3. Целенаправленное воспитание
Как утверждают специалисты, развитие человека сопровождается двумя параллельными процессами: первый — накопления знаний, умений и навыков; второй — формирования отношения к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам[1]. Первый процесс называют обучением или образованием, второй воспитанием. Если образование предполагает передачу от поколения к поколению накопленных обществом знаний, умений и навыков, то под воспитанием следует подразумевать передачу от поколения к поколению сложившейся в обществе отношений к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
И, аналогично тому, как при получении знаний, - нужных, полезных, желательных, - в сознание ребенка проникают несвоевременные, нежелательные, вредные, так и отношение к ним не всегда бывает полезным как для самого человека, так и для его окружения. Поэтому процесс передачи отношений должен быть не стихийным, а целенаправленным и управляемым.
Воспитание можно считать целенаправленным только тогда, когда организатор (учитель, воспитатель, преподаватель, тренер, художественный руководитель и др.) представляет себе, каким должно стать отношение учеников, воспитанников, студентов и т.д. к тому или иному приобретенному знанию, умению, навыку в результате участия в данном мероприятии (уроке, занятии, лекции, соревновании и т.п.).
Подробнее о постановке воспитательных целей поговорим позже, а сейчас еще раз отметим, что ко всему нашедшему отражение в нашем сознании, у каждого из нас есть свое отношение. Оно может быть обоснованным или необоснованным, объективным или необъективным, совершенным или несовершенным, но оно в любом случае есть. А поскольку наше сознание отражает определенную картину мира, состоящую из элементов, отношение к которым способно быть самым разным, в том числе не всегда осознанным и не достаточно справедливым, в интересах социума при передаче знаний формировать то отношение, которое отвечает интересам нашего государства[2].
Воспитательной целью будем называть планируемый организатором конечный результат своей деятельности в виде появившегося или подкорректированного отношения участников мероприятия к тому или иному явлению. Формулировка воспитательной цели должна отражать, какое именно отношение, к какому элементу действительности будет у участников мероприятия в результате его проведения.
Отношение бывает очень разным. К себе, например, оно может быть неоправданно лояльным, нечестным, беспринципным, а должно быть справедливым, самокритичным, принципиальным. Друг к другу наши отношения бывают плохими, холодными, настороженными, иногда даже жестокими, коварными, меркантильными, нетерпимыми, а должны быть хорошими, теплыми, доверительными, гуманными, доброжелательными, искренними, заботливыми. Отношение к процессу и результатам деятельности может быть безразличным, небрежным, халатным, а желательно, чтобы оно было внимательным, добросовестным, ответственным. Наше отношение к явлениям окружающей действительности способно характеризоваться равнодушием, пренебрежением, презрением, ненавистью, а может симпатией, расположением, преданностью и даже любовью. Причем, ввиду того, что сами явления бывают вызывающими как положительные эмоции, так и отрицательные, не факт, что отрицательное отношение к каким-то из них должно быть заменено положительным.
Исходя из этого, воспитательные цели могут быть сформулированы примерно так:
- уважение к компетентности;
- брезгливость к антисанитарии;
- сочувствие к бездомным животным;
- отвращение к вульгарным выражениям;
- восхищение героическим поступком.
Если, например, образовательную цель урока учитель видит в осознании учащимися роли советского народа в Великой Отечественной войне, то вполне естественно, если в качестве воспитательной цели он выберет наличие у детей чувства благодарности к поколению, отстоявшему свободу и независимость нашей Родины. Ведь рассмотренный на таком уроке материал позволяет не только осознать определенные сведения о событиях, участниках, их роли и т.д., но и испытать к ним соответствующее отношение. А, если накануне предложить детям подготовить материал об участии в войне их родных и близких, в памяти могут остаться не только полученные на уроке знания, но и ощущение искренней благодарности к своим прадедушкам и прабабушкам.
______________________
1. «В развитии человека (ребенка, школьника) идут, количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процесса: первый — накопление знаний о мире, навыков и умений их применения в жизни, на практике и способов их получения. Это удел обучения в самом широком смысле этого слова — от материнских уроков, как есть горячую манную кашу, рисовать домик, приласкать котенка, поздравить дедушку... до самых высоких достижений современного образования. И второй — процесс формирования отношений к приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения» (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие).
2. Учитывая реалии сегодняшнего дня, нельзя не подчеркнуть, что под государственными интересами ни в коем случае нельзя подразумевать интересы государственных органов и, тем более, государственных чиновников. Чтоб такого отождествления не происходило, воспитание в госучреждениях должно предусматривать формирование у воспитанников не только четкого представления об общественных интересах (функция образовательная), но и нетерпимого отношения к способности их путать с личными (функция воспитательная).
Нет комментариев. Ваш будет первым!