4. Классификация отношений

Чтобы при формулировке воспитательных целей избежать субъективизма и относительности, все многообразие существующих отношений необходимо классифицировать. Классификацию отношений на основе когнитивного компонента предложили питерские ученые-психологи:

Отношение к субъекту

Отношение к себе:

  • к своему физическому и психическому состоянию (самочувствие, настроение, работоспособность, уровень внимания и др.),
  • к своим способностям,
  • к характеру,
  • к выполняемым социальным ролям,
  • к личностному и социальному статусу и пр.

Отношение к другим (конкретным) людям:

  • к семье и ближайшим родственникам (мать, отец, братья, сестры, супруг, супруга, дети);
  • к ближайшему окружению вне семьи (друзья, знакомые, соседи и др.);
  • к окружающим на работе (сотрудники, начальство, подчиненные, администрация и др.); 
  • к окружению при других формах социального функционирования (школьные учителя детей, лечащие врачи, продавцы и др.);

По отношению к каждому из конкретных людей:  

  • к различным сторонам и проявлениям этого человека.

Отношение к социальным группам, коллективам, общностям:

  • профессиональным;
  • социальным;
  • политическим;
  • возрастным;
  • территориальным;
  • этническим и др.

Отношения к живому миру:

  • к отдельным представителям живой природы;
  • к отдельным породам, видам и живой природе в целом.

Отношения к объектам

Отношения к окружающим человека конкретным и обобщенным, естественным (природным) и искусственным объектам:

  • к пище,
  • к предметам домашнего обихода,
  • к одежде,
  • к жилищу,
  • к транспорту,
  • к району проживания и др.

Отношения к событиям

Отношения к отдельным конкретным событиям в собственной жизни:

  • окончание школы,
  • рождение ребенка,
  • смерть близкого человека,
  • переезд в другой дом или город,
  • выход на пенсию,
  • конфликт и др.

Отношения к обобщенным событиям в собственной жизни и жизни других людей.

  • к видам физиологического функционирования (отношения, связанные с питанием, сном, сексуальной сферой и др.);
  • к видам социального функционирования (труд, учеба, общение, выполнение домашних обязанностей, самообразование, отправление религиозных обрядов, общественно-политическая деятельность и др.).

Отношения к условиям функционирования:

  • условия трудовой деятельности;
  • условия учебы;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальные условия и др.

Отношение к прошлому, настоящему, будущему:

  • к конкретным периодам времени (детство, обучение в школе, период болезни, пенсионный период и др.).

Отношения к событиям в жизни социальных групп, коллективов, общностей (конкретное историческое событие в жизни государства, безработица, направления в искусстве и др.).

Отношения к событиям в живой природе (зацветание растений, перелет птиц, вымирание видов животных и др.).

Отношения к событиям в неживой природе (технические катастрофы, землетрясения, изменения климата и др.).

Как пишут авторы, «классификации отношений на основе когнитивного компонента к различным элементам действительности, выполненные при психологическом анализе отношений, являются наиболее распространенными. В то же время они, конечно, не исчерпывают всего многообразия возможных классификаций того же рода. Каждая такая классификация должна быть оправдана целью и условиями психологического исследования»[1].

 

______________________

1. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Об отношении к концепции отношений в медицинской психологии, - http://www.medpsy.ru/library/library100.pdf

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru