Креативность

 

"Креативность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления" (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, - https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%E0%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC).

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Олег Михайлов # 18 декабря 2014 в 12:21 0

"Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что".

Народная сказка.

Механизм креативности формируется на растяжке внешнего и внутреннего миров человека. Предложим следующую модель механизма креативности, основанную на идее взаимных отражений содержания внутреннего и внешнего мира. Объекты внешнего мира и содержание подсознания, отражаясь в сознании, могут образовывать случайные цепочки ассоциаций. Эти цепочки, в свою очередь, могут воплощаться во внешнем мире в виде действий человека, устанавливаемых им социальных институтов и т.п., либо в подсознании - в виде скрытых от сознания процессов, взаимодействующих с архетипами, системами конденсированного опыта [10] и другими объектами и процессами подсознания. Объекты внешнего мира также отражаются в подсознании. Взаимные отражения происходят непрерывно.

Креативность проявляется в том, что сознание отбирает из этого потока те ассоциации, которых нет вовне и в памяти (во всяком случае, в когнитивном горизонте данной личности) и утилизирует их соответствующими культурным установкам субъекта способами. Креативизм (рассмотрение обсуждаемого феномена в искусственном залоге, включающее действия по его выстраиванию, конструированию, "выращиванию" и/или использованию) требует методик интенсификации и "прицеливания" спонтанного потока ассоциаций.

Таким образом, осуществляется как спонтанный так и избирательный перенос между внутренним и внешним мирами личности, отличный от культурного переноса между различными областями внешнего мира. В частности, перенос между внутренним и внешним мирами может осуществиться запомнившимся или не запомнившимся сновидением.

Результат креативного акта несет отпечаток личности творца. Известен (паранормальный) феномен восстановления облика поэта по текстам его стихотворений (даже в переводах).

Художественное творчество есть спонтанная креативность, закономерности которой обычно не удается проследить.

К настоящему времени человечеством наработан некоторый арсенал интериоризованныхсредств, обслуживающих феномен креативности. Важное место в нем занимает "карта" как инструмент познания окружающего мира, а также - самопознания и самосовершенствования. Однако, в современной науке ей отводится вспомогательная роль по отношению к тексту. Видимо, это связано со вкусами авторов, которым почему-то удобнее обсуждать левополушарное мышление, чем правополушарное. Поскольку ведущая роль левого полушария головного мозга в механизме креативности не очевидна (а учитывая ретроспективу, скорее можно предположить обратное), подойдем к обсуждению креативизма с точки зрения пространственных категорий. ...

Важная роль в исследовании креативности принадлежит видному американскому психологу А.Г. Маслоу, задавшему прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов. По-видимому, теория самоактуализации могла бы стать обобщением теории деятельности, интерес к которой в философских кругах сегодня вспыхнул с новой силой. ...

Американский самоучитель бизнеса сразу берет быка за рога: "Посредством творческого воображения ограниченный разум человека имеет выход в Мировой Разум; воспринимает - и преобразует - все основные или новые идеи; входит в контакт с подсознанием других людей. Творческое воображение работает автоматически. Но для того, чтобы оно начало действовать, сознание должно войти в соответствующий ритм, возбудиться - хотя бы сильным желанием… Деньги ждут вас в неограниченном количестве, если вы точно знаете, сколько и на что вам их надо. И, конечно, если вам помогает воображение."

Мы далеки от видения креативности как еще одного "сравнительно честного способа заработать деньги". На нашей стороне глобуса креативность существует в ином контексте. В "смутные" времена, когда личностные траектории во внешнем мире претерпевают слом, многие обращаются к своему внутреннему миру, что фиксируется общественным мнением, в частности, как всплески религиозности и оккультизма.

"Термин "духовность" мы будем употреблять для тех ситуаций, которые вовлекают индивидуальные переживания в некоторые измерения реальности, придающие жизни и существованию этого человека нуминозное, сакральное качество. Карл Юнг использовал слово "нуминозный" для описания переживаний, которые можно было бы назвать священными, находящимися за пределами ординарного. Духовность является чем-то таким, для чего характерно особое отношение индивида к Вселенной и что вовсе не обязательно должно иметь формальную структуру, коллективный ритуал или же посредничество священнослужителя.

Это значительно отличается от религии, той формы организованной групповой активности, которая может как способствовать, так и не способствовать достижению истинной духовности, в зависимости от той степени, в которой обеспечивается контекст для персонального открытия нуминозных измерений реальности. Хотя у истоков всех религий было непосредственное визионерское откровение основателей этих религий, пророков и святых, потом на протяжении времени религия все больше утрачивала связи с этой своей живой сущностью".

Реут Д.В.
Место креативности в жизни общества
(Извлечения)
http://www.odn2.ru/index.php/biblioteka/26-kreativnost/71-sladkoe-proklyatie-kreativnosti

← Назад