3.3. Способы интеллигентизации

Достижение целей интеллигентизации может осуществляться использованием таких форм индивидуальной и коллективной деятельности, как:

  • встречи с представителями интеллигенции;
  • беседы об интеллигентности;
  • лекции по истории русской интеллигенции;
  • семинары по осмыслению качеств, образующих комплекс интеллигентности;
  • тематические дискуссии о проявлении интеллигентности в условиях предприятия;
  • социально-психологические тренинги по обнаружению и закреплению признаков интеллигентности;
  • практикумы по распространению идей интеллигентизации;
  • конференции по подведению итогов интеллигентизации;
  • индивидуальный коучинг, как инструмент интеллигентизации руководителей;
  • Интернет-сайты (форумы, блоги, публикации, фото- и видеоматериалы) об интеллигентности и интеллигентизации;
  • печатные материалы, посвященные вопросам интеллигенции, интеллигентности, интеллигентизации.

Для решения обозначенных задач могут быть полезны методы, используемые в бизнес-образовании:

  • мозговой штурм;
  • метод случайных объектов;
  • методы инцидента и анализа конкретных ситуаций,

а также методы, непосредственно направленные на повышение эффективности производства:

  • метод «Развертывание политики»;
  • метод «Бережливое производство»;
  • метод «Защита от ошибок»

и многие-многие другие.

Начинать интеллигентизацию следует с установочного семинара (Приложение 2) и следующего за ним тематического семинара (Приложение 3), направленного на устранение негативных факторов, вызванных унаследованной от советских времен интеллигентофобией.

В качестве средства мотивации сотрудников к формированию и проявлению свойств, образующих комплекс интеллигентности, может использоваться аттестация определенных (или всех) категорий работников предприятия (Приложение 4).

Для закрепления достижений в интеллигентизации предприятия, а также при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в данном процессе, могут быть созданы образования, аналогичные офицерским судам чести.

Коллективными усилиями могут быть созданы:

  • блоги энтузиастов идеи интеллигентизации с их размышлениями об интеллигентности, ее особенностях, достоинствах, составляющих и т.д.;
  • рубрика, содержащая вопросы и ответы об интеллигенции, интеллигентах, интеллигентности и т.д. ;
  • списки сетевых ресурсов, имеющих отношение к реализации идеи интеллигентизации (блоги, сообщества, конференции, форумы, библиотеки, базы данных и т.п.); 
  • библиотеки статей, авторефератов, периодических изданий и прочих подборок материалов в электронном виде об интеллигентности и ее носителях интеллигентах;
  • базы данных, содержащие видео, фото, аудиоматериалы с записями теле-, радио-, интернет-передач и т.п., так или иначе связанных с интеллигентской тематикой;

и т.д.

Подобные разработки могли бы служить не только нынешнему, но и последующим поколениям для изучения такого феномена русской культуры, как интеллигентность. Важную роль в наполнении таких баз информацией мог бы сыграть НИИ интеллигентоведения при Ивановском государственном университете, сотрудники которого к настоящему времени уже достигли существенных результатов.

Для осознания, осмысления, обобщения и систематизации понятий, связанных с интеллигентностью, каждым сотрудником, могут быть использованы всевозможные средства активизации мыслительной деятельности. В этом качестве могут выступать различного рода корпоративные заявления (декларации, доктрины, меморандумы и т.п.), основное внимание которых сосредоточено на одном или нескольких свойствах интеллигентности. Примером такого заявления может служить Декларация об управлении, ориентированном на человеческое достоинство.

Индивидуальная работа по самосовершенствованию личности может осуществляться по собственной программе, отражающей сложившееся у человека мировоззрение. При разработке такой программы могут быть полезными установки и определения, содержащиеся в Хрестоматии по интеллигентнознанию (Приложение 5), отражающей современные представления и подходы к изучению и воспроизводству интеллигентности, а исходными положениями - выводы, полученные в результате персонального тестировапния с помощью Опросника для измерения потенциала социально значимых свойств личности (Приложение 6).

Необходимым условием достижения целей интеллигентизации является наличие одинакового представления о качествах, определяющих понятие интеллигентности, для формирования которого может быть целесообразно использование предназначенного для этих целей Глоссарий терминов, участвующих в определении интеллигентности (Приложение 7).

В этих же целях могут быть использованы возможности корпоративного сайта, на котором сотрудникам предоставлена возможность задавать интересующие их вопросы, касающиеся интеллигентности и интеллигентизации, отвечать на вопросы коллег, принимать участие в обсуждении ответов и комментариев.  

Но основным и самым эффективным способом распространения идей интеллигекнтизации является благотворительная деятельность. Так, например, довольно эффективной могла бы быть помощь учебным заведениям во внедрении ими в практику своей работы методических рекомендаций по постановке воспитетельных целей в учреждениях общего среднего и дополнительного образования (Приложение 8). При определенных условиях подобная поддержка могла бы стать одним из элементов целенаправленной кадровой политики предприятия.

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад