Чтобы разбогатеть, надо всегда помнить о трёх вещах.
Первое — бережливость. Второе — бережливость к сбережённому.
Третье — бережливость к бережливо сбережённому. Вот и всё.
Братья Вайнеры
Бережливость как качество личности – способность соблюдать разумную меру в расходовании каких-либо ресурсов.
Однажды бедный крестьянин зашел в свой сарай и нашел под куриным насестом золотое яйцо. Его первой мыслью было: «Кто-то хочет надо мною подшутить». Но чтобы действовать наверняка, он взял яйцо и отнес его к ювелиру. Тот проверил яйцо и сообщил крестьянину: «100-процентное золото, чистое золото». Крестьянин продал яйцо и вернулся домой с большими деньгами. Вечером он закатил пир горой. На рассвете встала вся семья, чтобы посмотреть, не снесла ли курица еще одно яйцо. Действительно, в гнезде снова лежало золотое яйцо. С тех пор крестьянин каждое утро находил такое яйцо. Он продавал их и стал очень богатым. Но крестьянин был человеком жадным. Он спрашивал себя, почему курица несет только по одному яйцу в день. И вообще он хотел знать, как она это делает, чтобы производить золотые яйца самому. Он все больше гневался. Наконец однажды он вбежал в сарай и рассек курицу садовым ножом на две половины. Все, что он нашел, были части находящегося в стадии зарождения яйца.
Мораль этой истории: не убивай курицу, несущую золотые яйца. Зачастую, люди поступают необдуманно: лишают свои деньги статуса «капитала». Капитал – это стоимость, приносящая прирост стоимости. Золотые яйца – это проценты с капитала. Потратив все свои деньги, мы лишаемся золотоносного цыпленка, который, если бы мы были благоразумны и умеренны, со временем превратился бы в золотоносную курицу. Бережливость – важный источник благоденствия. Если бы мы положили деньги в банк на депозит, значит, сделали бы выбор в пользу накопления. Если потратили, значит, нас прельстило потребление. Бедные люди всегда предпочитают потребление. Любой богатый человек знает правило – надо тратить меньше, чем получаешь. Богатство и финансовая независимость в его понимании достигается тогда, когда у человека достаточно денег, чтобы хорошо жить на проценты.
Любое правительство, верстая бюджет, стоит перед выбором, сколько денег направить на накопление, а сколько на потребление. Если бы в правительстве сидели одни глупцы, они б предложили или все проесть или все бросить в накопление. На практике всегда ищется оптимальное соотношение, разумная мера между накоплением и потреблением. Представьте, что страна двадцать лет проедает весь свой национальный доход. Что будет? Даже страшно описывать: заводское оборудование изнашивается и не обновляется, ничего не строится, наука в упадке, об инвестициях в развитие производства забыли, сельское хозяйство умирает, валовой продукт из года в год падает и т. д. В конечном итоге страна приходит к состоянию, что и потреблять больше нечего – все проели. Иными словами, пили, ели, веселились – посчитали, прослезились.
Аналогичная ситуация возникает и в нашем личном хозяйстве. Бережливый человек воспринимает себя как самостоятельную фирму, где он генеральный директор и рядовой сотрудник в одном лице. Лишь у него есть право подписи на совершение каких-то денежных операций. Такое видение подразумевает ответственность за все свои действия. Это принципиальный момент. Когда человек не видит в себе фирму, он действует, зачастую, спонтанно и безответственно. Вы как рядовой сотрудник фирмы получаете часть от общего дохода. Без фанатизма установите себе зарплату, не забывая о проблемах фирмы. Ведь она должна развиваться, ей нужно инвестировать средства в развитие производства, создать резервный фонд. Такая система убережет вас от угрызений совести. Раньше вы тратили деньги и переживали, что истратили, и, наоборот, экономили и переживали, что могли истратить на что-то, прельстившее вас. Бережливость – это способ тратить деньги, не получая от этого никакого удовольствия. Теперь созданная система никак не зависит от вашего самоконтроля, силы воли и самодисциплины. Вы же не можете ограбить фирму? Система работает автоматически. Единственное условие ее эффективности – вы должны наложить табу трогать основной капитал. Забудьте протягивать шаловливые ручонки к основному капиталу.
Бережливости не учатся только ослы. Однажды Молла подумал о том, какая настала дороговизна. «Мне не на что купить ячмень. Не лучше ли мне уменьшить порцию ослу». Эта мысль ему понравилась. С того же дня он стал давать ослу все меньше и меньше ячменя. В первый день он увидел, что на осла эта мера никак не подействовала. На следующий день он дал ослу еще меньше ячменя и мякины. Молла увидел, что осел немного ослаб, но все-таки это было не очень заметно. Молла постепенно уменьшал порцию ячменя и, наконец, стал давать одну мякину и то один раз в день. И вот однажды, придя на конюшню, Молла увидел, что осел сдох. Молла, вздохнув, сказал: «Я успешно учил осла бережливости. Жаль, что судьба помешала мне довести дело до конца».
Почему люди игнорируют бережливость? Причин много, но в основном люди хотят комфортно жить здесь и сейчас. «Жизнь коротка, чтобы я себя в чем-то ограничивал», — заявляют они, — «В банке низкие проценты и они не надежны. К тому же инфляция высокая. Накопление ничего не даст». Настоящим безумием можно считать страсть к потребительским кредитам. Жажда потребления затмевает разум. У человека еще ничего нет, а он лезет в капкан дорогого кредита. У этакого «бизнесмена» ларек на рынке, а он подъезжает на машине в сотню тысяч долларов, взятых в кредит. Все ради того, чтобы показать свою крутизну и пустить «понты». Разразившийся кризис мгновенно отправил сотни тысяч этих горе – бизнесменов в долговую яму.
Потребительские долги распространились еще в древнем Вавилоне. В качестве залога вавилонянин мог предложить самого себя. Если он не мог погасить долг, то становился рабом. Его отправляли на строительство городской стены. Работа по тяжести могла превзойти каторжные работы в Сибири. Средний срок жизни раба составлял три года. Если он падал от истощения, надсмотрщик избивал его кнутом. Если же он, несмотря на побои, не мог больше подняться, его сталкивали со стены, и он разбивался внизу о скалы. Ночью трупы увозились прочь. Этот жуткий спектакль вавилоняне видели каждый день. Но что характерно, две трети всех рабов у стены были не обращенными в рабство военнопленными, а горожанами, которые потеряли свободу. Сколько надо иметь в голове извилин, чтобы брать кредит, наблюдая живой пример, что с ним может произойти? Только одну — на которой он сидит.
Бережливость не ограничивается сферой финансов. Не менее важно для человека бережливо, то есть разумно, распоряжаться своим временем, физическими и душевными силами. Вспомним песню В. Высоцкого про конькобежца-спринтера, которого заставили бежать на длинную дистанцию: «Воля волей, если сил невпроворот, а я увлекся, Я рванул на десять тыщ как на пятьсот, — и спекся, Подвела меня, ведь я ж предупреждал, дыхалка. Пробежал всего два круга и упал, а жалко».
Бережливость предполагает организовать так свою жизнь, чтобы успеть реализовать свои замыслы. Большинство людей в последнюю минуту жизни думают не о Боге, а о том, что они еще не успели сделать. Бережливость – это уважительно и бережно относиться не только к своему имуществу, но и ко всему вокруг, в том числе и к имуществу и внутреннему миру других людей. Бережливость свободна от неоправданного стремления к роскоши и в определенной мере автономна в общественной структуре. У нее всегда есть возможность помочь нуждающимся.
Бережливость – одно из человеческих качеств, к которому равновесные силы относятся с должным почтением. Как не уважать качество, служащее внутренним сторожем человеческого достоинства? Человек, осознающий достаточность необходимого и избыточность роскошного, вызывает у равновесных сил одобрение и пиетет. Если в алчности, скупости, жадности и корыстолюбии зашкаливает избыточная значимость, которую человек придает объектам внешнего мира, то с бережливостью равновесные силы отдыхают. Воспитывать некого, ибо не мигает сигнал тревоги о преодолении границы значимости. Бережливость, словно канатоходец, балансирует между скупостью и жадностью, с одной стороны, и щедростью и расточительностью, с другой. Бережливость – золотая середина между избыточным накоплением и безрассудным потреблением. Главное не перейти от золотой середины к жадности и скупости.
Однажды, когда Молла пахал в поле, ему в ногу вонзилась большая колючка. Нога его залилась кровью. Молла долго мучился и, наконец, вытащил занозу. Он сел, обхватил ногу и начал то плакать, то благодарить аллаха. Его увидели и спросили: – Ай Молла, что с тобой, что ты плачешь? – Мне в ногу попала заноза,- ответил Молла. – А за что ты благодаришь аллаха?- опять задали ему вопрос. – Благодарю аллаха за то, что был босиком,- объяснил Молла,- а то колючка продырявила бы мне обувь.