1. Государственное воспитание
Каждый из нас в любой момент времени подвергается влиянию огромного количества факторов самого разного происхождения и самой разной природы. Все они оставляют след в наших ощущениях, мыслях, взглядах, опыте, характере, менталитете, в той или иной степени изменяя нас, т.е. оказывая на нас определенное воспитательное воздействие. Среди этого множества факторов есть те, которые можно назвать целенаправленными, т.е. умышленно изменяющими внутренний мир человека. Пропаганда и реклама являются примерами таких факторов.
А можно ли к целенаправленным факторам, оказывающим влияние на менталитет человека, отнести мероприятия, организуемые и проводимые органами и учреждениями образования, культуры, спорта? Можно лишь при том условии, если воспитательные (именно воспитательные) цели их проведения организаторам ясны. Но так ли это? Заметим, что в основном эти учреждения являются государственными, поэтому проводимые в их рамках мероприятия преследуют, - или, во всяком случае, должны преследовать, - цели, отвечающие государственным интересам. Что это за интересы, рассмотрим позже, а пока дадим следующее определение: Под государственным воспитанием будем подразумевать целенаправленное развитие личности, организованное и координируемое государственными органами и учреждениями, обеспечивающее защиту интересов конкретного государства (в нашем случае Российской Федерации).
Понятие государственного воспитания не обретет нужной степени ясности до тех пор, пока не будет установлено, какие интересы можно считать государственными. В отличие от государственного воспитания, понятие «государственный интерес» хорошо освещено, поэтому воспользуемся цитатой:
«Итак, что же такое государственный интерес? По нашему мнению, это осознанная, официально выраженная объективная потребность общества, вытекающая из его национальных ценностей, направленная на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития»[1].
Даже если представить мир идеальным, лишенным эгоистических устремлений, национальные ценности у народов разные, поэтому вполне естественно, что лидеры и граждане других государств имеют свои интересы, в том числе существенно отличающиеся от наших. Одним из таких интересов является стремление подчинить себе волю остальных. Но когда одно из государств в своем стремлении доминировать лишает другое права на сохранение независимости, для такой страны как Россия, положение подчиненной, безропотной и послушной неприемлемо. Избежать такого положения можно единственным способом, - укрепив свой потенциал до такой степени, когда даже силовое навязывание каким-либо государством своей воли нашему было бы бессмысленным и бесперспективным. Поэтому, все, что укреплению нашего потенциала способствует, государственным интересам отвечает, а, что препятствует, - противоречит. А что служит укреплению потенциала больше, чем народное единство, основанное на патриотических качествах каждого гражданина?
Понятно, что патриотизм относится к сложным психологическим категориям, с трудом поддающимся влиянию со стороны каких бы то ни было органов и учреждений, в том числе государственных. Тем не менее, только им под силу решить задачу по формированию у российских граждан патриотических качеств, и именно они в первую очередь обязаны этим заниматься ввиду того простого факта, что своим существованием обязаны идее защиты национальных интересов России.
______________________
1. Улитин Р.Р. Соотношение понятий «Национальный интерес» и «Национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей, - http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0200_West_MO_2003_1/16.pdf
Нет комментариев. Ваш будет первым!