитетом и образом жизни народа говорит следующий факт: "Византийский тип богословской рефлексии имеет одно ключевое слово, которое не очень-то поддается переводу на какой-либо иной язык, включая — и это заставляет задуматься — языки православного мира, например наш русский язык (интеллектуальная элита Русской Православной Церкви усвоила греческую лексему, оставляя ее без перевода, а рядовой русский верующий и вовсе не употребляет ее). Это слово — <...> («акривия»): буквально «точность», «тщание» в деле, «добросовестность», но также духовная «совестливость». Сами по себе эти понятия общечеловеческие. Общечеловеческими являются и те их аспекты, которые важны для византийского семантического круга: во-первых, точность рассуждения, во-вторых, формальная безупречность технических или обрядовых процессов, в-третьих, скрупулезная совестливость нравственного и религиозного поведения" (Аверинцев С. Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые наблюдения).
"Все качества, присущие интеллигентному человеку, а их не перечесть, можно, однако, объединить одним лозунгом: «Уважай других, уважай свою землю, уважай мир вокруг, и ты будешь обязательно счастлив!»" (Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?).
"Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствует то, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени: ум – 69%, целеустремленность – 49%, уверенность в себе – 49%, доброту – 47%, чувство юмора – 44%, отзывчивость – 42%, воспитанность – 33%, обязательность – 32%, независимость – 30%.
Российская молодежь ценит в людях прежде всего ум, что созвучно стержневому направлению развития цивилизации. Также ценит молодежь в людях деятельностный характер: целеустремленность, уверенность в себе. Венчают благоприятный образ ожиданий молодежи к этическому облику людей: доброта, отзывчивость и чувство юмора.
То есть в качестве идеала опрошенная молодежь «нарисовала» образ человека: умного, целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Это образ человека, который готов реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, но при этом не теряя свой облик человека гуманистических ценностей.
В числе первоочередных мер, способствующих целостному развитию нравственных основ молодого человека, предполагается обеспечение приоритетности развития российской культуры, пропаганды традиционных культурных ценностей, просвещения и воспитания на лучших образцах отечественной и мировой культуры, межнационального культурного сотрудничества и культурного взаимообогащения при одновременном противостоянии антикультурной экспансии извне, а также пропаганда общечеловеческих ценностей, ценностей российского общества: семья, забота о старшем и младшем поколении, уважение к старшему поколению, дружбы народов и взаимопомощи в сложных ситуациях" (Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года).
"На вопрос: "Какие личные качества наиболее характерны для российской молодёжи?", получены следующие ответы. 46% респондентов ответили – эгоизм, 39% – агрессивность, 8% – честность, только 6,5 – патриотизм. И совсем мизер – порядочность и совестливость" (Шудегов В. "Возродить воспитание как неотъемлемую часть образовательной системы!").
"Для меня традиции – это только неоспоримые ценности, которые надо беречь. Это межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу. ...
Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и грандиозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера" (Медведев Д. Россия, вперед!).
"Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек" (Лихачев Д. С. Тревоги совести//Лихачев Д. С. Об интеллигенции. СПб., 1997. С. 94).
"Человек интеллигентный, в моем представлении, отличается деликатностью, тактичностью, предупредительностью, радушием, приветливостью, уступчивостью, стыдливостью, совестливостью, ответственностью" (Из интервью с протоиереем Артемием Владимировым).
"На мой взгляд, Россия лишь тогда выйдет из тупика смутозастоя, когда именно «мининско-суворинский» тип русского характера станет центральным, когда он обретет культурную, экономическую и политическую гегемонию" (Сергеев С.А. Еще раз о русском характере).
"Что такое истинный интеллигент? Эта тема была излюбленной у Володи. К ней он неоднократно обращался и в своих книгах, и в дискуссиях с друзьями. С особенной полнотой свои мысли по этому вопросу он выразил в статье о многолетнем сподвижнике, профессоре Мичиганского университета Феликсе Раскольникове, умершем в 2008 году. Статья эта сильно отличается от обычных некрологов: она разбита на множество подглавок, в заголовке каждой из которых выделена черта характера, присущая, по мнению Володи, истинному интеллигенту" (Мессерер А.Э. Памяти истинного интеллигента).
"Человек во все времена – «талант редкий и мучительный». Это собирательный образ интеллигента, созданный народом и воплощённый, увековеченный Шукшиным: «Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер»" (Якунина Г. Мучительный талант – интеллигентность…).
"... в ментальности, в душе русского человека всегда есть стремление к какому-то высокому моральному идеалу, к каким-то высоким моральным ценностям. Это нас точно отличает, и уверен, в хорошую сторону" (Путин назвал наиболее ярко выраженную черту россиян).
"Странно, что люди занимаются улучшением некоторых видов домашних животных и растений и совсем не заботятся об улучшении человеческих качеств. Часто они поступают намного хуже, чем животные." (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века").
"...интеллигентность – это набор личностных качеств, как говорят философы, таких как: чуткость, любознательность, ответственность, скромность, критичность, самостоятельность мысли, мудрость..." (Смотрицкий Е.Ю. Эссе об интеллигенции).
|