Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
Михаил Жванецкий
Мудрость — это знать, насколько мало мы знаем.
Оскар Уайльд
Мудрость как качество личности – способность понять высшее, целостное, духовно-практическое знание и сделать его частью своего опыта; уметь делать выводы без логики, не используя логические связи, доказательства, строить своё мышление на принципах системы ограничений; во внутреннем разговоре слышать только свой разум и интуицию; точно знать последовательность своих действий; видеть к чему ведет то, что происходит и верным словом порождать правильные действия других; уважать советы других; стоять во взаимоотношениях с жизнью на платформе смиренного Ученика.
Когда Мудрую Свинью спросили, что она думает о мудрости, та, не задумываясь, ответила: — Истинная мудрость предполагает не наличие знаний, а правильность действий; не свершения великих дел большого ума, но избегание глупостей; не изучение обстоятельств собственными усилиями, но память о чужих неудачах. Истинная мудрость не терпит излишеств и бахвальства, что всегда у людей в почёте, оттого и мало мудрых: труд большой, а славы мало. — Ответь-ка, Свинья, — спросили её, — в чём заключается труд избегать ошибок? — В борьбе с желанием сделать глупость, а в случае удачи — в противоборстве с собственной гордыней, ведущей к бедам и позору, — ответила Мудрая Свинья.
Л.Н. Толстой определял мудрость как «знание вечных истин, приложимых к жизни». Человек может выучить наизусть все энциклопедии мира, но так и не набраться мудрости. Информативное знание доходит до ума и останавливается на статусе теории. Человеку всё понятно, но применять новое знание в своей жизни он по разным причинам не желает. Знание, дошедшее до разума, подвергается сомнению, анализируется, сопоставляется с уже имеющимся знанием и жизненным опытом. Мудрый человек, убедившись в истинности и авторитетности знания, делает его частью своего опыта, то есть применяет на практике. Мудрость – это знание, грамотно вошедшее в жизнь.
К примеру, человек знает, что ум, центральная нервная система отдыхают в период с 21 до 24 часов, что если ложиться позже, происходит постепенное разрушение организма, страдает иммунная система и в какой-то момент обязательно даст сбой. Болезни обрушатся сразу, лавиной. Знать то знает, но, занимаясь самообманом, уговаривает себя, что он «сова». Это не мудрость, а ее противоположность – глупость. Иными словами, мудрость как качество личности внимательно выслушивает точку зрения другого человека, полученное информативное знание взвешивает на весах истинности и авторитетности, анализирует, сопоставляет со своим миропониманием и, убедившись в его правильности, стремится использовать в своей либо чужой практике.
Мудрец видит тенденции развития событий и может верными словами направить людей по верному пути. Мудрость – это способность принять единственно правильное решение в интервале между обозначившейся проблемной ситуацией и реакцией на неё. Мудрость знает, как правильно поступать в самых сложных ситуациях. Умный, изворотливый человек сможет «выкрутиться» из сложной ситуации. Мудрость, обычно, не попадает в такие ситуации, загодя рассчитывая последствия своих действий. Конечно, от уроков жизни никто, как от уроков физкультуры, не освобождается. Мудрость тоже принимает вызовы жизни, видит в них новые возможности и мудро решает, как задачи, необходимые для дальнейшего личностного роста.
Мудрость – это отсутствие гордыни, это смиренная позиция Ученика во взаимоотношениях с внешним миром. «Век живи, век учись», — это жизненный девиз мудрости. Вкус мудрости – это вкус ученичества. Осознавая свою собственную малость и ничтожность имеющегося знания, мудрость всегда открывает свой разум для нового знания. Разум блокируется эгоизмом. Мудрость – хозяйка своего разума, легко контролирующего ненасытные чувства и неугомонный ум. Жизнь для нее – извечный Учитель и Советник. В отличие от гордыни, она считает, что жизнь совершенна, а я несовершенна. Поэтому мне нужно самоизменяться в лучшую сторону, воспитывать в себе достоинства, тогда пороки будут безболезненно вытеснены из характера, как проявленные качества личности. Конфуций говорил: «Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их».
Мудрость понимает, что в жизни нет черновиков. Всё пишется набело, с первого раза. Как гласит английская пословица: «Если бы можно было всё делать вторично, все были бы мудрецами». Поэтому мудрость направляет знания в жизнь только в состоянии полной уверенности в их правильности.
Мудрость – это процесс освобождения от глупости. Это два полюса. Это два качества на одной шкале координат. Чем большую силу набирает мудрость, тем слабее становится глупость. Мудрец – это человек, у которого глупость зачахла, едва дышит и, несмотря на потрясающую жизнеспособность, продолжает хиреть и медленно умирать. Том Роббинс в книге «Натюрморт с дятлом» пишет: «Мудростью нельзя обогатиться. Это процесс не обретения, а скорее освобождения. Люди становятся мудрее, когда чего-то лишаются». Мудрость понимает, что не нужно прогибать мир под себя, менять и контролировать других в угоду своим представлениям, как правильно жить. Не нужно другим приписывать то, что хочется в них видеть, не надо обременять их своими ложными ожиданиями.
Иными словами, мудрость не видит ничего плохого в жизненных уроках, в преодолении трудностей. Есть такая притча про пятерых мудрецов. Первый мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) все плохо. — Это был Моисей. Второй мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на сердце) все плохо. — Это был Христос. Третий мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на карман) все плохо. — Это был Маркс. Четвертый мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая ниже пояса) все плохо. — Это был Фрейд. А пятый мудрец сказал, что у людей не все уж так плохо, потому что все относительно. — Это был Эйнштейн.
Мудрость – это проявленная в реалиях жизни связь с Богом. Для того, чтобы такая связь была прочной, нужно обладать чистым сознанием, духовностью и целостностью личности. Мудрец – это человек, алчущий истины. Он четко осознает, что ответы на все вопросы можно получить только у Абсолюта. Поэтому душа мудрости всегда стремится быть в обществе своего «Отца». Мудрость – это вечное стремление к истине, к совершенству.
Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?» Мудрец не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос: «Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?» Мудрец, наконец, повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал его там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!» «А не предпочёл ли бы взамен его богатство, удовольствия, могущество, яства или любвь, сын мой? Не думал ли ты о чём-нибудь из них?» — спрашивал мудрец. «Нет, господин, я жаждал только воздуха и думал лишь о воздухе», — последовал немедленный ответ. «Итак, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления, постоянно, день и ночь. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым».