Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Жан Жак Руссо
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Мигель Сервантес
Вежливость как качество личности – склонность к повседневному уважительному общению, внешнему проявлению доброжелательности, ставшей нормой поведения и обычной, естественной формой общения с окружающими.
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость обеспечат тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи… И тогда Учитель взял его в ученики.
Суть вежливости как качества личности скрывается в этимологии слов «вежливость» и «вежливый». Еще в XVI столетии слово «вежа» означало «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в противоположность невежливому, владеет знанием, «веданием» или «вестью».
Известный мыслитель Артур Шопенгауэр написал притчу, которая очень ярко характеризует необходимость присутствия вежливости в обществе: «В холодный зимний день, чтобы не замёрзнуть, стадо дикобразов улеглось тесной кучей, но вскоре уколы от игл соседей заставили их лечь дальше друг от друга. Необходимость согреться принудила стадо снова сдвинуться. Так они метались из одной крайности в другую, пока не нашли то умеренное расстояние между собой, когда и соседские иглы не колют, и холод можно переносить. Это расстояние – аналог вежливости в человеческом обществе».
«Будь вежлив с каждым. Никогда неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных», — гласит американская пословица. У вежливого человека уважительные слова слетают с уст, порой, автоматически, как подсознательная реакция на внутреннюю доброжелательность. Если бы он каждый раз вдумывался в суть своих вежливых слов, осознавал их скрытый веками смысл, это бы только подстегнуло и убедило его в важности своего проявленного качества личности. Вдумайтесь, говоря волшебное слово «спасибо», на самом деле мы говорим пожелание «спаси тебя Бог» за добрые дела, а произнося обычное «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья. Слово «благодарю» означает — благо дарю (за вашу услугу). Турист, объездивший полсвета, скажет вам, что в любой стране мира достаточно знать эти два волшебных слова, чтобы поездка оказалась приятной и комфортной.
Человек, услышавший голос вежливости, может не знать скрытый столетиями смысл ее слов, но его подсознание на раз- два расшифровывает посланную доброжелательность. Поэтому вежливость становится залогом успешной и гармоничной жизни человека. Подсознание мгновенно оценивает по невербальному поведению, являются ли ваши вежливые слова проявлением доброжелательности или под маской вежливости спрятались лицемерие, лесть, корыстолюбие, коварство или вероломство. Если картинка сложилась, то есть слова полностью соответствуют сигналам тела, подсознание автоматически зачисляет вас в число друзей. Обычно подсознание условно делит людей на друзей и врагов. Вежливость позволяет человеку сдать этот невидимый экзамен, получить высшую оценку и попасть в галерею друзей другого человека. Словом, вежливость, как форма проявления доброжелательности, обусловливает гармоничную жизнь человека с внешним миром. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Одно из главных требований вежливости — умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
Разовые проявления вежливости не делают человека носителем этого качества личности, у которого вежливость проявляется при любых обстоятельствах. В самых экстремальных ситуациях вежливый человек останется верен своей доброжелательности к людям. По-настоящему вежливых людей крайне мало, ибо необычайно сложно сохранять доброжелательность к людям, когда в тебе самом и в них укоренились эгоизм, невежество, корыстолюбие и обман. «Одна снежинка — еще не снег, еще не снег, одна дождинка – еще не дождь», поется в известной песне. Одноразовая вежливость напоминает всем известное средство контрацепции барьерного типа. Возьмем типовой пример. Когда люди заходят в автобус, в котором полно свободных мест, все – олицетворение вежливости и предупредительности. Но если в автобус набилось людей, как селедок в банку, о вежливости как-то забывают, наоборот, крепнет голос раздражения, бесцеремонности и хамства. Человек, еще минуту назад бывший эталоном вежливости, превращается в ее противоположность – грубость.
«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия», — говорил Сэмюэл Джонсон. Замечательное человеческое качество, несомненная добродетель – вежливость, попав в недобросовестные руки подлеца, лицемера, мошенника или афериста, становится удобной отмычкой для людских сердец. Анонсируя себя истинным обладателем этого достоинства, они реализуют свои порочные качества, обманывая и манипулируя людьми. Вежливость, находящаяся на службе порока, умножает его разрушительную силу и пагубность последствий.
Широко укоренились такие словесные связки как «холодная вежливость», «ледяная вежливость» или «презрительная вежливость». К истинной вежливости они не имеют никакого отношения. Это фальшивки данной добродетели. В них отсутствует искренняя, бескорыстная благожелательность и доброжелательность по отношению ко всем людям. Истинная вежливость всегда является следствием доброжелательности. Иными словами, существует такой алгоритм, в котором причиной является доброжелательность, а следствием – вежливость. Всё, что пренебрегает данным алгоритмом, но претендует на вежливость, является дешевой подделкой, используемой в непотребных или корыстных целях.
Однажды Юлий Цезарь был гостем бедного поселянина, угощавшего его ужином, Цезарь был настолько вежлив и деликатен, что, когда поселянин, думая, что его пища должна понравиться высокопоставленному гостю, поставил перед ним блюдо с острым соленьем, служащим обыкновенно приправой, Цезарь съел все содержимое блюда, выражая при этом свое удовольствие, хотя обжег себе весь рот и чувствовал сильные боли в желудке.
Любопытны проявления вежливости у разных народов. Японцы настолько ценят социальную гармонию и отсутствие конфликтов, что всячески избегают слова «нет» — даже если ситуация требует его произнести. В своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников описывает совершенно нормальную для японцев ситуацию: «Начальник входит в кабинет и спрашивает секретаршу: «Мне кто-нибудь звонил?» — «Да», — отвечает та. — «Кто же?» — интересуется босс. — «Никто», — отвечает девушка. И можете быть уверены — шеф, если только он не иностранец, не рассердится на нее за подобную путаницу. Просто молодая подчиненная изо всех сил избегала невежливого слова «нет». Поэтому и слово «да» в японском языке далеко не всегда обозначает прямое согласие. Оно скорее значит «да-да, я вас слушаю», «продолжайте», «я весь внимание».
Однако никакие национальные особенности не способны умалить роль вежливости в букете добродетелей настоящего человека. Будучи прекрасным проводником доброжелательности наружу жизни, к сердцам людей, вежливость учит нас уважению к неповторимому миру другого человека.