6. Кластеры качеств
Чтоб разобраться в природе кластеров, образующих комплекс интеллигентности, сосредоточим свое внимание на категориях, которые в пирамиде Маслоу[1] расположены на третьем, четвертом и пятом уровнях. Это социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.
Для того, чтобы социальные потребности были удовлетворены, человеку нужно быть способным соответствовать требованиям среды, предъявляемым ему в виде морально-нравственных норм, существующих традиций, установленных правил, действующих законов и т.п. Для этого он должен определиться, какие традиции соблюдать, а какие нет, какие правила выполнять, а какие игнорировать и т.д. Для этого ему нужно определиться, с какими группами взаимодействовать, а с какими нет. А, прежде чем определиться с группами, нужно определиться со своими ценностями и предпочтениями. Т.е., сплошное самоопределение. Поэтому условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, назовем самоопределением.
Самоопределение, как условие, необходимое для удовлетворения социальных потребностей, прежде всего, касается системы ценностей человека, поскольку от нее, зависит наше подсознание. Все многообразие ценностей человека условно можно разбить на две категории. В первую входят ценности, которые приносят удовлетворение через других людей и совместно с другими людьми, ко второй относятся те, которые доставляют удовлетворение непосредственно человеку. Таким образом, самоопределение, прежде всего, предполагает поиск человеком ответа на вопрос, какая из двух позиций для него более предпочтительна. Жить вместе другими людьми, получая удовлетворение от взаимопонимания, сотрудничества и любви, или жить в относительном одиночестве и для себя. Выбор первого варианта будем называть социоцентрическим, второго – эгоцентрическим самоопределением.
Качества личности, способствующие социоцентрическому самоопределению, образуют кластер патриотизма, эгоцентрическому - кластер прагматизма.
Кластер патриотизма образуют альтруизм, бережливость, бескорыстие, благодарности (чувство), благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, доброта, заботливость, коллективизм, милосердие, патриотизм, преданность, привязанность, рачительность, самоотверженность, самоотречение, сопричастности (чувство), сострадание, справедливость, терпимость, толерантность, учтивость, хозяйственность, человечность, чуткость, щедрость и др.
Для удовлетворения потребности в уважении, как минимум, нужно правильно себя позиционировать. Выбор правильной позиции сопровождается самооценкой. Если она соответствует действительности, шансов на уважение у человека больше, если не соответствует – меньше. Правильная самооценка помогает выбрать подобающий в той или иной ситуации и в том или ином окружении стиль поведения. Условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, назовем самоидентификацией.
Самоидентификация, как условие, сопровождающее процессы удовлетворения потребности в уважении, может быть перспективной и бесперспективной. К перспективной относится идентификация, следствием которой является повышение самооценки и оценок человека со стороны окружающих, к бесперспективной – понижение. Соответственно, чтобы самоидентификация оказалась перспективной, она должна быть адекватной, при неадекватной самоидентификации, - т.е. при завышенной или заниженной самооценке, - она заведомо бесперспективна. Таким образом, самоидентификация может быть адекватной или неадекватной.
Качества личности, способствующие адекватной самоидентификации, образуют кластер порядочности, неадекватной - кластер порочности.
Кластер порядочности образуют автономия, аккуратность, воли (наличие), воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, открытость, порядочность, праведность, правдивость, приличие, принципиальность, пристойность, пунктуальность, решительность, самокритичность, скромность, смелость, совести (наличие), тактичность, умеренность, уравновешенность, целостность, чести (наличие), честность и др.
Самоактуализация – особая категория потребностей. Прежде всего, ее особенность заключается в том, что об ее существовании в большинстве своем люди либо не подозревают, либо ее наличие не осознают, а, если и осознают, то относятся к ней с недостаточной степенью уважения. В результате, - и в этом ее вторая особенность, - потребность в самоактуализации уступает свое место потребностям более низких порядков и больше о своем существовании не напоминает. Поэтому, истинное наслаждение, испытываемое от удовлетворения этой потребности, знакомо не всем. Процесс, обеспечивающий удовлетворение этой потребности, и его результат назовем самореализацией.
Самореализация может либо иметь место, либо не иметь. В первом случае будем называть ее конструктивной, поскольку процесс удовлетворения связанной с ней потребности сопровождается и завершается полезными для человека и общества состояниями типа вдохновения, творческого подъема, радости, т.е. происходит самоактуализация личности. Если же самоактуализации не происходит, такая самореализация является деструктивной, поскольку ни человеку, ни обществу пользы от нее нет.
Качества личности, способствующие конструктивной самореализации, образуют кластер профессионализма, деструктивной - кластер паразитизма.
Кластер профессионализма образуют активность, грамотность, добросовестность, знаний (наличие), инициативность, квалификации (наличие), компетентность, компетенции (наличие), креативность, любознательность, любопытство, мастерство, мудрость, навыков (наличие), настойчивость, новаторство, образованность, опыта (наличие), организованность, просвещенность, профессионализм, пытливость, самодисциплина, сообразительность, сосредоточенность, старательность, талант, творчество, трудолюбие, уверенность, умений (наличие), усердие, усидчивость, целеустремленность, эрудиция и др.
Частично вышеизложенные соображения нашли отражение в следующей схеме:
Исходя из вышеизложенных соображений, с учетом возрастных особенностей учащихся, воспитательная работа любого образовательного учреждения (а также учреждения культуры или спорта) может быть подвергнута достижению следующих целей:
______________________
1. Кремнев Д. Пирамида потребностей Маслоу: где теория пересекается с практикой?, - http://kremnev.info/com/piramida_maslou/
К ОГЛАВЛЕНИЮ