Самые закоренелые проходимцы — и те понимают,
что в стыдящемся человеке есть нечто,
выделяющее его от массы бездельников и глупцов.
М. Салтыков-Щедрин
Стыдливость как качество личности – склонность испытывать боязнь перед действием, в котором совесть либо ложное эго усмотрят что-то предосудительное, унижающее, постыдное.
Ездили по Сибири в древности купцы. И был среди них один, который, когда человеку нечем было заплатить, давал в долг. Он говорил: — Вот, смотри, я твоё имя в книгу пишу. В следующий раз я приеду и возьму с тебя долг. Если же в следующий его приезд у должника тоже нечем было платить, купец говорил так: — Ну, хорошо, сейчас я с тебя ничего не возьму, но смотри, я напротив твоего имени в книге крестик ставлю, так что я ничего не забыл и в следующий раз обязательно взыщу с тебя долг. Так же и в следующий раз, если у должника не было денег, купец ставил ещё один крестик. А уж в третий раз он говорил так: Всё, я прощаю тебе долг. Видишь, я зачёркиваю твоё имя, зачёркиваю крестики. Пусть с тебя Бог взыщет. Глупец радуется, что провел купца. Но долги придется отдавать. Согласно верованиям дети-инвалиды от рождения – это наши невозвращенные долги из прошлой жизни. Им и придется всю жизнь отдавать долги.
Русская пословица гласит: «»В ком есть стыд, в том есть и совесть». В. И. Даль понимал под стыдом «внутреннюю исповедь перед совестью». Сенека пишет: «»Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное».
Стыдливость питается из двух источников – совести и ложного эго. Совесть – это нравственный закон, который живет у нас внутри, это внутренний контролер, сверхдуша, искорка Бога. Совесть не обманешь, когда человек хочет либо уже совершил что-то постыдное, она возникает как ощущение на стыке взаимоотношений с его душой, умом и разумом. Происходит внутренняя оценка норм своего либо чужого поведения в контексте требований совести и выносится немедленный вердикт – «Так поступать нельзя. Это безнравственно. Тебе будет стыдно». М. Сервантес утверждал: «Нравственность неотделима от стыдливости, стыдливость же от нравственности, и ежели та и другая начинают осыпаться и обваливаться, то все красивое здание рушится, обесценивается и уже ничего, кроме отвращения, не внушает». Совесть вызывает у человека боязнь совершить постыдный поступок, а если он его уже совершил, обрушивается муками стыда. Сенека по этому поводу писал: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы».
Ложное эго пропитывает, а затем подавляет ум, чувства и разум человека, вследствие чего он, зачастую, чувствует себя неполноценным, неуверенным в себе и беспомощным. В отличие от совести, стыд, порожденный ложным эго, выучивается в возрасте от трех до семи лет. Ребенок осваивает искусство проявлять стыдливость, перенимая поведение от сверстников или более взрослых детей. Стыдливость становится инструментом защиты от обвинений окружающих за промашки в своем поведении. Взрослые, видя в ребенке проявления стыдливости, успокаиваются и отстают. В дальнейшем в аналогичных ситуациях стыдливость включается бессознательно, на автомате. Кроме того, родители и воспитатели держат ребенка «в узде» посредством формирования у него чувства стыда. Но это все «цветочки» воспитания, «ягодки» ждут человека впереди, когда он начинается стыдиться своей внешности и поведения. Неудачи в личной жизни трактуются им, что со мной что-то не так. А всему виной разбухшее ложное эго, которому по каким-то причинам выгодно поддерживать в человеке мнение о его ущербности и неполноценности.
Человек, подверженный стыдливости, вызванной к жизни ложным эго, становится крайне уязвимым. Ему стыдно идти на прием к урологу или проктологу, он испытывает стыдливость в общении с продавцами – запросто может не взять большую сдачу. И не потому, что не жаль, а потому, что стыдно. Он испытывает боязнь, что пострадает его важность и значимость, что его оценят не так, как надо. Возьмем популярный пример. Ложное эго женщины нашептывает уму: «Если хочешь сладко жить, надо выдать ее замуж за состоятельного человека, а чтобы она сдуру не выскочила замуж за бедного, нужно ей внушить, что стыдно ездить не на «крутой» машине и общаться с не «крутыми» мужчинами. И вот подходит к такой «стыдливости» порядочный человек и получает от ворот поворот. Зачастую женщина хочет выйти замуж, ей хочется заботиться о муже и детях, а ложное эго, которое и так все устраивает, сопротивляется, нашептывая: «Да кому ты нужна? Ни рожи, ни кожи». Ложное эго взращивает у нее комплекс неполноценности, и женщина крайне скованно общается с мужчинами, испытывая чрезмерную стыдливость. Стыдливость подвержена внешнему влиянию чужих эго. Сейчас, если девочка в шестом классе девственница, над ней начинают дружно смеяться. Раньше были добры молодцы и красны девицы, теперь идут из школы красные молодцы и добрые девицы, которые разучились краснеть. Помимо этих банальных проявлений стыдливости, ложное эго использует еще способность человека осознавать свое несовершенство и стыдиться этого факта. Шарль Монтескье писал: «В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами».
Некоторые девушки настолько стыдливы, что стыдятся отказывать мужчинам. Многим взрослым женщинам и невдомек, что стыдливость является их богатством и достоинством. В стыдливости проявляется сверхъестественная привлекательность женщины. Природа мужчины такова: когда женщина раздевается, его не столько интересует ее формы и длина ног, сколько то, что она вопреки своей стыдливости отдается и доверяет именно ему. Бесстыдная девка, готовая раздеться перед кем угодно, хоть на детском новогоднем утреннике, может лишь рассчитывать в обществе не глупого мужчины на одноразовое использование. Затем последует чешский вариант – пинок под зад с мыслью: «Низко летит, видать к дождю». Мужчина так устроен, что он крайне ценит стыдливость женщины. Если женщина стыдлива, разумному мужчине даже в голову не придет оценивать ее физические данные или что-то сказать о ее внешности. Почему так происходит? Дело в том, что стыдливая женщина вызывает у мужчины чувство покровительства. Он ощущает себя защитником, у него появляются силы и воодушевление. Если собрать мужчин всех возрастов и провести опрос, какие женщины вызывают у них уважение, кого бы они предпочли в жены, красивых или стыдливых, можете не сомневаться, ответ будет однозначным – стыдливых. Иммануил Кант писал, что «стыдливость представляет собой тайну природы для ограничения необузданного влечения», что «стыдливость служит для того, чтобы набросить таинственный покров даже на самые естественные и самые необходимые цели природы, дабы слишком уж грубое знакомство с ними не вызвало отвращения».