Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости, доброте, снисходительности и благодарности,
но они хотя бы создают видимость этих свойств, и человек по внешности кажется таким,
каким ему следует быть по сути.
Ж. Лабрюйер.
Учтивость как качество личности – склонность в общении с другими людьми проявлять вербально или не вербально уважение к их нормам поведения, обычаям, ритуалам, традициям и верованиям.
Человечество сделало ценное приобретение, добавив учтивость к набору своих инструментов общения. Большинство положительных качеств личности, получив такую помощницу, «вздохнуло» с облегчением. Без учтивости правдивый и честный человек рисковал приобрести репутацию грубияна, задеть прямолинейными высказываниями чью-то честь и затем драться на дуэли с людьми, к которым не испытываешь никакой злобы. Осторожный, осмотрительный и благоразумный человек без учтивости мог выглядеть в глазах окружающих трусливым, робким и застенчивым. Без учтивости человек с проявленным самообладанием и мужеством позиционировался жестоким и бессердечным. Даже испытывая уважение и симпатию к другому человеку, но, не обладая учтивостью – плодом воспитания личности, можно в общении поставить его в неловкое положение и получить от общества ярлык пакостника и провокатора.
Учтивость позволяет людям проявлять терпимость и, в то же время, защищаться от бесцеремонных посягательств неучтивости на личную свободу человека. «Пошел вон!» — не всегда самое лучшее и рациональное решение при контакте с человеком, внушающим антипатию. Подлость, гнусность и низость только и ждут, когда человек сорвется, проявит невыдержанность и раздражительность, чтобы очернить его в глазах внешнего мира, представив его поведение в нужном для себя свете – как хамство, надменность, гордыню или зазнайство.
Уважающий других будет уважаем, интересующийся другими заинтересует их, впечатленный людьми, впечатлит свое окружение. «Истинная учтивость, — писал У. Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях. Это постоянное внимание к потребностям тех, с которыми мы живем». Учтивость делает человека приятным для окружения, она нацелена на понимание чужих желаний, намерений, точки зрения и взглядов. Астольф де Кюстин видел суть учтивости «в невидимом обмене добровольными пожертвованиями». Неучтивость, стремясь реализовать свое намерение, будет посылать в пространство эгоистичный сигнал: «Я хочу», но другие люди тоже чего-то хотят и будут сопротивляться «перетаскиванию одеяла». Учтивость поступает мудро – она изначально поднимает значимость и нужность своего собеседника, любезными словами и знаками внимания сводит общение к интересующим его вопросам. Отказавшись от своего желания в пользу желания своего визави, она, в конечном итоге, позволяет человеку реализовать свое первоначальное желание. Учтивость вызывает доверие, расположение и симпатию окружающих. Ж. Лабрюйер совершенно справедливо заметил: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою».
В истинной учтивости нет притворства, лицемерия и льстивости. Будучи духовной и нравственной, истинная учтивость любит людей и исходит от сердца, проявляет к ним доброжелательность, внимательность, предупредительность и добросердечность, не мешает другим быть другими, исключает в общении назойливость, занудство и неуважение человеческого достоинства, на которые он имеет право уже в силу того, что он человек. А слово «человек», как известно, звучит гордо. Подлинно учтивый человек способен на сострадание и сопереживание, обладая добродетелью активного слушания, он тонко улавливает нюансы настроений, чувств и эмоций окружающих. «Чтобы стать подлинно учтивым, нужно долго учиться человечности, а уже потом – вежливости», — говорил Астольф де Кюстин.
Как и во всём на свете, в учтивости необходимо соблюдать меру, иначе она превращается в отвратное месиво, вызывающее у людей презрение и омерзение. Японская пословица гласит: «Излишняя учтивость обращается в льстивость». С учтивостью, конечно, лучше чуть-чуть пересолить, чем недосолить, но нужно уметь уловить ту невидимую границу, за которой она становится опасной для ее обладателя.
Андре Маруа в «Письмах незнакомке» пишет: «Дорогая, остерегайтесь чрезмерной учтивости. Это свойство заставляет и мужчин и женщин совершать больше глупостей, чем худшие из недостатков. Об этой истине говорят… много поразительных примеров… У одной парижской четы был близкий друг — профессор Б., хирург, прекрасный человек, олицетворение порядочности, мастер своего дела. Но все мы стареем, и наступил день, когда скальпель начал дрожать в его руке, утратившей прежнюю крепость. Не без участия его коллег по городу распространился слух, что во время операций у Б. случаются досадные неудачи. И вот именно в это время в семье, связанной узами дружбы с Б., заболел муж. Врач после осмотра и назначения режима объявил, что необходима операция. — Кто ваш хирург? — спросил он. Больной назвал имя профессора Б., врач состроил гримасу: — Он был мастером своего дела, он все еще может дать дельный совет, но…
Супруги посовещались. Можно ли было обидеть бедного Б., пригласив кого-либо из его собратьев? Оба сочли подобное поведение жестоким. — И крайне неучтивым! — добавила жена. — Подумай сам, ведь только на прошлой неделе мы обедали у них. Этот неопровержимый довод все решил. Пригласили Б., он был рад оказать услугу приятелю и согласился. — Операция пустяковая, — заметил он. Операция и впрямь была неопасная, однако больной умер. Зато учтивость была соблюдена».
Учтивость – поклонница ритуалов и условностей. Разумная и рассудительная учтивость понимает их преходящий характер, определенную театральность, двусмысленность и не искренность, видит, как они контрастируют с реальной действительностью, но вынуждена с ними считаться как неотъемлемым инструментом человеческих взаимоотношений. Учтивость наступает на горло своему неверию, сомнениям и принуждает себя соответствовать общественным требованиям и предписаниям. Такая позиция не говорит о ее лицемерии и лживости. Корыстная, неискренняя учтивость – аморальна, вызванная к жизни лишь исключительно волевыми качествами, она превращается в хорошо просматриваемую окружающими фальшивку, жалкую пародию на истинную учтивость. Но даже такая учтивость, лучше неучтивости, грубости, бесцеремонности и хамства.
Знаменитый французский философ, моралист и писатель Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг писал: «Что расхолаживает супругов, разъединяет семьи, разобщает друзей? Разумеется, неучтивость. Учтивость — связующее звено всякого общества: без нее оно быстро бы распалось. Правда, учтивость всегда искусственна и притворна, но цель оправдывает все. Притворство, служащее лишь ко благу ближних и поддерживающее мир в обществе, — это по сути своей сдержанность, тогда как откровенность, вредящая такому благу и такому миру, оборачивается грубостью, гневливостью, неосмотрительностью. Светское общение зиждется исключительно на учтивости и умении сказать приятное; лишить его этой основы — значит свести на нет. Люди вечно жалуются на фальшивость себе подобных, а сами неспособны спокойно выслушать правду».