Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
Федор Михайлович Достоевский
Сострадание (сострадательность) как качество личности – способность с помощью энергии любви понять страдания другого человека и оказать ему помощь.
Встал человек на Путь и пошёл. Встретилась ему на пути Неприятность. Одна. Другая. Третья. Трудности собрались толпой на пути. Препятствия всё труднее возникают. Замедлил человек свой бодрый шаг, призадумался: то ли идти, то ли не идти, то ли этой дорогой, то ли не этой… Прибежала Жалость: – Ой, ты несчастненький! Ой, как тебе сочувствую! И за что тебе такое?! – и напустила слёзную лужу. Подошло и Сострадание: – Ничего страшного, и это пройдёт! Ты же сильный, а потому справишься со всем земным. Чем могу тебе помочь? – спросило Сострадание. Оглянулся человек вокруг и видит: лужа Жалости всё расползается и расползается, того и гляди всё затопит, что и шагнуть будет некуда. Не ровен час и Саможаление появится… Посмотрел человек на Сострадание. Взгляд уже у него жалобный такой. А Сострадание улыбается в ответ ободряюще: – Иди, мол, смело вперёд, двигайся решительно, пока путь совсем не перекрыт. Собрал человек свои силы и, перепрыгнув через лужу слезливой Жалости, бодро зашагал дальше к новым Трудностям навстречу. А Сострадание уже торопится к другому путнику, чтобы поспеть, пока Жалость его не затопила и Саможаление не одолело.
В словаре Вебстера сострадание трактуется как «глубокое осознание страдания другого человека, удвоенное желанием помочь освободиться от них». В отличие от жалости и сочувствия, сострадание является активной жизненной позицией, готовой к активной реальной помощи. Стефан Цвейг писал: «Сострадание — хорошо. Но есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».
Будучи чутким и деликатным, сострадание понимает, что происходит во внутреннем мире другого человека. Зачастую оно видит в чужих бедах и страданиях свои собственные. Далеко не всякий человек способен на сострадание. Для этого нужны духовные силы. У кого эта сила проявлена через доброту, правдивость, человечность, тот и способен на сострадание. Данное качество присуще только духовно сильным и возвышенным людям. Импотенты духа способны лишь на жалость. В лучшем случае на сочувствие, не более. Страждущий чувствует эту духовную силу, энергию любви, осознаёт, что его поняли, и ему сразу же становится легче. Сострадание – это не всегда беседа. По мере весомости она проявляется, прежде всего, через теплый взгляд, прикосновение, отвлеченное слово.
Сострадание – это глагол, это эффективное и результативное проявление любви. »Оставаясь лишь идеей, сострадание не имеет особой ценности. Оно должно стать сутью нашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки» — говорит Далай Лама. Одна из его любимых молитв насыщена состраданием:
Пока существует мир,
Пока его населяют живые существа,
Я останусь в нём,
Чтобы помогать, чтобы служить.
Сострадание и доброта проявляются в связке, но имеют некоторые различия. Доброта – это когда проявляешь к человеку добрые чувства, удовлетворяя его потребности, делаешь то, чего он желает. Сострадание даёт человеку не то, что он хочет, а то, что ему необходимо. Зачастую страждущий хочет то, что ему вредно. Сострадательный человек даёт человеку, то, что полезно, что ему пригодится. Передать истинное знание, как избежать беды, можно только силой сострадания.
Сострадание – начало человеколюбия – гласит японская пословица. Доктор О.Г. Торсунов говорит: «Сострадание не означает писклявым голосом кому-то что-то говорить, или лебезить перед кем-то, это не сострадание. Сострадание – это качество сознания, которое или присутствует в человеке, или нет. Оно определяется сильным желанием помочь. Сильное желание помочь не означает унижаться перед кем-то. Если человек сам не хочет, чтоб ему помогли, ему незачем помогать. Каждый лидер это должен знать. Должен сначала проверить, хочет человек помощи или нет. Если он не хочет помощи, не нужно навязывать ему свою помощь, потому что некоторые думают, сострадание – это означает навязывать помощь. Сострадание состоит из чуткости сердца и способности передать силу какую-то. Если у вас есть психическая сила и чуткость сердца есть, это означает сострадание. У некоторых людей есть сила, но чуткости сердца нет, и они пытаются передавать тому, кто даже не просит, и он говорит: «Отстань от меня, я не хочу тебя слушать!» – «Нет, ты будешь меня слушать, я тебе могу помочь». Это не означает сострадание, это означает сухость в сердце».
Сострадание никого не осуждает. Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: — Это все, или ты хочешь чего-нибудь еще? Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул: — Учитель, только позволь мне и я покажу ему! Его нужно наказать! — Ананда, — сказал Будда, — Этот бедняга итак слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня — это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно — любовь и сострадание, проявленное Буддой! Будда сказал ему: — Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал: — Прости меня! Будда произнес: — Нет необходимости, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив, видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
Если человек не способен поставить себя на место страждущего, он не сможет его понять, а значит, и не сможет ничего ему объяснить. Сострадание – это способность вставать на точку зрения другого человека. Только человек, находящийся под влиянием энергии благости, может понять другого человека. Это не означает, что он бездумно принимает на вооружение его жизненные принципы. Сострадательный человек понимает, что у каждого человека свой уровень сознания, свой уровень развития. От этого нужно «плясать». Нельзя первокласснику давать высшую математику. Подача знаний должна осуществляться сострадательно, без насилия и непомерных требований. Сострадание помогает человеку в рамках своей доброты. Фаина Раневская заметила: «Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой. Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужна только доброта и сострадание».
Под сострадание рядятся многие пороки – лицемерие, сентиментальность, льстивость, но посвящённый человек легко обнаружит фальшивки, типа душевного «поглаживания», слезливой жалости и подбадривания. Сострадание наполняет страждущего человека энергией. Имея дело с подделками, он чувствует усталость, безысходность и пессимизм. К слову, страдания человеку ниспосланы, чтобы он прошел определенные жизненные уроки, понял, в чём заблуждался, нашел в себе силы справиться с трудностями и вызовами судьбы. Мудрость гласит: «Бог разговаривает с людьми шёпотом Любви. Если человек не слышит ЕГО, Бог разговаривает с человеком голосом Справедливости. Если человек и в этом случае не слышит ЕГО, Бог разговаривает с ним криком Страданий».
Сострадание делает человека счастливее. Когда человек испытывает беспокойство, тревогу, стресс, он находится под властью одной доминантной мысли. Иными словами он сконцентрирован на том негативе, что происходит в его жизни. Испытывая сострадание к другому человеку, он тут же избавляется от навязчивой доминантной мысли. Чужие страдания перебивают собственные переживания. Например, близкий родственник обращается за экстренной помощью, и внимание человека, ещё недавно находившегося в глубокой депрессии, переключается на волну сострадания, то есть энергию любви. Человек уже по-иному, с оптимизмом смотрит на своё положение.
Раз упомянули оптимизм, немножко юмора. Одна буддистка занималась практикой учения в Индии. Когда она с ещё одной женщиной ехала на повозке, управляемой рикшей, на них набросился ужасного вида мужчина. Хотя он, в конце концов, отвязался от них, однако сильно напугал, и буддистка была очень расстроена случившимся. Она решила спросить своего учителя, как нужно было поступить в такой ситуации — с правильным, буддистским подходом. — Ты должна была вдумчиво и с великим состраданием ударить его зонтиком по голове, — ответил учитель.
Вечным примером сострадания и милосердия будет для всех людей мать Тереза. Сентябрьским утром 1946 г. у входа в одну из калькуттских больниц стояла тачка, в которой находилась покрытая коростой, заживо гниющая, обездвиженная женщина. Туда ее привез сын, да так и оставил, потому что в больницу ее не приняли. Случайно оказавшаяся рядом католическая монахиня Тереза попыталась помочь умирающей: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле». Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость». Годы спустя у одного журналиста, наблюдавшего по заданию редакции ежедневную возню матери Терезы и сестер с умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов!» «За миллион и я бы не сделала, — ответила мать Тереза. — Только бесплатно. Из любви к Христу…».