Берегите в себе человека.
А.П. Чехов
Человечность — это не физическая характеристика. Это духовная цель.
Это не то, что нам дается, а то, чего мы должны достичь.
Ричард Бах. Единственная
Понимание, сочувствие, доброта, любовь — это единственные идеалы.
И когда мы предаём их, мы становимся теми, кого мы презираем.
И мы теряем нашу человечность, и тогда после нас в мире остаётся лишь насилие и разрушение.
Цитата из сериала «Кости»
Человечность как качество личности – способность бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию.
Однажды утром Мулла Насреддин шёл по базару очень печальный. Друг спросил его: — Что случилось? Насреддин ответил: — И не спрашивай! Я так печален и угнетён, что могу заплакать. — Но в чём дело? — настаивал друг. — Мы никогда не видели тебя столь печальным! У тебя было так много трудностей, финансовых и других, но мы не видели тебя таким печальным и угнетённым. Что случилось? Насреддин сказал: — Две недели тому назад умер один из моих дядюшек и оставил мне сто тысяч динаров. Друг сказал: — Ты что, Насреддин, сошёл с ума? Если твой дядя оставил тебе такое наследство, ты должен быть счастлив, а не печален! Насреддин ответил: — Да, это так. Но на прошлой неделе умер другой мой дядя, и он оставил мне двести тысяч динаров. — Тогда ты полностью выжил из ума, — сказал человек. — Тебе нужно плясать и веселиться, ведь нет причин быть несчастным! Ты — самый счастливый и богатый человек в этом городе! — Да, это я знаю, — сказал Насреддин, — но у меня нет больше дядюшек! Это-то и повергает меня в печаль.
Насреддин в своём репертуаре. Ну, а теперь серьезно. Люди утратили связь с природой. Многие человеческие индивидуумы превратились в нелюдей и перестали, выражаясь словами Гегеля «соответствовать своему понятию». Никому не придет в голову изучать собачная эта собака или нет, тигриный этот тигр или нет. С человеком всё не просто. Если собака инстинктивно проявляет свою собачность, то далеко не всякий человек является носителем человечности. С.В. Пролеев пишет: «Человечность — это своего рода гостеприимство, которое оказывает человек человеку. Естественно и необходимо для человека принимать всех людей за принадлежащих к одному с ним виду существ. В таком приятии проявляется своеобразное жизненное гостеприимство, когда всякий входящий в человеческую обитель становится членом дома. Прохожий может быть богат или беден, пригож или отвратителен, любезен или угрюм, однако, во всяком случае, он будет принят, ибо он человек в зыбком существовании, его жизнь отдана стихии и невозможно для живого существа не поддержать подобного себе, находящегося в столь неуютном положении. Здесь проявляется не сочувствие в обычном смысле слова, не особые нравственные достоинства. Здесь звучит зов самой человеческой природы. Этот зов непреложен для человека так же, как для животного непреложны его шерсть, усы, лапы. Ведь не может волк сменить свою шкуру, хотя из этого вовсе не следует, что он любит ее или сохраняет из чувства долга. Она просто составляет неотъемлемую часть его существа. Так и человечность составляет простейшее… исходное качество человеческой натуры».
Почему же исходное качество человеческое натуры у многих людей куда-то исчезает? Ведь каждый человек в силу своей природы должен быть человечным?
Человечность рождается от уважения ко всем людям, к их духовной сущности. Человек с чистым сознанием абстрагируется от всего, что разделяет и противопоставляет людей. Он свободен от расовых и национальных предрассудков, религиозного фанатизма. То есть, у него нет мыслей, раз я русский – значит, я лучше других жителей планеты, и мой Бог самый правильный и лучший. В каждом он видит такую же живую душу, как и он сам.
Все мы на этой Земле – земляки. Видя в других родственную духовную природу, человек естественно испытывает к ним уважительность, воспринимает как своих родных и близких. Иными словами, человечность – это крайне аккуратное отношение ко всем людям. Человечность – это способность в любых отношениях чувствовать уважение ко всем людям. Человечный человек – тот, у кого Бог живет в сердце.
Без уважительности ко всем людям человек не способен на духовность, а, следовательно, и на человечность. Уважительность рождает в человеке способность заботливо, бережно и сострадательно относиться к интересам и потребностям ближнего: «Люби ближнего, как самого себя», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали».
Для человечного человека самый важный человек тот, кто напротив. Самодовлеющим и самоценным для него являются не сухая статистика интересов целого, а «слезинка» любого ребенка планеты. Интересы целого для человечности определяются интересами каждого и сами по себе отдельно не существуют. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» словами своего героя говорит: «скажи мне сам прямо, я зову тебя, — отвечай: Представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулаченком в грудь и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги!»
Человечность сострадательна. Сострадание – это не слезливая жалость, это способность с помощью энергии любви понять страдания другого человека и оказать ему помощь. Дмитрий Емец в книге «Мефодий Буслаев. Танец меча» пишет: «Человек скреплён состраданием. Как только сострадание исчезает — исчезает и человек». Ему вторит Иммануил Кант: «Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей».
Рожденная от уважительности к духовной природе других людей, человечность, как генный код, получает в наследство альтруизм. О важности альтруизма для развития в человеке человечности писал Дарвин: «Не следует забывать, что хотя высокий уровень нравственности даёт каждому человеку в отдельности и его детям весьма небольшие преимущества над другими членами того же племени или вовсе не приносит им никаких выгод, тем не менее повышение этого уровня и увеличение числа даровитых людей, несомненно, дают огромный перевес одному племени над другим. Очевидно, что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности, послушания, храбрости и участия к другим, — членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собою для общей пользы, должно одержать верх над большинством других племён».
Унисон альтруизма и нравственности – прямая дорога к человечности. Человечность выше альтруизма, ибо она отталкивается не от эмоций и чувств, что характерно для альтруистических поступков, а от разумного, сострадательного, заботливого отношения к интересам и потребностям другого человека, при этом осознает последствия своих действий для него.
Человечность нравственна. Для нее не пустой звук честь, чувство долга, справедливость, верность. Помимо этого она наделена волей, то есть всегда умеет себе сказать: «Я должна…» Иными словами, без уважительности, сострадания, альтруизма, нравственности и силы воли человечность немыслима.