Рано или поздно не только органы и учреждения образования придут к чему-либо подобному, но и все российское общество почувствует в нем острую необходимость. Лучше раньше. Чтоб поздно не было.
"Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей цивилизации, ориентированной на материальные ценности, и использовать ее огромный потенциал для благих целей" (Из обращения президента Римского клуба по устойчивому развитию человечества Аурелио Печчеи)
"... мышление обогащается не столько простым знакомством со многими предметами, сколько уразумением отношений, между ними по природе существующих" (Филиппов Т.И. О началах русского воспитания).
"Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, конечно, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке" (Лихачев Д.С. О национальном характере русских. СПб., 1997, с. 377).
"Будучи органично связанным с интеллигенцией всем своим происхождением и жизнью, Лихачев избрал дореволюционную российскую интеллигенцию примером для саморазвития и сознательно сформировал себя по ее образу и подобию" (Запесоцкий А.С. О роли интеллигенции в жизни страны).
"Устраивающий меня образ для подражания я лично открыл у Алексея Федоровича Лосева (1893—1988 гг.). На мой взгляд, его теория интеллигентности при проектировании новых педагогических систем для «заблудившейся» России может быть смело взята в качестве краеугольного камня" (Ермолин А. Забытая теория интеллигентности).
"Ушинский заимствовал лучшее из педагогики Англии и Германии, сформулировав эклектический принцип единства воспитания и образования. Между тем практическая реализация этого принципа и в Англии, и в Германии была эффективной: там ставили одну цель, а поражали обе. В Англии главное внимание отводилось не образованию, но воспитанию. При этом предполагалось, что воспитанный джентльмен не позволит себе быть необразованным. В Германии, напротив, никто не заботился о воспитании, но образование приобретало вид строгой системы знаний. При этом предполагалось, что образованный человек не может позволить себе быть невоспитанным. Как видим, в обеих странах единство образования и воспитания держалось на национальной традиции" (Симаева Н.П. Развитие университетского образования: пути и условия формирования интеллигентности студента).
"Попытки бороться с серьезнейшими социальными проблемами только экономическими методами – близорукость непростительная и непрофессионально даже с точки зрения науки управления. <...> Сейчас для решения этих задач главным образом необходимо активнейшим образом формировать в умах и сердцах лучших черт, свойственных нашему народу: достоинства, благородства, великодушия, терпимости, сочувствия, трудолюбия, интеллигентности, взаимопомощи, здорового патриотизма и т.д." (о. Николай Литургин «Как нам быстро, разумно и эффективно организовать религиозное просвещение»).
"... смысловой акцент в идентификации интеллигентного человека должен быть сделан не на обязательном воплощении определенного перечня конкретных свойств, (поскольку, как мы уже говорили они постоянно меняются), а на определенном (нормативном) отношении человека к идеалу интеллигентности и к действительности, в рамках которого закрепленные в интеллигентности нормы и ценности служат основанием ориентиров для человека в его противоречивом, изменчивом и многообразном индивидуальным опыте. Это отношение, по сути, представляет собой «механизм» возникновения и функционирования интеллигентности" (Келеман Л.А. Гуманистические перспективы интеллигентности).
"Как качество личности интеллигентность взращивается путем образования и воспитания. Что для тела физическая культура – гармония нагрузки и дисциплины, то для ума просвещение – раскрытие взаимосвязей фактов. Образование души происходит в ее соприкосновении с прекрасным, благородным и возвышенным, а для сознания это дисциплина. Так как сознание присуще всем частям личности, то Интеллигентность не обходится без дисциплины тела, ума и души. Им сливаясь в одно целое дисциплинированное сознание, мы можем создать гармоничную, образованную личность, для которой ум дает обоснование, душа качество, а тело и сознание – дееспособность" (Стелпс П. Semper et ubique(Всегда и везде)).
"Чтобы кого-то воспитать, нужно знать, кого именно мы хотим воспитать. У нас, к сожалению, на официальном уровне, кроме каких-то расплывчатых фраз про гармоническую личность, ничего не говорится. Единственное четко очерченное слово (в стратегии. — «Газета.Ru») — это патриотизм. Но этого совсем недостаточно" (Смирнов Д. Стратегическое воспитание).
"Где нет личного отношения, там нет настоящей веры" (Иеромонах Кассиан (Безобразов) ИИСУС НЕИЗВЕСТНЫЙ).
"... интеллигентность не просто нравственный ориентир, а целенаправленная система воспитания, эталонного по сути" (Автор форума "Интеллигентность" на all-sbor).
"Да, учитель это и требовательность, и вместе с тем очень точно он должен знать, на что он выводит своего вот этого маленького человека, что он ему вкладывает.
Мне кажется, что любой урок по любому предмету должен содержать такую ненавязчивую, ни в коем случае не дидактическую, но воспитательную интонацию. То есть все время должно быть ясно из того, о чем говорит преподаватель, что такое хорошо и что такое плохо" (Из беседы Альберта Лиханова с Ириной Антоновой «Интеллигентность – это гармония духа»).
"Русский философ И.А. Ильин писал, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, карьеристов, вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке «волка»" (Ярош Н.Н. «Интеллигентные интеллектуалы» - движущая сила модернизации России).
"... традиционная нравственность – это гранитные берега, которые не дают разлиться бурной реке бессознательного. Это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу. И традиционные модели поведения необходимо воспитывать с самого раннего детства" (Медведева И.Я. Книга для трудных родителей).
"Страсть, незакрепленная силою характера, всегда способна всколыхнуться, замутиться, соблазниться и рвануться на ложные пути" (Ильин И. О русской интеллигенции).
"Хозяйство вела бабушка, но все делалось как-то сообща, дружно. Приходила иногда молодая девушка, помогала с печкой. Ее звали Поля. С ней связан один нравственный урок, который я запомнила на всю жизнь. Они с бабушкой испекли пирожки, выложили их на стол, и бабушка вышла из кухни. Я пришла, хотела схватить пирожок, но Поля увидела и сказала: «Нельзя, ты спроси разрешения у бабушки». Тогда я: «Как это нельзя?! Да кто ты такая – я вот возьму, и все!» Она снова повторила: «Нельзя!» И я ей нагрубила. Она страшно обиделась и заплакала. Тут вошла бабушка, увидела Полю, ничего выяснять при ней не стала, за дверью спросила: «Почему Поля плачет?» Я отвечаю: «Она не дала мне пирог». – «Она совершенно правильно сделала, а ты ей нагрубила. Она приходит помогать. И ты маленькая девочка так обидела человека, что он плачет! Ты должна попросить прощения». Я говорю: «Прощения? Нет, я не могу!» – «Как это не могу? Значит, ты трус». – «Я трус?» А я лазила по деревьям, была сорвиголова. И тут бабушка сказала: «Самая большая смелость бороться с собой. Тебе не хочется, тебе стыдно - стыдно не попросить, понимаешь? Стыдно оставить человека обиженным», - мне было лет пять или шесть, это осталось на всю жизнь. Я подошла к Поле и пробормотала: «Поля, я не хотела тебя обидеть»… Таким образом складывалось детское мировоззрение" (Из воспоминаний Веры Ивановны Прохоровой).
"Жил у нас лакей Фока. Человек огромного роста. Он меня любил чрезвычайно и в свободные минуты объяснял мне по-своему законы физики и механики, стараясь подтвердить свои слова опытами, всегда, впрочем, неудачными. Не могу припомнить, по какому случаю мне показалось, что он меня обидел, и я, в пылу гнева, назвал его дураком. Это услышал отец из своего кабинета и, выйдя, больно наказал меня и, позвав затем Фоку, приказал мне стать перед ним на колени и просить прощения. Когда я это исполнил, Фока не выдержал, тоже упал передо мною на колени, мы оба обнялись и оба зарыдали на весь дом" (Смолярчук В. И. Анатолий Фёдорович Кони (1844-1927)).
"Чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, нужна громадная работа над собою, долгая упорная борьба против грубых животных инстинктов, неустанный рост благоговения перед Верховным Идеалом жизни. Тут-то вот и кроется главная ошибка нашего воспитания. Люди наивно думают, что стоит лишь указать детям, что правильно, что неправильно, и дети будут поступать правильно. Мы, в большинстве случаев, еще не понимаем, что нравственная польза, которая может быть достигнута воспитанием, должна являться следствием воспитания скорее сердца и воли, чем разума. Если вместо того, чтобы вразумлять ребенка: то, дескать, хорошо, а то дурно, вы даете ему это почувствовать, если вы заставляете его (собственным или чьим иным примером) полюбить добродетель и возненавидеть порок, если вы усиливаете в нем желания благородные и притупляете низкие, если вы вызываете к жизни дремлющее до того доброе чувство, если вы прививаете ему симпатичное стремление, то вы действительно воспитываете ребенка, вырабатываете из него человека" (Петров Г. Евангелие как основа жизни).
См. так же: Чикурова Н.В. Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Истинный интеллигент» (для учащихся 4 класса), -
http://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkueda12009.narod.ru%2FDswMedia%2Fchikurovanvorksye.doc&name=chikurovanvorksye.doc&lang=ru&c=573422d3eb0f