Добродетельность

 

"Добродетельность - положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов" (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), - http://spiritual_culture.academic.ru/692/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C).

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Олег Михайлов # 18 декабря 2014 в 11:13 0

— Что полезнее всего? — спросили Фалеса. — Добродетель,
ибо при хорошем употреблении её, она и всё прочее делает полезным.

Греческая притча

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.
Цицерон

Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности
человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.

Джон Локк

     Добродетельность как качество личности –  способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий.

     Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил: — Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному. Спросил тогда царь: — А что такое добродетель? Отвечал муж без раздумий: — Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное. Нахмурился царь: — И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель? Отвечал проситель: — Добродетель есть путь, которым можно достичь неба. Ещё больше нахмурился царь: — В третий раз ответь мне, что есть добродетель? Снова отвечал проситель: — Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.

    Заговорил Соломон: — Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы? И сказал ещё Соломон: — Ночь сменяется днём, и не вечны ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным. И ещё добавил царь: — Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь неё самой? Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным. Проситель поклонился и вышел, сожалея, что не прибег раньше к совету мудрого царя.

       Человек, стремящийся к добродетели, может считаться добродетельным, ибо вопрос времени, когда он таковым станет. Так говорит многовековая мудрость. Существует четыре категории добродетельных людей:

       К первой категории относятся люди, очищающие своё сердце при прохождении жизненных уроков. Дела человека кричат громче всяких слов о его добродетельности или порочности. Если человек, сдавая жизненные экзамены, становится лучше, к нему нужно относиться, как к добродетельной личности. Может, до этого он был далеко не образцом поведения, но в процессе преодоления трудностей такой человек очищается, становится личностно красивее. И наоборот. Если человек пасует перед трудностями, если постыдно бежит от уроков судьбы, значит, он деградирует, падает в болото пороков.  Такого человека следует опасаться, ибо, как писал Владимир Высоцкий, «рядом с тобой чужой, ты  его не брани — гони, вверх таких не берут и тут, про таких не поют!»

     Ко второй категории относятся люди, сильно нуждающиеся в деньгах и стремящиеся из-за этого к совершенству, вершинам мастерства, раскрытию своего личностного потенциала. Например, из четверки друзей один желает стать летчиком, другой  — поваром, третий – доктором, а четвертый жуликом. Допустим, что изначально они руководствовались меркантильными интересами, как в песне:

  Мама, я лётчика люблю, мама я за лётчика пойду.
Он летает выше крыши, получает больше тыщи,
Вот за это я его люблю.
  Мама, я повара люблю, мама я за повара пойду,
Повар делает котлеты и другие винегреты,
Вот за это я его люблю.
  Мама, я доктора люблю, мама я за доктора пойду,
Доктор делает аборты, посылает на курорты,
Вот за это я его люблю.
  Мама, я жулика люблю, мама я за жулика пойду,
Жулик будет воровать, а я буду продавать,
Вот за это я его люблю.

    Проходит время, и доктор по-настоящему влюбляется в свою профессию, деньги для него уже не главный мотиватор, он продолжает профессионально расти и забывает про деньги. Доктор становится хорошим, добродетельным человеком, хотя старт его личностному росту дало желание заработать много денег. То же самое может произойти и с летчиком,  и с поваром и даже с жуликом, который смог найти в себе силы встать на честную дорогу жизни. Хитрость состоит в том, что одни люди, нуждаясь в деньгах, становятся спутниками порока – кто в подлости, кто в злобности и жадности, а другие, тоже испытывая денежную нужду, превращаются в добродетельных людей.  

       К третьей категории относятся люди, ставшие добродетельными из-за любознательности. Например,  человек пришел на лекцию и думает, дай-ка послушаю, что там говорит лектор. Послушал и увлекся. Стало жутко интересно.  Продолжил ходить на лекции и параллельно стал самостоятельно заниматься. А это уже очищение и саморазвитие. Это уже путь к добродетельности, ибо человеку, обладающему чистотой сознания,  всегда приятно слышать истину.

        К четвертой  категории относятся люди, достигшие глубоких знаний и вставших на путь добродетельности.  К примеру, академик Сахаров был одним из создателей первой советской водородной бомбы, а затем стал настоящим правозащитником. С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и — шире — вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так: «Павлов [генерал госбезопасности] как-то сказал мне: — Сейчас в мире идёт борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма. От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными. Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения.

    Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы — не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в „малом“, и в „большом“, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам — не убий».

       Добродетельность может проявиться во всех сферах жизнедеятельности. Брат спросил старца: — Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: — Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце Твоё».

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru