На свете много мы таких людей найдем,
Которым все, кроме себя, постыло,
И кои думают, лишь мне бы ладно было,
А там весь свет гори огнем.
И. Крылов
Чуткость как качество личности – способность понимать и быстро реагировать реальной помощью на проблемы других людей, проявлять уважительное отношение к чувствам других, восприимчивость к их нуждам и запросам.
Один человек отдыхал у водоема, когда увидел, как скорпион упал в воду и старается выбраться, но у него ничего не получалось и он стал тонуть. Человеку захотелось спасти скорпиона, он протянул руку, чтобы вытащить его, но, когда почти вытащил, скорпион его укусил. Реагируя на боль, спасатель разжал пальцы, и скорпион опять упал в воду и стал тонуть. Человек во второй раз попытался вытащить скорпиона, и во второй раз скорпион укусил спасающую его руку. Наблюдавший за происходящим путник подошел к монаху со словами: — Извините, но вы упрямы! Не понимаете, что всякий раз, как будете стараться вытащить его из воды, он будет вас кусать? На это человек спокойно ответил: — В природе скорпиона — кусать, нападает ли он или защищается. Но это не изменит природы ЧЕЛОВЕКА — любить и помогать. Произнося эти слова, он подобрал с земли опавший лист и помог себе подцепить им скорпиона, вытащил его из воды и отпустил.
Чуткость – это проницательное и снисходительное сострадание. Мужская чуткость проявляется в сострадании и самообладании, готовым войти в нынешнее состояние человека, пойти ему на поблажки в силу возраста или пола. Чуткий мужчина при любых обстоятельствах помнит, что перед ним женщина, слабая девочка или мальчик. Поэтому излишне от них чего-то требовать, пользуясь строгой мужской системой координат. Бывают отцы, которые своеобразно понимают, как воспитывать мальчика, как научить его преодолевать трудности. Например, взять трехлетнего малыша и бросить в быстротечную реку, пусть сам выплывает. Такими варварскими методами можно воспитать только жестокость и стремление к насилию.
Чуткий мужчина в полной мере осознаёт, как нелегко женщине при ее психике управлять чувствами и эмоциями. Нечуткий мужчина не улавливает разницы между мужской и женской природой. Легко справившись со своими эмоциями, он без снисхождения выставляет счет женщине: «Ну, что ты всегда их мухи делаешь слона? Вечно тебя терзают тревоги и беспокойства. Никакой уравновешенности, лишь бы истерить и переживать». Иными словами, этот сорт мужчин проявляет чрезмерное самообладание при нулевой чуткости.
Не менее удручающе выглядит избыточная чуткость в мужском исполнении. К примеру, вечером жена начинает делиться с мужем своими впечатлениями о прожитом дне. Эмоции тут как тут. Но вместо того, чтобы дать супруге выговориться, он перебивает ее и в беспокойном тоне восклицает: «Ой! А что я тебе расскажу. У меня сегодня был трудный день с полным букетом неприятностей и обид. Я так ужасно расстроен! На меня сегодня накричали на работе, поссорился с вахтершей, переругался с бухгалтершей. Словом, всё на нервах». С таким сверх чутким мужчиной женщине остаётся только одно — проявлять мужскую природу – включать самообладание. Желая получить от мужа эмоциональную защиту и успокоиться, она натыкается на непонимание и вынуждена сама успокаивать мужа. В итоге в такой семье воцаряется недовольство и неудовлетворённость. Сначала женщин привлекает чуткость, но затем они начинают осознавать тошнотворный привкус чрезмерного проявления этого качества.
Чуткость сердца – это искренний, открытый, человечный подход к другой личности. Чуткость, как правило, проявляется в паре с самообладанием. Это два симметричных мужских качеств личности. Женщины заблуждаются, думая, что чуткость дается мужчине от рождения. Считая мужчин толстокожими, сталкиваясь с проявлениями их черствости и сухости сердца, они, иногда, не желают осознавать, что обучать мужчину этому качеству личности нужно с любовью и терпением – это прямая обязанность женщины, если, конечно, она хочет быть счастливой. Мужчина с проявленной чуткостью обречен на счастливую семейную жизнь.
Чуткость – это умение тонко чувствовать настроение окружающих, способность улавливать тончайшие душевные вибрации людей и соответствующее реагирование на их запросы. Однажды в Большом театре шла опера «Дон Карлос». Партию Филиппа пел Шаляпин, а великого инквизитора — Василий Петров. Петров преклонялся перед гением Шаляпина, а тот, в свою очередь, очень высоко ценил талант и голос Петрова. Стоя за кулисами, перед началом третьего действия, Петров сказал Федору Ивановичу: — А ведь я тебя сегодня перепою, Федя! — Нет, Вася, не перепоешь! — уверенно ответил Шаляпин. — Перепою! — Нет, не перепоешь! Начался третий акт. Петров, обладавший могучим голосом, завершил фразу громоподобным раскатом, который заглушил оркестр и заполнил весь театр — от партера до галерки. Чуткий Шаляпин мгновенно понял, что это перекрыть громкостью уже нельзя. И на слова великого инквизитора король Филипп неожиданно ответил шепотом. Он прошептал свою реплику в абсолютной тишине, и от этих слов, гениально произнесенных Шаляпиным, в зале буквально повеяло зловещим холодом. Успех был полный, и овация продолжалась несколько минут. Когда занавес закрылся, Шаляпин сказал Петрову: — Вот и все, Вася! А ты орешь…
Чуткость А.П. Чехова к своей супруге Ольге Книппер поражает тонким знанием ее эстетических интересов и трогает до глубины души. Их письма друг другу полны искренней любви и юмора, непосредственны и живы и полны заботы друг о друге. В письмах Чехов придумывает для жены множество забавных милых прозвищ и обращений, иногда понятных только им двоим: «милюся моя Оля», славная моя актрисочка, собака моя, «милая моя конопляночка», «дуся моя бесподобная, балбесик мой», «милая, славная, добрая, умная жена моя, светик мой». Часто приправляя свои письма шутками, подобными этой: «Не забывайте писателя, не забывайте, иначе я здесь утоплюсь или женюсь па сколопендре».
В другом письме он просит: «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя — за твою душу, за нрав. Пиши мне, песик мой! Береги свое здоровье. Если заболеешь, не дай бог, то бросай все и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой. Не утомляйся, деточка». В ответных письмах мужу Ольга Книппер была не менее чуткой: «Антонка, родной мой», «…Как это я тебя не поцеловала в последний раз? Глупо, но меня это мучает», «Дорогой мой Антончик, как мне тебя не хватает! Я с тобой спокойнее и лучше. Я люблю чувствовать твою любовь, видеть твои чудные глаза, твое мягкое, доброе лицо». «Голубчик мой, дуся моя, опять ты уехал… Я одна, сижу в спальной и строчу. Все тихо. Ты, верно, около Орла или уже в нем. Мне так многое хотелось бы тебе сказать, и чувствую, что ничего не напишу толком, как-то дико сразу писать, а не говорить. Отвыкла. У меня так врезалось в памяти твое чудное лицо в окне вагона! Такое красивое, мягкое, изящное, красивое чем-то внутренним, точно то сияет в тебе. Мне так хочется говорить тебе все самое хорошее, самое красивое, самое любовное. Мне больно за каждую неприятную минуту, которую я доставила тебе, дорогой мой. Целую тебя. Как ты едешь? Что думаешь? Кушал ли? Спишь теперь, верно. Скоро час. В спальной пахнет вкусно тобой. Я полежала на твоей подушке и поплакала. Перестелила свои простыни на твою кровать и буду спать на твоей; моя с провалом…» — писала она в ноябре 1902 года.
Чуткость – это трепет души, позволяющийся слиться с сердцем другого человека. Мягкое доброе сердце посылает людям флюиды нежности, ласки и благожелательности. Чуткость – это жизненная потребность быть полезным и нужным людям. Будучи совестливой и ранимой, чуткость ощущает боль другого человека. Жирный плюс чуткости – умение искренне прощать, ограждать близких от страданий, переживаний и мучений.
За окном раздался зов. Один работник отмахнулся: — Не мешай, я занят! Другой обещал прийти, но забыл. Третий пришел после работы, но место уже было пусто. Четвертый при зове затрепетал и, сложив орудия, немедля вышел: — Я здесь! Это называется трепетом чуткости. Если сможете не заглушить в себе трепет чуткости — благо вам!