Приложение 5

к Концепции предприятия, ориентированного
на интеллигентизацию отношений

 

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИНТЕЛЛИГЕНТНОЗНАНИЮ

(интеллигентность с позиций современной теории управления)

«Теория интеллигентности <…> должна быть принципиальной,
логически последовательной и систематически обработанной»

А.Ф.Лосев

ПРЕДИСЛОВИЕ

Шкавронская Г. Нужна ли интеллигентность современному человеку?

- Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана

Лосев А.Ф. Об интеллигентности

1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОДХОДЫ

1.1. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ    

- О'Коннор Д., Макдермотт И. Что такое система?  

- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций 

- Миронов А.М. Понятие процесса  

1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

- Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке 

- Гришина Н.В. Ситуационный подход и его эмпирические приложения

- Калита Т. Процессный подход, - что сделать, чтобы он стал реальностью в организации

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДОВ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

- Л. фон Берталанфи Общая теория систем — критический обзор

- Чубарова Т.П. Моделирование и элементы системологии 

- Вавилов В.А., Змеев О.А., Змеева Е.Е. Введение в исследование операций  

- Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке?

- Шульц Д.П., Шульц Э.С. Гуманистическая и когнитивная психология  

- Деркач А.А. Акмеология в системе научного познания

2.2. ФИЛОСОФИЯ ПОДХОДОВ

- Казютинский В.В. Мировоззренческие ориентации современного космизма

- Х.Ван Ромпёй  От персонализма к политическим действиям 

- Сендеров В А. Солидаризм — третий путь Европы?

2.3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП

- Сухомлинский В.А. Эмоции и гражданское достоинство 

- Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства

- Любицкая О.А. Структура и содержание профессионального достоинства личности в контексте психологии труда  

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ

3.1. ИСТОЧНИКИ МОТИВАЦИИ

- Лисина М.И. Потребность в общении  

- Четвертаков С.А. Особенность потребности уважения, ее инструментальное происхождение у человека и культурная обусловленность

- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации

3.2. СОПРОВОЖДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ 

- Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Самоопределение личности - это...

- Матвеева А. И. Социальная адаптация и духовная самоидентификация личности

- Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование

3.3. КЛАСТЕРЫ КАЧЕСТВ

       - Ковалев П.Д. Качества личности от А до Я - "Подсказки для жизни". Карта статей   

3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

- Горбатов В.И. Модель формирования гражданина в современном российском обществе

- Леонтьев Д.А. Теория личности А.Н. Леонтьева

- Василенко В.А., Карташевская И.Ф., Дихтярь А.И., Остроухова Л.В. Концепция поэтапного формирования специалиста-менеджера  

 

К СОДЕРЖАНИЮ

Олег Михайлов # 14 февраля 2013 в 18:49 0
Когда начал подбирать материал для наполнения хрестоматии, возникали сомнения, стоит ли это делать. Не достаточно ли ограничиться тезисами, а каждый заинтересовавшийся ими сам найдет в Ин-те все, что посчитает нужным? Но, чем больше погружался в условие этой задачи, тем больше убеждался в целесообразности ее решения. У нас, оказывается, разные представления не только об интеллигентности и образующих ее комплексах (патриотизме, порядочности и профессионализме), но и об их составляющих. Например, принципиальность, как выяснилось, многими рассматривается как качество сугубо отрицательное, с которым нужно вести беспощадную борьбу, а со скромностью, хотя пользы от нее мало,  бороться не нужно, потому что она сама постепенно исчезает, уступая место более востребованной сегодня самоуверенности. А по некоторым категориям, - таким, как дисциплинированность, например, - найти подходящий материал удалось лишь с большим трудом.  

В результате пришел к выводу, что, если обозначить интеллигентность как совокупность неких качеств, не факт, что у разных людей эти качества вызывают одинаково положительные оценки. Таким образом, проделанная работа является ответом на вопрос, что подразумевать под тем или иным понятием, под тем или иным качеством не просто в его современном толковании, а именно с позиций интеллигентности. А толкований, повторяю, оказалось иногда слишком много, причем противоречивых между собой, иногда слишком мало или ничего общего с интеллигентностью не имеющих.

Короче, все сделанное является еще одной лептой в решение проблемы, обозначенной Ф.Тютчевым как «Мысль изреченная есть ложь», чтобы число говорящих на одном языке было хоть немножко больше.
0 # 15 февраля 2013 в 13:40 0
Уважаемый Олег, складывается впечатление, что "все сделанное" (как Вы пишете) - это не просто лепта, а весьма удачная попытка подвига, поскольку стремление увеличить число говорящих на одном языке в случае с интеллигентностью крайне актуально, ведь это слово(судя по реальным текстам - письменным, устным, а также зрительным ассоциациям) стало обозначать практически все и ... ничего. Как писал Ж.Маритен, такие слова люди используют с тем большей легкостью, чем меньше знают, что именно они обозначают. Желаю Вам мужества не прекращать эту работу, готова поучаствовать в создании энциклопедии.
Олег Михайлов # 15 февраля 2013 в 14:04 0
Спасибо, Василиса! И за добрые слова, и за готовность "поучаствовать в создании энциклопедии". С удовольствием принимаю Ваше предложение. Рад ознакомиться с Вашими соображениями на этот счет.
Марина # 15 февраля 2013 в 18:16 0
Здравствуйте, Олег! Очень ценный материал. Особенно заинтересовало кластер качеств!!! Но кто автор не понятно. Возможно ли уточнить?
Олег Михайлов # 15 февраля 2013 в 21:57 0
Здравствуйте, Марина!
За оценку материала и за замечание большое спасибо!
Тезисы (пункты под номерами) написаны мной, авторы подобранных статей указаны согласно сведениям, содержащимся в первоисточниках.
За отсутствие ясности простите! Подумаю, как это сделать, и постараюсь отмеченный Вами недостаток устранить.

← Назад