Автономия

 

"Автономия (от греч. autos — сам + nomos — закон) - (в возрастной психологии) стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения" (Мир Психологии, - http://www.persev.ru/avtonomiya).

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Олег Михайлов # 16 декабря 2014 в 15:48 0

Сам себя выбирающий и делающий человек абсолютно автономен в выборе собственного пути
и абсолютно за свой выбор ответствен.

Сартр

Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была провозглашена Мартином Лютером в его признании “На том стою и не могу иначе”, а теоретически исследована И. Кантом. В философии И.Канта одним из основных этических принципов является автономность морали и нравственной деятельности человека. По мнению философа, человек в выборе нравственных ориентиров должен быть независимым от внешних воздействий социума (религии, идеологии, политики и др.), поскольку нравственность и добродетель самоценны и самодостаточны. Автономию личности Кант связывал не со свободой личности от внешних воздействий, а с добровольностью личности к общечеловеческим принципам – категорическим императивам. Сознание своей автономности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Об этом же говорит современный американский психолог М. Кордуэлл:

“ Автономность личности – это ее свобода от аморальных побуждений, сиюминутной престижности, политической суетливости”.

Однако идеи близкие к содержанию понятия личностной автономии, можно обнаружить еще в древнеиндийских источниках. В качестве примеров такого рода можно указать философию Упанишад, в которой указывалось, что именно своим поведением человек определяет дальнейшие изменения, улучшение или отягощение кармы; философию раннего буддизма, где подчеркивается необходимость самоопределения человеком таких своих психических составляющих, как мысль, речь, действие, намерение, усилие и власть над страстями, а также необходимость самостоятельного выбора для себя образа жизни.

Философские традиции Древнего Китая также ставят на передний план вопросы саморегуляции и личностного развития в контексте культуры общества. Так, этика Конфуция постулирует значимость таких характеристик как управление собой и сознательная организация всех сфер собственной жизни; в даосизме значимыми являются естественность и гармоничная включенность в природу и социум; чань-буддизм акцентирует такие аспекты самосовершенствования человека как спонтанность, открытость и ориентация на собственные внутренние чувства.

Идеи, близкие личностной автономии, можно обнаружить у древнегреческих мыслителей: в этической концепции Эпикура, где утверждается в качестве высшей ценности отсутствие страданий тела и гармоничное состояние души; в философии Сократа, который подчеркивал необходимость руководствоваться внутренним голосом совести - даймонием, который подсказывает внутренние нормы поведения, в противовес слепому следованию социальным требованиям; в воззрениях Аристотеля, в связи с проблемой добродетели активно исследовавшего проблему произвольности человеческих поступков, за которые человек несет ответственность. К таким поступкам относятся действия по сознательному выбору (способность человека принимать решение и стремиться к выполнению того, что от него зависит), в выборе и регуляции произвольных действий участвует воля, понимаемая, в частности, как способность человека к инициации собственной активности.

В европейской философии выделяется Ф.Ницше, который в своих трудах затрагивает аспекты личностной автономии в связи с концепцией сверхчеловека, который должен стать некой идеальной самодостаточной личностью, преодолевающей человеческие пороки (физическую хилость, духовную нищету, душевную скудость, нравственное и культурное убожество и т.д.) Ницше первым поставил вопрос преодоления человеком самого себя: “человек есть нечто, что должно превзойти”. Кроме того, он первым ввел разделение двух типов свободы - позитивной “свободы для” и негативной “свободы от” (там же). Ницше также говорил об ответственности в связи со свободой личности: “Свободный человек …, обладающий гордой осведомленностью об исключительной привилегии ответственности, сознающий эту редкостную свободу, эту власть над собою и судьбою…”.

Особое значение проблема личностной автономии приобретает в работах представителей экзистенциальной философии. Так, одной из экзистенциалистских формул, является утверждение Ж.-П.Сартра, что человек есть то, что он сам из себя делает. Еще одна идея Сартра заключается в детерминации человеком самого себя, создающего при этом представление о возможном будущем, что определяется как превращенная каузальность. По мнению А.Камю свобода человека заключается в том, чтобы, осознав всю абсурдность и бессмысленность собственного существования, приобрести чувства радости, счастья и осмысленности именно за счет собственной осознанной позиции.

В психологии первым вопрос о свободе поставил Э.Фромм. Вслед за Ф.Ницше он подчеркнул необходимость отличать свободу “от” от свободы “для”. Он также акцентировал внимание на неразрывной связи свободы и ответственности. “Свобода означает не что иное как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей”. Свобода связана с осознанностью и пониманием ситуации, с возможностью выбора и ответственности за сделанный выбор. “Свободу... следует дефинировать не как “действия в сознании необходимости”, но как действия на основе осознания альтернатив и их последствий”. Условия, в которых находится человек, - это только набор различных возможностей и вариантов. “Решение остается за человеком. Оно зависит от его способности относиться к самому себе, к своей жизни и счастью всерьез; оно зависит от его готовности решать и свои собственные нравственные задачи, и нравственные проблемы всего общества. Оно, наконец, зависит от его мужества быть самим собой и быть для себя”. С позиций Фромма свобода связана не только с поиском своего предназначения, но и со здоровым функционированием человека в целом. Тому, чтобы принять правильное решение, может способствовать такая, с точки зрения Фромма, человеческая особенность, что “люди обладают сильнейшим побуждением к здоровью и счастью, которые являются частью их естественного, природного состояния”. Проявление такого позитивного побуждения отражено в понятии продуктивной активности, введенном Фроммом, которая определяется как активность, неотчужденную от самого человека. Таким образом, свобода связана с возможностью сделать разумный выбор с осознанием его альтернатив и последствий. Такой путь развития приводит к здоровому, полноценному, продуктивному функционированию человека в противовес отказа от мужества принимать решения и снимать с себя ответственностью. Отсутствие изначальной предопределенности в жизни человека связано, по мнению Фромма, с двойственностью его природы. С одной стороны, человек принадлежит царству животных и включен в природные отношения, с другой, - выходит в своем существовании за рамки природы вследствие наличия самосознания и разума. Подобная дихотомия определяет особенности развития человека: необходимо развивать свой разум до тех пор, пока это не даст возможность иметь власть над собой и природой.

Р.Мэй называет свободу одной из составляющих личности человека, наряду с индивидуальностью, социальной интегрированностыо и духовностью (религиозностью). Личность понимается как осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, имеющем духовное начало. Развитие личности связано с повышением у человека уровня осознания собственного “я”. Основным в личности является “эдженси” (agency) - субъектность, активное действующее начало. Свобода понимается как способность управлять своим развитием, на основе выбора и открытости. Свобода не означает отказа от детерминизма или противоречия ему, а всегда с ним сочетается и соотносится. Мэй подчеркивает взаимосвязь между свободой человека и его душевным здоровьем. Причем эти показатели находятся в прямой зависимости. “Свобода личности способна возрастать. Чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала, и тем больший потенциал приобретает в них свобода”. И наоборот, Мэй считает, что “невроз — это отказ от свободы, подчинение своей личности жестким устойчивым формулам и, как следствие, превращение личности в автомат. Душевное здоровье подразумевает обретение чувства личной ответственности и, следовательно, свободы”. Мэй считал, что человек развивается через поступок, который осуществляет на основе своего осознанного решения.

К.Роджерс придает наибольшую значимость непосредственному опыту, призывает доверять своим чувствам, ощущениям, переживаниям, утверждает, что организм человека, его природная сущность, сам по себе способен осуществлять в своей жизни правильный выбор.

Франкл считал, что свобода человека заключается прежде всего в том, что он выбирает отношения к тем условиям, в которых он оказался. “В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению”.

С.Л.Рубинштейн затрагивает проблему выбора в связи с самим понятием существования человека.

“Таким образом, осуществляется введение детерминации (взаимно- и самоопределения) не только как определенного соотношения, но и как процесса в самое понятие существования”.

С точки зрения Л.С.Выготского, умение понять и осознать происходящее и есть ключ к человеческой свободе. “Человеческая свобода заключается именно в том, что он мыслит, т. е. познает создавшуюся ситуацию”.

Среди концепций отечественных психологов-исследователей личностная автономия занимает одно из главных мест в работах Д.А.Леонтьева. Автономия определяется им как “ориентация на собственный закон развития”.

Асмолов также связывает развитие личности с понятием выбора “Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости и держать ответ за них перед собой и обществом”.

Юнг считает, что подлинная личность не возникает вследствие саморазвития в человеке каких-то задатков, а требует усилия, внутренней работы и воспитания. Основными характеристиками личности являются принятие ею своего индивидуального своеобразия, гармонично сочетающееся с приспособленностью к общепризнанному, а также свобода выбора и принятия решения. Следствиями развития личности оказываются сознательно избираемое и неминуемое одиночество; сознательный выбор своего пути, своего закона и верность ему; осуществление своего призвания, предназначения.

Направлением, в котором понятие автономии представлено наиболее полно, является теория самодетерминации, разрабатываемая Э.Л.Деси и Р.М.Райаном.

Теорию самодетерминации можно причислить к набирающему в Соединенных Штатах силу направлению позитивной психологии. “Цель позитивной психологии - начать способствовать изменениям в центрации психологии не только на исправлении худших явлений жизни, но еще и на построении позитивных качеств”.

Понятие личностной автономии по своей этимологии означает, что личность ориентируется на собственный закон развития. Личностная автономия описывает механизмы саморегуляции и самодетерминации личности, реализующиеся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека. Понятие личностной автономии связано с формулировкой “позитивного” образа человека в психологии. Поэтому проявления личностной автономии связаны с подчеркиванием аспекта психического здоровья и личностного роста, могут быть одним из способов описания полноценной личности человека, способного самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь.

Личностная автономия – это ядро самоактуализации, так как самоактуализация предполагает присутствие осознанной ответственности за свои действия, поступки, понимание индивидом значимости своей личности и постоянное стремление к собственно личностному развитию.

Актуализация (филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнаваемости, припоминании и воспроизведении. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности.

Каждый ученый и практик гуманистической педагогики по-своему использовал философские, психологические и педагогические аспекты этого явления. Сократ актуализировал, пробуждал спящее нравственное содержание сознания, “раскодировал”, делал его актуальным для своих учеников, задавая вопросы. Ян Амос Коменский (1592-1670), утверждал, что в учениках развиваются духовные силы непосредственно с помощью педагога, задача которого состоит в том, чтобы помогать им совершенствоваться.

Камалетдинова Е.В.
Некоторые аспекты проблемы развития автономии личности в образовательной среде
(Извлечения)
http://festival.1september.ru/articles/413267/

"Высшим достижением человека, стремящегося к истинной морали, является психологическая и ментальная независимость. Речь идет не об отделении от социальной группы, а о том, чтобы достичь способности к высшему анализу при высоком уровне бодрствования. Эта способность позволяет человеку добровольно выбирать и контролировать тип, количество и качество информации, которую он хочет допустить в свой мозг, а также пересматривать, очищать и сублимировать ту, что уже имелась до того, как он развил в себе эту новую способность.

Находясь на таком уровне, человек будет полностью ответственным за свои поступки, поскольку обретет полную свободу в том смысле, что его мозг перестанет рабски подчиняться внешнему влиянию, внутренним бессознательным или импульсивным побуждениям и сумеет выбирать желаемое независимо ни от кого" (Соммэр Дарио Салам "Мораль XXI века", - https://www.litmir.co/br/?b=230190&p=25).

← Назад