Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Доброта как качество личности – способность смотреть на мир глазами естественного состояния души, которая изначально добра; склонность проявлять мягкое сердце и непритязательность по отношению к другим, делать им добро.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь… И тогда Учитель взял его в ученики.
Доброта – это неотъемлемое, изначальное и великое качество души, её сущность и природа. Абсурдно говорить о доброте в контексте сила это или слабость. Человек – это не грубое тело. Телом его заставляет считать ложное эго. Человек – это душа и, стало быть, как душа, имеет изначальную направленность на чуткость к окружающим, проявление непритязательности и мягкосердечия к людям. Не добрым человека делает среда, в которой господствует страсть и невежество.
Человек воспринимает мир через призму своего ума, который обволакивает душу. Находясь под своеобразным колпаком, она, если ум осквернён, не может полноценно проявить свои качества. У доброго человека ум не загрязнён испражнениями социума, поэтому душа свободно проявляет своё изначальное качество – доброту. Он воспринимает внешний мир глазами души. Стоит человеку совершить непотребный поступок, и на сердце остаются грязные разводы, затрудняющие ему видеть мир глазами доброты. От одного неблаговидного поступка к другому сердце огрубляется, становится ледяным, как у Кая из сказки «Снежная королева».
Доброта без духовности — зло. Что это означает? Доброта — это то, что соответствует Божьим заповедям, законам Мироздания. Иными словами, доброта духовна, если она не входит в противоречие с законами Бога. К примеру, взрослый сын говорит отцу: — Достала меня жена. Устал. Хочется расслабиться. «Добрый» отец предлагает: — У меня есть знакомая проститутка. Давай я организую вам встречу. Или: Друг сбивает на переходе женщину с ребенком и скрывается с места происшествия. Вы единственный свидетель. Как поступить? Проявить «доброту» — значит, согласно закону Справедливости, принять на себя полную кармическую ответственность за убийство. Доброта в данном случае является злом. Или: начальник покрывает пьянство, разврат и расхитительство подчиненного. Это не доброта. Это добровольное взваливание на себя кармической ответственности за непотребное поведение своего подчиненного.
Народная мудрость гласит: «Худо жить тому, кто не делает добра никому». В материальном мире устанавливают правила эгоизм и корысть. Казалось бы, что добрый человек не приспособлен для выживания в таких условиях. Это не более чем иллюзия. Жизнь доказывает обратное. Человека, ставящего материальные цели, в любом случае ждет усталость, надлом и разочарование. Зато пути доброты и разочарования не перекрещиваются. Зло никогда не одолеет человека, являющегося истинным проводником добра. Он, как и другие люди, будет проходить жизненные уроки, принимать вызовы судьбы, испытывать трудности, но разочарование в жизни пройдёт мимо его судьбы. Зло перед ним бессильно.
Добрый человек далеко не наивный лох. Скорее можно провести и обмануть жадину и корыстолюбца, чем того, кто знает, что такое хорошо и что такое плохо, кто умеет отличить белое от чёрного, правду от лжи, добро от зла, кто ясно понимает, как правильно поступать в жизни. Хун Дзычэн учил: «Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай». Например, к доброму человеку приходит его алкоголик сосед с просьбой одолжить денег на опохмелку. Какая-нибудь жалостливая, сердобольная старушка дала бы ему денег из своей скромной пенсии. Добрый человек знает, что такая помощь невежественна, от нее будут только неприятности. Перед ним стоит дилемма: дашь – завтра опять прибежит за новым подаянием и будешь уже не добрым и непоследовательным. Алкоголик ещё и возмутится: «Вчера дал, а сегодня, почему не даёшь?» Не дашь – на душе будет муторно, что не помог человеку. Добрый человек поступит следующим образом: «Я не могу дать тебе денег на выпивку, это не в моих правилах. Хочешь, я тебя накормлю? У меня холодильник полон вкусностями».
Таким образом, доброта умеет, когда это необходимо, сказать невежеству жесткое «Нет». Фаину Раневскую о чём-то попросили и добавили: — Вы ведь добрый человек, вы не откажете. — Во мне два человека, — ответила Фаина Георгиевна. — Добрый не может отказать, а второй может. Сегодня как раз дежурит второй.
Иными словами, доброта – это не безотказная благодетельница, фонтанирующая добром налево и направо. Прекрасно диагностируя симптомы доброты в другом человеке, она четко знает кому, когда, где и в каком объеме оказать помощь. Ещё Цицерон говорил: «Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем - сколько может принять его тот, кому помогаешь». Доброта – неординарное качество личности. Её обладатель, обладая силой разума, всегда способен разобраться, как адекватно и верно вести себя в любой жизненной ситуации и творить добро не из чувства слабости сердца, а из человечности, природной любви к людям, то есть – добросердечия.
Доброта чужда избирательности, выгоды и двойственности, она проявляется в любых обстоятельствах, невзирая на оценки, пересуды и косые взгляды не добрых людей. К примеру, в класс пришел новичок, и все приняли его настороженно и недоброжелательно. Все, за исключением доброго ученика. Он на глазах у всех начинает оказывать новичку знаки внимания. На упрёки класса он реагирует словами: «Приди кто-то из вас в новую школу, я бы и вам помог. Я привык всем помогать». Такими поступками добрый ученик не может не вызвать скрытое уважение со стороны одноклассников. Всех подкупает его открытая позиция без позёрства и избирательности относиться ко всем с позиций доброты. Когда доброта естественным образом распространяется на всех людей, она перерастает в мудрость.
Мать Тереза наставляла: «Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно, и прежде всего — у себя дома. Дарите любовь своим детям, своей жене или мужу, своим соседям… Пусть ни один человек не уйдет из вашей жизни без того, чтобы не стать хоть немного лучше или счастливее. Станьте живым выражением доброты Бога. Пусть люди видят доброту, светящуюся в вашем лице, в ваших глазах и в вашем дружеском приветствии».
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и складывала их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Ярко проявленным качеством личности доброта становится при условии освобождения человека от вожделения. Это не означает, что он говорит жене: «Ты не медаль, чтобы у меня на шее висеть. Иди-ка ты в люди». Это значит, что он по-доброму относится к близким, уважая их духовную природу, а не только тело. Добрый муж осознаёт, что одна из его жизненных задач – привести жену к Богу. Он добросовестно исполняет свои обязанности, ведет за собой близких к духовным вершинам.
Добрый человек проявляет чуткость по отношению ко всем без исключения людям. При этом он строг к себе, что избавляет его от чрезмерной чувствительности, сентиментальности и доброты в невежестве, которая, по сути, является злом. Строгость к себе – это одно из проявлений доброты к самому себе. Когда человек стоит у зеркала и заученно твердит: «Я солнце. Я большое солнце. Я очень добрый, хороший, умный, честный, замечательный человек», этими словами он повышает не свою самооценку, а свою гордыню и необоснованную притязательность. Доброта непритязательна к окружающим. Это её важное свойство. Добрый человек постоянно проявляет своё качество доброты, не думая о тот, что он вмешивается в судьбу другого, не напрягаясь от сомнений, положена ему помощь по судьбе или не положена.
Быть добрым – значит удостоиться чести обрести духовное знание. Доктор О.Г. Торсунов утверждает: «Тот, кто обладает величием души и сердечной добротой, достоин обрести самое большое богатство этого мира – духовное знание… Благодаря добрым делам человек имеет средства на существование в этой жизни и в следующей. Почему он в этой жизни имеет средства на существование? Потому, что ему их дадут. Вот, допустим, по судьбе нам не положено иметь средства на существование, ну потому что не заслужил, но если человек делает добрые дела, его все поддерживают. Что значит, на существование? Это значит, вот необходимо что-то иметь, а этого нет, так как существует такой закон, что человек, который делает добрые дела, он, несомненно, получит назад столько, от этих своих добрых дел, сколько ему нужно для жизни. Ему нужно вот это, ему помогают сразу. Это признак того, что он делает добрые дела. Он не заслужил, но кто-то жертвует ему свое благочестие в этом случае. Таков закон. Мы можем говорить: нет такого закона. Но он есть».
Истинная доброта немотивированна. Если человек желает потщеславиться, разрекламировать, какой он добрый — это не настоящая доброта. Доброму человеку не нужны почести. Ощущение, что его будут восхвалять за доброту, вызывает у него протестное настроение. Он привык творить добро тихо и незаметно. Ему не нужен пиар и публичность. Доброте достаточно осознавать, что люди её ценят и уважают. Она, как и душа не стареет. Шекспир писал: «Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце, подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем».
Р. Сеф в «Лесной песенке» показал, насколько разительно отличается видение мира доброго человека от восприятия его корыстными людьми.
Столяр гулял в густом лесу
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
- Как много тут столов!
Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
- Как много зайцев тут!
Шёл утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
- Как хорошо в лесу!