Предисловие
Возродить в XXI веке уважительное отношение к интеллигентности еще можно. Но подойти к решению этой задачи нужно с сегодняшних, современных позиций. Наш современник не готов подвергать свое сознание, а тем более психику, воздействию факторов, влияние которых ему неизвестно или малопонятно.
Мы давно привыкли создавать сначала проекты, модели, затем системы, потом управлять ими, совершенствовать, внедрять и т.д. и нам это нравится. Нравится потому, что человек создан по образу и подобию Божьему, он сам является творцом, которому создание чего-либо доставляет удовольствие, а порой и удовлетворение. Создание своими силами системы любой сложности более привлекательно, чем освоение уже готовой, кем-то созданной, почти не знакомой и мало понятной. Этим объясняется предпочтение, отдаваемое нашими современниками занятиям техническим творчеством вместо исследований экзистенциальных практик, например.
Этим же объясняется снижение интереса к гуманитарным наукам вообще. В связи с этим, влияние литературы, в том числе русской классической, в нынешнее время стало гораздо слабее, чем в том же XIX веке и, как следствие, постижение качеств, проявляющихся в интеллигентности, день ото дня становится все менее естественным и все реже встречающимся явлением.
Целью написания данной хрестоматии[1] является структуризация знаний, в некотором смысле необходимых, в некоторой степени достаточных для осознания с позиций современной теории управления явления, называемого интеллигентностью[2]
Под интеллигентнознанием[3] будем подразумевать совокупность знаний об интеллигентности. Не об интеллигенции, не об интеллигентах, и даже не об интеллигентных людях, а именно об интеллигентности, как совокупности качеств человеческой личности.
________________________
[1] «ХРЕСТОМАТИЯ (греч. chrestomatheia - от chrestos - полезный и manthano - учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания», - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/318090
[2] На данном этапе под интеллигентностью будем подразумевать «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры», - http://enc-dic.com/enc_psy/Intelligentnost-9553.html
[3] До применения на данном ресурсе, в Интернете очень похожий термин встречается в статье Александра Севастьянова «Апология интеллигенции», - http://www.apn.ru/publications/article22026.htm
Определение интеллигентнознания, как совокупности знаний об интеллигентности, продиктовано давно назревшей необходимостью данную область знаний обозначить, упорядочить, структурировать. И не более. На создание новой науки в данном случае никто не претендует, поэтому ревностные хранители научной истины могут быть спокойны.
Нет комментариев. Ваш будет первым!