Мы желаем счастья вам, счастья в этом миpе большом!
Как солнце по yтpам, пyсть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с дpyгим!
Доброжелательность как качество личности – склонность желать людям добра, поступать по-доброму, проявлять дружеское расположение ко всем людям на бескорыстной основе.
Композитор Брамс был чрезвычайно популярен и потому великое множество дилетантов постоянно осаждали его просьбами прослушать их сочинения… Будучи человеком вежливым и доброжелательным, композитор, однако, всеми доступными средствами старался избавиться от этих, как правило, пустых посещений. Однажды, выходя из своей квартиры на третьем этаже, Брамс столкнулся на лестнице с неким молодым человеком с большой связкой нот в руках… Не было сомнений, что это очередной начинающий композитор. К счастью, искатель славы не знал Брамса в лицо. — Сударь, не могли бы вы мне подсказать, где тут живет знаменитый композитор Брамс? — обратился молодой человек к Брамсу. — С превеликим удовольствием, — любезно отозвался Брамс, — вы на верном пути, композитор Брамс живет на третьем этаже… — и, раскланявшись, отправился по своим делам.
Доброжелательность возникает в чистоте сознания или чистосердечии, то есть когда человек живет в гармонии с самим собой и с внешним миром. Жизнь человека становится беззаконной, если она является помехой для всех окружающих. Человек живет законно, если он не является причиной постоянного беспокойства и страданий всех окружающих. Внешнее приятное ощущение чистоты испытываешь после банных или ванных процедур, но ощущения внутренней чистоты не даст никакая сауна. Стоит человеку перестать злословить, обвинять и осуждать людей, и он испытает чувство, подобное тому, которое испытывает курильщик, избавившийся от своего пристрастия, или наркоман, преодолевший ломку. Это особое, приятное чувство, ощущение чистоты. Чистота сознания – это и есть ощущение чистоты. Становится легче жить, человек испытывает счастье.
Чистота сознания означает, что человек не является рабом своего ложного эго, которое пропитывает его ум, чувства и разум. Именно эго заставляет его говорить: «Моя рука, моя жена, моя квартира, моя машина, мои дети. Мне это нужно, мне это интересно, хочу для меня». Все с чем человек соприкасается, он иллюзорно считает своим. Сел в автобусное кресло, вспомнил о билете, пока ходил к водителю за билетом кресло уже заняли. Возникает недовольство, ведь это мое место. С недоброжелательным видом он заявляет о своих правах ничего не подозревающему пассажиру.
Сознание не может быть чистым, если оно пропитано эгоизмом, когда его полным хозяином является ложное эго. Когда человек живет только исключительно для себя, он имеет оскверненное эгоизмом сознание. Ожидать доброжелательности от такого человека, все равно, что ждать благотворительности от скупца Плюшкина. Например, человек в невежестве с недоверчивостью и подозрительностью смотрит на все вокруг. В преступном мире даже действует правило: «Не верь, не бойся, не проси». Пахан не доверяет никому, отовсюду он ожидает опасности. Доверчивые и доброжелательные люди паханами не становятся, недоброжелательный взгляд – вот их визитная карточка.
Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Евгению Леонову пришлось играть сразу две роли — отъявленного рецидивиста с запоминающимся недоброжелательным взглядом и милейшего доброжелательного заведующего детским садом. Один в невежестве, другой в благости, один – олицетворение недоброжелательности, другой – яркий образец чистого сознания, порождающего доброжелательность. Когда человек хочет жить для других (детей, других членов семьи, каких-то высоких идей и целей), он очищает свое сознание и становится способен быть доброжелательным. Когда же ему наплевать на других, на законы, на мораль, честь и достоинство окружающих, как человеку в невежестве, или когда он живет только ради себя, как человек в страсти, такой человек может лишь демонстрировать доброжелательность, мысленно произнося слово «мармелад».
Эго вынуждает человека привязываться к вещам так, что когда он их теряет, то испытывает реальную боль в уме, чувствах и теле. Покарябали или стукнули машину, а у него такое ощущение, что стукнули его. Угнали машину, а у человека инфаркт, испачкала платье – испорченное настроение на весь день. Глупо рассчитывать на доброжелательность эгоиста, если даже сделаешь намек посягательства на его «Мое». У И. А. Крылова есть басня «Лев на ловле», в которой описывается неразумное решение собаки, волка и лисы совместно охотиться со львом и делить добычу поровну. Они не учли того факта, что эгоист, на стороне которого сила и власть, не может быть доброжелательно настроен к внешнему миру. Лиса поймала оленя и, верная договоренностям, пригласила «друзей» на дележ. Вот здесь и проявилась во всей красе «доброжелательность» эгоистичного льва: «Теперь давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя по договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет, тот с места жив не встанет».
Доброжелательность предполагает неоскверненный ум и очищенные чувства. Чувства, как щупальца ума, связывают его с внешним миром, если эта связь чиста, человек становится доброжелательным к людям. Например, когда человек в отличной физической форме, он испытывает мускульную радость, наслаждается своим физическим состоянием, ему приятно смотреть на себя в зеркало. Когда у человека умиротворение на душе, когда ум, чувства и разум живут в полном согласии, ему хочется летать. В таком воодушевленном и вдохновенном состоянии противоестественно быть недоброжелательным к людям. Наоборот, хочется целовать прохожих, помыть посуду за весь подъезд, лететь, как на крыльях, и думать о разумном, добром и вечном.
Стать обладателем чистого сознания, что равнозначно превратиться в доброжелательность, означает стереть в подсознании всякие дурные помыслы. Доброжелательный человек не способен, подобно старухе Шапокляк, напевающей песенку: «Что бы такого сделать плохого», на дурные мысли о людях.
Чистый ум и чувства первое необходимое условие для проявления доброжелательности как качества личности. Второе условие – преодолеть в себе эгоизм, став на позицию служения людям. Третье, достичь устойчивого состояния сочувствия и сострадания ко всем людям. Сострадание дарует счастье, которое ничем не обусловлено — ни богатством, ни успехом. Оно означает не жалость и не совместное страдание, от этого страдальцу станет еще хуже, а понимание и поддержку. Четвертое, быть целеустремленным, добросовестно выполнять свои обязанности — мужчины, отца, мужа, гражданина. И пятое, человек должен научиться любить всех окружающих. Пять условий очищения сознания, что очень важно, взаимозаменяемые. Человек, сполна реализующий или специализирующийся хотя бы на одном из этих условий, всегда приходит к одной цели.
Качество личности будет проявленным, если оно распространяется на всех. Если человек доброжелателен к тем, кто ему нужен и враждебен к остальным, значит, это не доброжелательность, а лицемерие. Хотите стать богатыми, не завидуйте, будьте доброжелательны к богатым, хотите сохранить богатство – не презирайте, будьте доброжелательны к бедным. Иными словами, доброжелательность должна проявляться всегда и ко всем.
Доброжелательность – это не внешнее следование этикету, вроде пожеланий доброго утра, дня или вечера, не стиль поведения или обязанность, это – обусловленная чистотой сознания нацеленность человека на добро или изготовленность к добру. Добрый творит добро, доброжелательный, как пионер, всегда готов поступать по-доброму. Если вам показалось отношение другого человека к вам неискренним или наигранным, значит, перед вами попытка примазаться к доброжелательности, фабрикация фальшивки этого несомненного достоинства человека. И доброта, и доброжелательность идут от сердца и чистого сознания человека.
Люди с такими профессиями, как врач-психотерапевт, торговый или банковский работник, воспитатель в детском саду, учитель, если хотят добиться успеха, обязаны быть доброжелательными к людям. Но далеко не все на это способны, мешает черствость и сухость сердца и оскверненное эгоизмом сознание. Поддельные улыбки их эго скорее пугают и отталкивают, чем притягивают и воодушевляют на общение.
На доброжелательность некорректно вешать ярлык «фальшивка» или «подделка». Перед вами извращается в потугах сделать похожую на нее копию один или группа из галереи многочисленных человеческих пороков. Недобросовестный продавец хочет «впарить» вам залежалый товар, излучая, как вы считаете, доброжелательность. На самом деле перед вами вытанцовывает корыстолюбие, жадность, хитрость и непорядочность. Ни одна собака не учует здесь доброжелательность. Банковский работник с улыбкой 12 на 24 рассказывает вам о преимуществах и конкурентоспособности своего банка, зная при этом, что срок его дефолта – вопрос нескольких дней. Не нужно потом говорить, что виной невозврата вам денег стала искусно разыгранная доброжелательность. Ее там никогда и не было. Были там ложь, подлость и лицемерие, с его стороны, и неразумность, опрометчивость и доверчивость, с вашей. Когда человек проявляет эмоции, а в сердце пусто – это лицемерие.
Великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский по праву считал доброжелательность одним из основных качеств настоящего Человека: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», — это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим… Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям… Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже тебя, — значит, тебе надо ещё много, очень много учиться, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие… Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера, а чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье».