4. Классификация отношений
Чтобы при формулировке воспитательных целей избежать субъективизма и относительности, все многообразие существующих отношений необходимо классифицировать. Классификацию отношений на основе когнитивного компонента предложили питерские ученые-психологи:
Отношение к субъекту
Отношение к себе:
- к своему физическому и психическому состоянию (самочувствие, настроение, работоспособность, уровень внимания и др.),
- к своим способностям,
- к характеру,
- к выполняемым социальным ролям,
- к личностному и социальному статусу и пр.
Отношение к другим (конкретным) людям:
- к семье и ближайшим родственникам (мать, отец, братья, сестры, супруг, супруга, дети);
- к ближайшему окружению вне семьи (друзья, знакомые, соседи и др.);
- к окружающим на работе (сотрудники, начальство, подчиненные, администрация и др.);
- к окружению при других формах социального функционирования (школьные учителя детей, лечащие врачи, продавцы и др.);
По отношению к каждому из конкретных людей:
- к различным сторонам и проявлениям этого человека.
Отношение к социальным группам, коллективам, общностям:
- профессиональным;
- социальным;
- политическим;
- возрастным;
- территориальным;
- этническим и др.
Отношения к живому миру:
- к отдельным представителям живой природы;
- к отдельным породам, видам и живой природе в целом.
Отношения к объектам
Отношения к окружающим человека конкретным и обобщенным, естественным (природным) и искусственным объектам:
- к пище,
- к предметам домашнего обихода,
- к одежде,
- к жилищу,
- к транспорту,
- к району проживания и др.
Отношения к событиям
Отношения к отдельным конкретным событиям в собственной жизни:
- окончание школы,
- рождение ребенка,
- смерть близкого человека,
- переезд в другой дом или город,
- выход на пенсию,
- конфликт и др.
Отношения к обобщенным событиям в собственной жизни и жизни других людей.
- к видам физиологического функционирования (отношения, связанные с питанием, сном, сексуальной сферой и др.);
- к видам социального функционирования (труд, учеба, общение, выполнение домашних обязанностей, самообразование, отправление религиозных обрядов, общественно-политическая деятельность и др.).
Отношения к условиям функционирования:
- условия трудовой деятельности;
- условия учебы;
- жилищно-бытовые условия;
- материальные условия и др.
Отношение к прошлому, настоящему, будущему:
- к конкретным периодам времени (детство, обучение в школе, период болезни, пенсионный период и др.).
Отношения к событиям в жизни социальных групп, коллективов, общностей (конкретное историческое событие в жизни государства, безработица, направления в искусстве и др.).
Отношения к событиям в живой природе (зацветание растений, перелет птиц, вымирание видов животных и др.).
Отношения к событиям в неживой природе (технические катастрофы, землетрясения, изменения климата и др.).
Как пишут авторы, «классификации отношений на основе когнитивного компонента к различным элементам действительности, выполненные при психологическом анализе отношений, являются наиболее распространенными. В то же время они, конечно, не исчерпывают всего многообразия возможных классификаций того же рода. Каждая такая классификация должна быть оправдана целью и условиями психологического исследования»[1].
______________________
1. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Об отношении к концепции отношений в медицинской психологии, - http://www.medpsy.ru/library/library100.pdf
Нет комментариев. Ваш будет первым!