5. Отношение к интеллигентности

Если на основе рассмотренной классификации попытаться разработать эталон, образец, стандарт отношений, ввиду изначально заложенного многообразия и неоднозначности возможных вариантов толкования смысла содержащихся в ней огромного числа элементов, его интерпретация не будет лишена субъективизма и относительности. Но, несмотря на то, что не только любая классификация, но и каждая изложенная мысль содержит в себе потенциальную возможность быть истолкованной не в том смысле, который вкладывал в нее автор, в рамках конкретно поставленной цели эту угрозу и связанные с нею последствия можно минимизировать.

Для этого нужно иметь ввиду, что отношение субъекта к тому или иному элементу действительности, продиктовано не только характеристиками этого элемента. В не меньшей степени, оно зависит от системы ценностей самого субъекта. А система ценностей, в свою очередь, зависит от качеств, которыми данный субъект обладает. Одно и тоже явление у двух разных людей может вызывать совершенно разную реакцию, и причину такого различия, скорее всего, следует искать в различии уровней их личностной зрелости. «Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации зависит от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности, тем успешнее человек справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия»[1].

Поэтому, задача стандартизации отношений вообще может быть сведена к вопросу о стандартизации индивидуальных предпосылок, внутренних условий, качественных характеристик личности, обеспечивающих создание в обществе гармоничных отношений. Решение этой задачи человечество ищет с античных времен, и неоднократно его находило, как во времена Древней Греции, так и в современной России:

  • «Развертывание мировой гармонии Сократ рассматривает как систему субъект-объектных отношений, в рамках которых знание и его этико-эстетическая проекция оказываются слитыми в нерасчлененный континуум, в результате чего добродетель оказывается фактически тождественной мудрости: человек, знающий, что такое добро, красота, станет поступать в соответствии со своими знаниями. <...>
  • Эволюция интеллигентности связана с функционированием западной, восточной и российской традиций, выступающих в качестве своеобразных «интенсивных координат» задающих объем интеллигентности. Интеллигентность представляет собой качество, сопрягающее в себе разумность с нормативно-ценностным мышлением человека, гармонизирующее и примиряющее разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазиями и иными иррациональными моментами (не случайно в латинском языке intelligence имеет не только значение «понимания», «рассудка», «идеи», а переводится и как «чувственное познание», «искусство»)»[2].

Так исторически сложилось, что на древнерусской почве, одухотворенной православными ценностями, под влиянием западного просвещения появилась самобытная культура, а у ее авторов, носителей и хранителей - беспрецедентная совокупность универсальных, общечеловеческих духовно-нравственных качеств, названная интеллигентностью. Эта совокупность представляла собой симбиоз исходных образцов лучших человеческих качеств, нашедших признание (уважительное отношение) в трех разных культурах, - древнеславянской, византийской и европейской[3].  

В первой четверти XX столетия в процессе революционных преобразований уважительное отношение к духовности и интеллигентности было подвергнуто жесткому уничтожению.

В последние десятилетия уважение к духовности начало постепенно возрождаться, а понятие интеллигентности нуждается в конкретизации, популяризации и изменении к нему отношения со стороны российских граждан.

Деятельность по конкретизации понятия интеллигентности, популяризации и распространению среди взрослого населения России почтительного отношения к совокупности человеческих качеств, обеспечивающих гармонизацию межличностных отношений, названа интеллигентизацией отношений.

На сегодняшний день увеличение количества интеллигентов или размеров социальной категории под названием «интеллигенция» целью интеллигентизации не является. Цель интеллигентизации – уважительное отношение граждан России к качествам, образующим комплекс интеллигентности.

Таким образом, отношения способны быть подвергнуты стандартизации посредством целенаправленной деятельности по изучению исторически сложившейся в русской культуре совокупности личностных качеств, названных интеллигентностью, и формирования к этим качествам уважительного отношения.

У интеллигентности существует огромнейшее количество самых разных определений. Кроме того, несмотря на несправедливое к ней отношение со стороны радикально настроенных организаторов новой жизни в советский период нашей истории, у каждого впитавшего в себя особенности русской культуры человека имеется свое представление об этом свойстве человеческой натуры. В рамках данного исследования под интеллигентностью будем подразумевать стремление человека к совершенству, гармонии, красоте.

В интеллигентности проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры, нравственных качеств, способных обеспечить ему сохранение своего собственного[4], гражданского[5] и профессионального[6] достоинства. Эти качества образуют соответственно кластеры порядочности, патриотизма и профессионализма. Исходя из этого, признаком, характерным для интеллигентности, является способность ее носителя иметь в себе и ценить в других качества, образующие кластеры порядочности, патриотизма и профессионализма, в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности: 

______________________

1. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы, - http://bookap.info/psyanaliz/malkina_pyh_psihologiya_povedeniya_zhertvy/gl24.shtm

2. Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии, - http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3731

3. В некотором смысле можно сказать, что основу данной триаде заложила Славяно-Греко-Латинская Академия, функционирующая в России с 1687 года. Но в основном ее существованию мы обязаны нашим классикам, - основоположникам интеллигентности (в частности А.С.Пушкину) и созданной ими трехфакторной культуре, продуктами которой мы являемся: «Мы не понимаем своих истоков. Мы редко говорим от своего имени. Мы говорим от имени кого-то. В нашем языке встречаются Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь, просто мы не отдаем себе в этот отчет. Но на самом деле, для того, чтобы язык стал таким, они должны были потрудиться. На самом деле, для того, чтобы картинка перед нашими глазами стала такой, какой она является сейчас, вот то, что мы видим, для этого культуре пришлось поработать. Мы продукты культуры» (Аствацатуров А. Джеймс Джойс и его роман «Улисс», - http://www.youtube.com/watch?v=c_r616EreIY).

4. Собственное достоинство - достоинство личности как индивида.

5. Гражданское достоинство - достоинство личности, отраженное в достоинстве (имидже, авторитете) социальных систем (семьи, класса, школы, бригады, предприятия, государства и др.) элементом которых данная личность является.

6. Профессиональное достоинство - достоинство личности и социальных систем, в состав которых данная личность входит, отраженное в результатах их жизнедеятельности (учебы, труда, конкурсов, соревнований и др.).

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru