Орфография — истинное зеркало компетентности власти и тайная «проговорка» о задачах: по любимому толстовскому выражению, ДЕЛАТЬ НИЧЕГО. Это, подчеркивал Толстой, гораздо хуже, чем ничего не делать.
Наша нынешняя речь не предполагает уважения к собеседнику. То есть мы не хотим, чтобы он уважал нас за грамотность. Пусть уважает за что-то другое — за деньги, например, или за умение поставить этого собеседника на место. Знание орфографии, свободное владение цитатами, связная и богатая речь перестали быть критериями, по которым оценивается собеседник. И это самое серьезное последствие общественных перемен последнего двадцатилетия. Грамотность и образованность как ценности не пропагандируются в современном обществе. Впрочем, остались еще люди, для которых грамотность по-прежнему нечто вроде пароля. Грамотность – это тот код, тот пароль, с помощью которого культурный человек узнает другого культурного человека.
Откуда берется безграмотность? Все - из рекламы? Все - из телевизора и Интернета? Про Интернет вообще лучше молчать. Смысл некоторых сообщений доходит с трудом.
Вспоминается прочитанное всё в том же Интернете: "Мы пили чай и обсуждали творчество Пастернака. Дама, дворянка по происхождению, говорила по-французски. Вдруг открылась дверь, в комнату ввалился мужичок в ватнике и потребовал водки. Дама по-французски извинилась, повернулась к мужичку и выдала матерную тираду, смысл которой сводился к тому, куда пойти мужику и где взять то, что ему надо. Затем повернулась обратно, и с достоинством произнесла: "Чтобы тебя правильно поняли, с каждым надо разговаривать на его родном языке". Жаль только, что в отличие от этой дамы многие наши современники не так разносторонни, и не могут переключиться с "расговорнной" речи на "правильную", не говоря уже о французском языке. Пусть бы была "арфаграффия пакаления Пепси", если бы представители его могли изъяснятся еще и на настоящем русском языке, "переключаясь" по мере необходимости, на официально признанную орфографию. Угнетает именно тот факт, что официальной-то орфографии многие не помнят». С этим нельзя не согласиться.
Зачем нужна грамотность? Сейчас, в век "информации" на это можно дать вразумительный ответ: грамотное написание - это добавление к сообщению избыточной информации, которая позволяет проверить правильность всего сообщения. Более того, русский язык, слава богу, имеет орфографию, построенную не совсем на фонетическом принципе, поэтому внешне похожие слова почти наверняка имеют общие корни, а значит и общий смысл. Именно поэтому русский язык, правильно записанный, можно *понимать*, не произнося! А зрительный канал передачи информации значительно шире и быстрее слухового, даже внутреннего.
Итак, при обмене сообщениями всегда участвуют две стороны, и, если передающая отклоняется от стандарта, то передача идёт за счёт принимающей стороны, которая вынуждена исправлять ошибки, даже если она это не осознаёт. Что, несомненно, ухудшает понимание, замедляет передачу мысли. Поэтому, грамотное написание - это и взаимоуважение, и сохранение времени и нервов человека, получающего ваше сообщение.
Грамотно писать надо для того, чтобы понимать друг друга, ведь слово несет в себе определенный смысл, который может исказить неграмотная запись. Отсюда возможно двоякое понимание слов, выражений, предложений. Грамотно писать, значит, уважать законы, нормы и традиции языка, тем самым сохранить культуру нашего народа. Несоблюдение норм орфографии и пунктуации может привести в конечном итоге к вырождению языка, мы перестанем понимать классическую литературу, потеряем исторические корни. При искажении языка возникнут такие негативные изменения, при которых язык утратит свои лучшие качества, что приведет к отсутствию единого языка народа, к непониманию, разобщению. Основная причина безграмотности - в действиях власти, направленных на жесткое, беззастенчивое манипулирование сознанием населения. Безграмотными проще управлять. Замечательно по этому поводу написал Евгений Евтушенко: "Свобода нужна образованному, невежественному - жратва..." Может потому и появляются приказы подобного содержания: «С 1 сентября вступает в силу приказ номер 195 Министерства образования и науки от 8 июня 2009 <..>У слова "кофе" есть теперь не только мужской, но и средний род. "Интернет", согласно новым правилам, необходимо писать с большой буквы, а название боевого искусства - "карате" вместо "каратэ". Поясняется, что правильно писать и говорить "бра'чащиеся", а не "брачу'ющиеся. Что касается ударений, то теперь официально можно говорить "догово'р" и "до'говор", "йо'гурт" и "йогу'рт", "по сре'дам" и "по среда'м" и т.д. Многие грамотные люди возмущены, но можно ли что-то изменить? Да, язык подстраивается под большинство своих носителей. И все же считаю, что нельзя постоянно опускать культуру на уровень безграмотных людей, не желающих учиться. С другой стороны, в школе десятилетиями твердят фразу Тургенева: "Каждый сам себя воспитывать должен". Очень важно сделать осознанный выбор. Не менее важно, чтобы учителя стали, прежде всего, воспитателями, если хотите, "властителями дум" школьников, а не поставщиками стандартного набора образовательных услуг.
Вероятно, есть сферы, где следует насаждать норму насильственным образом. Радио, телевидение, печатная пресса должны быть культурными центрами, где нарушение языковой нормы звучало бы так же неприлично, как свитер с джинсами в солидном учреждении.