Мастерство

 

"Мастерство - способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла" (Русская энциклопедия, - http://enc-dic.com/enc_rus/Masterstvo-724/).

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Олег Михайлов # 18 декабря 2014 в 14:01 0

Мудрость защищает человека не хуже богатства
(древнее изречение)

Американский психолог, психотерапевт XX века Эрик Бёрн в структуре человеческой психики выделил три эго-состояния (состояния Я): Родитель, Взрослый, Ребёнок, которые актуализируются как ситуативно в общении, так и в определенные периоды социализации личности, формируя её жизненные сценарии. В данной концепции отсутствует психологическое состояние человека Я – Мастер, действующее в структуре личности на основе принципа творчества, результативность которого определяется показателями «экологично – неэкологично» на физическом уровне человека и «комфортно – дискомфортно» на его психическом уровне. На мой взгляд, именно состояние Я и жизненная позиция Мастер, являющиеся результатом работы над собой и полноценного функционирования эго-состояния Взрослый, могут обеспечить качественно зрелую, наиболее экологичную и комфортную модель жизненного сценария как для отдельной личности с её индивидуальными, гендерными, возрастными, этническими особенностями, так и для всего человечества нового тысячелетия. Если Взрослый активно направлен на объективную оценку реальности для обеспечения адаптации человека к природной и социальной среде («активно добиваться того, от чего зависит выживание»), то глубинная сущность состояния Я – Мастер заключается в активном и осознанном управлении личностью, во-первых, собственным внутренним (субъективным) миром и, во-вторых, внешним (объективным) пространством («активно использовать все свои способности в полную силу, поскольку от этого зависит качество жизни»). Эта суть метафорически выражается в формуле «Всё в моих руках» (её комфортная и экологичная формулировка «Всё зависящее от меня в моих руках»). Следовательно, Я – Мастер – это операциональный аналог социально-психологичской зрелости личности и высокий уровень самосознания человека, это акмеологическое проявление (от греческого «акме» – «вершина») Взрослого и ориентир для личностного роста, развития индивидуальности. Мастер – это высота и вершина современного Homo Sapiens – его личностное АКМЕ. Психолого-педагогическую работу по формированию жизненного мастерства можно начинать с подростков, поскольку именно в этом возрасте происходят существенные изменения в самосознании – стержневой структуре личности.

Мастерство – совершенство, то есть высшая степень какого-либо положительного качества, полнота всех достоинств человека. «Личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из неё личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам». И жизненное мастерство человека заключается в том, чтобы специально, осознанно и целенаправленно культивировать в своей судьбе неопределённое жизненное пространство, как пространство творческих кризисов, и принять неровность ландшафта жизни, её риск, вызов. Творческий человек обычно берёт кризисы в свои руки – он сам создаёт себе такие крутые виражи, по сравнению с которыми обычные жизненные коллизии – не конкуренты, поэтому его жизнь превращается в крутой трамплин, фейерверк, взлёт, вызов самому себе. Так, жизненное мастерство – это движение человека от равновесия (от гомеостатической, равновесной модели развития) к творческому взрыву (к принятию напряжённо-творческой, пассионарной, гетеростатической модели развития). Жизненное мастерство призывает человека: «Стань мастером, будь творцом своей судьбы!». И Я – Мастер отвечает: «Да, моя жизнь – не хаос и не неопределённость, не выполнение социального заказа. Моя жизнь – это результат собственного творчества. Я – хозяин своей судьбы и делаю со своей жизнью то, что считаю нужным». Дело в том, что цель жизненной позиции Я – Мастер – развитие собственной личности и достижение ею максимальной самореализации во всех сферах жизнедеятельности на основе здоровьесберегающего, гармоничного и творческого взаимодействия с природой и социумом, на базе мудрости по принципу «Вчера я был умным, поэтому я хотел изменить мир. Сегодня  я мудр, поэтому изменяю самого себя». Ведь эффективнее всего мы изменяем мир, изменяя своё собственное сознание.

Данная тенденция жизнетворчества наблюдается и на уровне человечества: если в древности актуальной целью являлось самопознание («Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и Богов» – надпись над храмом Дельфийского оракула),  то для современного мира настало время качественно другого состояния Человека Разумного – саморазвития и самореализации («Реализуй свой потенциал, и ты откроешь новую Вселенную», к примеру), то есть свободного и креативного осуществления потенциальных ресурсов человеческой психики на основе бытийных ценностей, каковыми являются жизнь, здоровье, добро, созидание, гармония, истина, совершенство, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, порядок, свобода, простота, справедливость, уникальность, свершение, творчество, лёгкость без усилия, игра, естественность, самодостаточность, духовная полноценность. Правда, до эупсихии по Абрахаму Маслоу (модели идеальной культуры со стремлением общества самоактуализированных людей к психологическому здоровью) нашему социуму в начале XXI века всё ещё далеко, поскольку он не является безусловно «способствующим обществом», которое необходимо для актуализации человеческого потенциала. Однако, уже в настоящее время стремление к самоактуализации и конструктивная самореализация возможны на уровне отдельных личностей (индивидуальностей), которые осознанно и целенаправленно движутся в данном направлении, максимально выражая человеческую сущность людей.

Таким образом, самоактуализация и самореализация обеспечивают смысл бытия современного человека. В этой связи возникает объективная необходимость осмысления каждой личностью состояния мастерства по отношению к собственной жизни, а не только к профессии.

Андреева Н.Н.
Психологические аспекты жизненного мастерства человека
(Извлечения)
http://chuvpsy.ru/index.php/nauchnaya-zhizn/publikatsii/67-psikhologicheskie-aspekty-zhiznennogo-masterstva-cheloveka

← Назад