Отзывчивость

 

"Отзывчивость - положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду" (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), - http://spiritual_culture.academic.ru/1571/%D0%9E%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C).

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Олег Михайлов # 24 января 2015 в 16:35 0

— А где удав?
— Я его зову, зову, а он не отзывается.
— Странно, ведь он такой отзывчивый.

Из мультфильма «38 попугаев»

      Отзывчивость как качество личности – способность бескорыстно откликнуться на чужие нужды, активно и действенно помочь.

      Ехал мужчина на новой машине  в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел  детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость,  вдруг услышал, как в машину ударился камень. Мужчина выскочил из машины, схватил одного из мальчишек за шиворот и начал его трясти с криком: — Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?! — Простите меня — ответил мальчик. – Я не хотел причинить вред вам и вашей машине. Мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, а я не могу его поднять, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Мужчина помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты не будешь отзывчивым к людям, в тебя полетит камень.

        Отзывчивость – качество личности человека в благости либо человека, способного в диалоге с собственным эгоизмом мгновенно перехватить инициативу, безоговорочно встав на сторону голоса сердца. Эго будет нашёптывать уму об отсутствии выгоды и прямых потерях от бескорыстной помощи людям, корить за отсутствие прагматизма и здравомыслия, но отзывчивый человек уже находится во власти концепции счастья, абсолютно непонятной для Эго – желании жить для других. Если многим качествам личности, чтобы проявиться, нужно время для раскачки, то отзывчивость включается, как сигнализация у машины, потревоженной чужим прикосновением, и не оставляет в покое душу и разум, пока хозяин не примет приемлемого решения.

         К сожалению, далеко не у каждого человека есть такая сигнальная система совести и сердца. Люди, живущие в невежестве с концепцией счастья – жить только для себя, а на других наплевать, утратили совесть, им – махровым эгоистам, недоступно наслажденье откликнуться на зов помощи другого человека, сделать доброе дело и незаметно уйти, не ожидая почестей, наград и похвал. Пиариться, тщеславиться, искать одобрения и комплиментов за оказанную помощь – это почерк корысти. Отзывчивость действует приблизительно в таком алгоритме, как поётся в песне Аллы Пугачёвой «Пройти, не поднимая глаз»: «Нет, мне ничего не надо от тебя. Нет, все, чего хочу я, — тенью на твоем мелькнув пути,
несколько шагов пройти. Пройти, не поднимая глаз, пройти, оставив легкие следы, пройти хотя бы раз по краешку твоей судьбы».   Отзывчивость – это бескорыстно сделать доброе дело, испытать вкус счастья и уйти по-английски -  не прощаясь.

          Эгоизм – главный враг отзывчивости. Если Эго успело пропитать ядом эгоизма ум, чувства и разум, человек становится «импотентом» отзывчивости. Он равнодушно пройдёт мимо человека, упавшего на его глазах от сердечного приступа, безразлично скользнёт взглядом по разбитому в кровь лицу плачущей женщины, брезгливо обойдёт упавшую старушку и безучастно  взглянёт на ребёнка – инвалида. Что уж говорить о помощи престарелым родителям и бездомным животным? Закоренелый эгоист не слышит никого и ничего, кроме желаний своего вожделенного ума. Его разум отравлен эгоизмом, поэтому голосу сердца не к кому обращаться и не до кого достучаться.

       У отзывчивости благородный разум и чистое сознание, она внимательна и всегда живёт в режиме «здесь и сейчас». Нужды людей, как эхо, находят мгновенный отклик в сердце отзывчивого человека, сигнал сердца поступает в благородный разум, получает одобрение, и личность в высоком понимании этого слова приступает к благодеянию.

      Отзывчивость проявляется в купе с такими качествами личности как сострадание, сердечность, сопереживательность, сочувствие, доброжелательность и человечность. Что предполагает помощь другому человеку? Разочарованный, отчаявшийся человек нуждается в поддержке. Искреннюю бескорыстную помощь может оказать только тот, у кого есть ресурс сочувствия, сострадания, времени, сил, знаний, внимания и настроения.

      Немаловажен вопрос – кому оказывается помощь? Кто её адресат. Глупо быть отзывчивым ко всем без разбору, откликаться сердцем на просьбы кого попало. Вполне возможно, что просящий сам не понимает, что ему нужно и, соответственно, то, что он просит, может причинить ему вред. Разумная отзывчивость чувствует и понимает человека, но это ни в коей мере не говорит, что она игнорирует все его недостатки. Просто она концентрируется на достоинствах, но учитывает и возможность проявления пороков. Если к вам повадится приходить каждое утро за похмелкой алкоголик сосед, и вы будете давать ему деньги на бутылку – это не отзывчивость, а глупость и бездумность. Следовательно, прежде чем проявлять отзывчивость, нужно проанализировать ситуацию, пропустить её через фильтр своих нравственных ценностей. К примеру, соседу можно сказать: «Я могу тебя накормить, но давать деньги на водку не буду. Это противоречит моим принципам».

      Иными словами, отзывчивость – это не безотказность и хроническое соглашательство, она должна учитывать три фактора – личность, место и время, то есть нужно знать, кому можно помогать и чем, где и когда помогать. Когда будут соблюдены все три принципа, то отзывчивость достигнет своей благой цели. Например, к человеку, проходящему мимо винного магазина, подходит небритая, похмельная личность и говорит: «Брат. Меня вчера обокрали. Остался один-одинёшенек в чужом городе. Дай мне денег на билет, я тебе потом вышлю».  Думается, неуместно проявлять отзывчивость к деградированной личности, ищущей деньги на бутылку. Может, на ваши деньги он возьмёт со своим собутыльником водку, напьётся, а затем в пьяном угаре убьёт ни в чём неповинную женщину. Грех убийства ляжет и на вашу совесть.

       Образцом отзывчивого человека был великий русский писатель А. П. Чехов. Вспоминает А. С. Лазарев-Грузинский: «Чехов был одним из самых отзывчивых людей, которых я встречал в своей жизни. Для него не существовало мудрого присловья «моя хата с краю, я ничего не знаю», которым практические люди освобождаются от излишних хлопот. Услышав о чьем-либо горе, о чьей-либо неудаче, Чехов первым долгом считал нужным спросить: — А нельзя ли помочь чем-нибудь? Необычайно трогательна и характерна фраза Чехова на тему, что на каждую просьбу нужно отозваться, и если нельзя дать того, что просят, в полной мере, то нужно дать хоть половину, хоть четверть, но дать непременно. Эту отзывчивость Чехов пронес через всю свою жизнь, как драгоценное вино, не расплескав, не утратив ни капли. В письменном столе Чехова вечно лежали чужие рассказы, он исправлял их, рассылал в те издания, где сам работал, и даже в те, где сам не работал, в «Московскую иллюстрированную газету» например; давал советы начинающим авторам, если видел в них хотя тень дарования; хлопотал об издании книг тех беллетристов, у которых уже успели накопиться материалы для книг. — Вам нужно издаться! — говорил он мне и другим беллетристам при мне много раз. — Вас будут знать. Выпущенная книга повысит ваш гонорар. На робко брошенные мысли, что издаться не легко, что охотников до издания книг начинающих авторов немного, Чехов возражал: — Пустяки! Подождите, нужно будет придумать что-нибудь. И, конечно, при своих литературных связях он придумывал кое-что и находил для своего протеже издателя».

            Отзывчивость стала ещё более притягательной для людей после публикации результатов её психолого-медицинского исследования, проведенного учёными Мичиганского университета (США). Оказывается, отзывчивые люди болеют меньше, а живут дольше. Психологи наблюдали в течение пяти лет 400 супружеских пар, средний возраст которых был больше 50 лет. Партнеры, проявлявшие отзывчивость друг к другу, болели в два раза реже. Также, существует статистика о том, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше. Это можно объяснить тем, что загадочным образом уровень лимфоцитов в крови увеличивается, вместе с этим деятельность человека тонизирует сосуды. Все это благотворно сказывается на работе сердца. А значит, отзывчивый человек меньше болеет сердечно-сосудистыми заболеваниями. Делая добро, организм человека начинает больше продуцировать гормон эндорфин, который отвечает не только за обезболивание, но и субъективное ощущения счастья. Таким образом, боль, без которой не прожить в нашей жизни смягчается, а ощущение удовольствия от контакта с реальностью возрастает. Важная роль эндорфинов состоит в том, что они обладают успокаивающим эффектом, а, значит, стрессовые перегрузки переносятся лучше. Когда мы отзывчивы и нам хочется творить добро, мы находимся на своеобразном мотивационном подъеме, эйфории. Мы чувствуем свою полезность, занятость, а значит, освобождаемся от одиночества. Благотворительная деятельность дарит нам новый круг общения, который, как известно, редеет с возрастом. Таким образом, отзывчивость позволяет регулировать наше настроение, волевой компонент личности и повышает жизненную энергию.

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru