Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.
Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления
Кому меньше дано, с того меньше и спросится,
но от нас всех требуется вся мера усердия, на какое мы способны.
Энн Бронте. Незнакомка из Уайлдфелл-холла
Усердность (Усердие) как качество личности – способность проявлять большое старание, крайнее прилежание, рвение и ответственность за результаты труда.
Учитель, почему вы не даёте мне больше заданий, тогда как другие получают чуть ли не каждый день новые? — спросил ученик Учителя. — Я отвечу тебе, но только не сейчас. Сейчас давай пообедаем. Ученик согласился, тем более что он был голоден. — Только позволь мне самому тебя кормить? Ученику это показалось странным, но, тем не менее, он согласился, думая, что так Учитель проявляет к нему больше внимания, чем к другим ученикам. Принесли угощенье. Учитель набрал в ложку вкусного, ароматного и сочного плова и поднёс её ко рту ученика, который с аппетитом принялся есть сказочное кушанье. От удовольствия он закачал головой, закрыл глаза и хотел было в восхищении похвалить умение повара, но как только он открыл рот, чтобы сказать: «Вай, вай, какое это чудо», как очередная ложка оказалась у него во рту. Он начал пережёвывать, но, не успев дожевать, его рот пополнился ещё одной ложкой великолепного блюда. Он жевал всё быстрее и быстрее, и, несмотря на это, ложка с пловом всё чаще и чаще оказывалась у него во рту даже прежде, чем он успевал прожевать предыдущую. Наконец ученик не выдержал и с полным ртом воскликнул: — Мы что, куда-то спешим? Почему вы наполняете мой рот прежде, чем я успеваю прожевать и насладиться вкусом этого чудесного плова? Неужели нельзя есть не спеша, за приятной беседой? — Можно, но ведь тебе так нравится, — сказал учитель. — Мне? Вы что? Кто вам это сказал? — Ты сам полчаса назад. — Я? — изумлённо спросил ученик. — Ну не я же просил давать тебе новые уроки, когда прежние ещё не пережёваны и не усвоены тобой. Давать тебе новые задания, прежде чем ты выполнишь и усвоишь предыдущие, всё равно, что наполнять пищей полный рот. Не торопись набирать много заданий и не торопись выполнять их. «Торопись медленно», говорили древние, чтобы не прозевать жизнь. Выполняй их с радостью и усердием, а не с торопливостью. Не превращай жизнь в погоню. Ощути вкус жизни и наслаждайся им!
Усердие буквально — «труд от всего сердца». Если человек обладает этим качеством личности, для него нет невыполнимых, неразрешимых задач. Бхаса писал:
Трёшь щепку о щепку — добудешь огонь,
Копаешь колодец — и воду добудешь.
Упорный достигнет того, чего хочет:
Усердье и разум к успеху ведут.
Талантливость без усердности, всё равно, что росток без поливки. Серость и посредственность, обладая усердностью, порой, ближе к успеху, чем даровитость и талантливость без усердия. Сюн-цзы говорил: «Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути». В отличие от трудолюбия, усердность не испытывает особо теплых чувств к труду, но, в тоже время, она не боится никакого труда, воспринимая и принимая его, как данность и неизбежность.
Усердность нацелена на продолжительную, иногда не совсем приятную, работу. Но поскольку она идет от разума, работающего в режиме «Нужно – Не Нужно», постольку будет старательно, прилежно и ответственно выполнять свой долг. Например, глубокой ночью заплакал грудной ребенок. Мать так измучилась за день, что его плач едва доходит до ее разума через пелену сна. Ум, работающий в режиме «Нравится – Не нравится», говорит ей: «Зачем вставать из теплой постели. Ничего страшного, поплачет и успокоится. К утру высохнет». Но, к счастью, у большинства мам разум включает такое нравственно-волевое качество личности как усердие, и они идут выполнять свои обязанности. При этом делают это аккуратно, старательно и бережно.
Не всегда усердие делает всё по разуму, иногда она уступает напору ненасытных чувств и неугомонного ума. Человек так устроен, что ум должен контролировать чувства, а разум – ум и чувства. Человек становится инвалидом усердности, если его разум слаб и не натренирован справляться с прихотями ума и чувств. Например, студент готовится к экзамену. Ум нашептывает ему: «Пошли лучше на дискотеку, а завтра у кого-нибудь возьмем шпаргалки и прорвемся. Где наша не пропадала?». Соблазн велик. Если разум слаб, усердность – Золушка. Он поддастся на уговоры ума и чувств. Усердный студент задавит в зародыше всякие потуги вожделенного ума о гульках. Чтобы не ввергать его в уныние, он пообещает: «Сдам экзамен, тогда и повеселимся, а сейчас нужно тщательно и старательно подготовить ответы по всем экзаменационным билетам».
Усердие бывает демонстративным, показушным. Человек «делает вид на Мадрид», что он само трудолюбие, прилежание и рвение. Но качество проделанной им работы свидетельствует об обратном. Совсем неприглядный вид имеет усердность вкупе с глупостью. Петр Великий даже издал специальный указ по поводу неразумной усердности своих подданных. В указе запрещалось называть и писать уменьшительные имена людей [например, Митька вместо Дмитрий], запрещалось падать перед ним на колени и снимать с головы шапки зимою, проходя мимо царского дворца. В указе говорилось: «Какое различие между Бога и царя, когда воздавать будут равное обоим почитание? Коленопреклоненное моление принадлежит Единому Творцу за те благости, какими Он нас наградил. [К чему] уничижать звание, безобразить достоинство человеческое, а в жестокие морозы почесть делать дому моему бесплодную с обнаженною главою, вредить здоровье свое, которое милее и надобнее мне в каждом подданном паче всяческих бесполезных поклонов? Менее низкости, более усердия в службе и верности ко мне и государству – сия-то почесть свойственна царю». Чрезмерность усердия осуждал несомненный авторитет Конфуций: «Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей».
Истинная усердность дружна с самодисциплиной и самоконтролем, она аскетична и ответственна. Жан де Ларошфуко писал: «Человек, усердный в труде, твердый в невзгодах и требовательный к себе, снисходителен к людям лишь потому, что к этому принуждает его разум».
Антипод усердности – лень. В Ев.Матфея мы читаем о слугах, которые соответственно наделены были пятью талантами, двумя и одним. Когда после продолжительного отсутствия господин этих слуг возвратился и потребовал у них отчета в том, что он доверил им, слуга, получивший один талант сказал: «Господин! Я знал Тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь где не рассыпал; и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое». Господин сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый»! Ты знал, что я жну где не сеял, и собираю, где не рассыпал: посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед, получил бы мое с прибылью: итак, возьмите у него талант и дайте имеющем десять талантом, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеется, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов» (Мтф.25:18-30). Это место Писания свидетельствует нам о том, что Господь требует отчета у каждого из своих слуг в усердии, которое они проявляли в служении Ему. Он ясно указывает на основную причину горя в жизни того слуги, который изображен теперь перед нами. Это горе двоякое: он был «лукавый» и «ленивый» раб. Уже упоминаемый ранее Ларошфуко говорил: «Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень, они хотят казаться усердными».
Иными словами, усердие – одно из важнейших составляющих успеха. Оно всё преодолевает и превозмогает. Будучи проводницей разума, нравственно-волевым качеством личности, оно, «обнажив бицепсы ненароком», подавляет глупые затеи ума и чувств. Человек благодаря усердности становится более волевым и разумным.