Различение понятий как условие интеллигентности
Автор: Олег Михайлов
Опубликовано: 2646 дней назад (2 февраля 2012)
Рубрика: Интеллигентность
Редактировалось: 6 раз — последний 2 ноября 2014
|
0 Голосов: 0 |
«Жить относительными истинами для нас
становится катастрофически опасным»
Мирошниченко Г.Г.
http://sbiblio.com/biblio/archive/miroshnichenko_2/01.aspx
становится катастрофически опасным»
Мирошниченко Г.Г.
http://sbiblio.com/biblio/archive/miroshnichenko_2/01.aspx
Если внимательно вглядеться в лица людей, являющихся для нас образцами интеллигентности, можно заметить одно свойство, которое отличает их от всех остальных. Их лица преисполнены достоинства. Ни высокомерие, ни чванство, ни, тем более, презрение, а именно достоинство является их характерной чертой.
Первые признаки несгибаемости духа, являющейся одним из проявлений человеческого достоинства можно видеть в поступках, поведении и образе жизни жертв Никоновских реформ. Эту же мысль можно встретить у Д.Лихачева: «Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними. Хуже получилось с крестьянами бывших орловской и тульской губерний: там забитость и неграмотность от крепостного права, нужды. А поморы обладали чувством собственного достоинства. Они размышляли»[1].
Наличие чувства собственного достоинства, т.е., гордости[2], является одним из основных (базовых, ключевых) признаков интеллигентности. Сложность этого качества и, как следствие, причина редкости заключается в том, что оно очень близко по характеру, но противоположно по знаку другому качеству – гордыне[3]. Если гордость – это чувство собственного достоинства, то гордыня – чувство собственного превосходства. И, несмотря на противоположность, оба эти качества занимают в менталитете человека одно и то же пространство и находятся межу собой в обратно пропорциональном соотношении, т.е., чем больше одного, тем меньше другого из них.
Между понятиями "гордость" и "гордыня" очень тонкая грань. Чтобы ее не переступать, нужны мудрость и такт. Кроме гордости, двумя другими качествами русского интеллигента были любознательность и благородство души, в развитом виде которые находили воплощение в профессионализме и патриотизме. А производной гордости была порядочность. Истинный интеллигент не будет врать, изворачиваться, утаивать, выгадывать, поскольку это ниже его достоинства. Поэтому ему были свойственны честность, откровенность, принципиальность и т.п.
Завершая один из выпусков передачи "Служу Отчизне", посвященного дедовщине, ее ведущий Б.Галкин сказал: "Пока во всем нашем обществе не будет цениться чувство собственного достоинства, дедовщину в армии не искоренить". Но неоднократно замечено, что не учитывать достоинство других людей способен лишь человек, у которого своего достоинства нет. Мы будем унижать друг друга, издеваться друг над другом до тех пор, пока не научимся ценить, уважать, лелеять Ее Величество Гордость. А для этого, как минимум, мы должны уметь гордость и гордыню между собой отличать. Как бы вызывающе это не выглядело, но можно предположить, что добрая половина несчастий на земле русской происходит из-за недопонимания (и вытекающих из этого последствий) смысла этих двух важнейших понятий[5].
На каждом шагу мы сталкиваемся с проявлением непонимания их сути. Огромное число наших соотечественников (в том числе и многоуважаемых) между гордостью и гордыней разницы не видят. В лучшем случае, гордыню понимают как чрезмерную гордость, но это в лучшем, а, как правило, их считают синонимами. Отождествляя эти понятия в своем сознании, мы путаем их между собой и в практической деятельности. А, когда это происходит в массовом масштабе, когда люди повсеместно демонстрируют друг перед другом свое «я», очень плохо находя между собой общий язык, в итоге имеем несогласованность действий, низкую результативность, соответствующий уровень жизни.
И даже такой знаток человеческих душ как Ф.М.Достоевский в своей знаменитой речи, используя предложенное Пушкиным понятие, восклицал: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость»[4], наверняка подразумевая под понятием «гордый» человека, пораженного гордыней. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что во многих его произведениях проявление гордости им вовсе не осуждается: «Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих, олицетворяя всю Россию в виде скачущей к неведомой цели удалой русской тройки, восклицает: "Ах тройка, птица тройка, кто тебя выдумал!" - и в гордом восторге прибавляет, что пред скачущею сломя голову тройкой почтительно сторонятся все народы»[6].
Так где же корни всей этой путаницы?
Вот два определения гордости, взятых из двух источников. Первое - из Словаря по этике под редакцией И.Кона[7], второе – из Православной энциклопедии "Азбука веры"[8]:
1. ГОРДОСТЬ - социальное и моральное чувство, форма проявления самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, Г. определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, к-рые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе.
2. ГОРДОСТЬ – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость - к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему...
В одном языке два определения одного и того же понятия с совершенно разным толкованием. Откуда же возьмется в русском сознании негативное отношение к высокомерию и заносчивости, например, если не понятно, как относиться к гордости, - как к добродетели или как к недостатку?
А гордость, как уже говорилось, связана с достоинством, достоинство, в свою очередь, - с честью, честь – с честностью, честность – с совестью, совесть – с порядочностью и т.д. И получается, что, наведя тень на плетень в одном понятии, вносим сумятицу в целую совокупность качеств нравственного характера.
А, если это на уровне целого народа, говорящего на одном языке?
В этом случае получаем не просто народ, одна половина которого читает Словарь по этике и поэтому имеет гордость, а вторая читает Православную энциклопедию и предпочитает гордости не иметь, а людей, у которых достоинство, гордость, гордыня, превосходство перепутано не только в сознании, но и в поведении, во взаимоотношениях, в быту и производственной деятельности. Место собственного достоинства занято собственным превосходством, демонстрируемым любым образом, везде и всюду. Мы только и думаем, как бы не отстать, опередить, доказать, преуспеть, утереть… Мы только и делаем, что демонстрируем друг другу свое превосходство, нередко проявляя при этом высокомерие, надменность, чванство, презрение, цинизм и т.п.
Получается, у целого народа вытравили положительную моральную категорию, а ее место заняла другая, аморальная, с отрицательными свойствами и негативными последствиями.
Так и это еще не все. От людей, не знающих, что такое чувство собственного достоинства, бессмысленно ожидать проявления чувства национального достоинства. Поэтому, вместо здорового национализма и патриотизма, продиктованного чувством национального достоинства, мы видим демонстрацию национального превосходства на уровне нацизма[9], или национального самоуничижения, проявляющегося в заискивании перед Западом.
А причина, повторяю, в непонимании и неоднозначном толковании понятия «гордость».
У русских интеллигентов сумятицы не было. Поэтому, их взгляды, поступки, поведение дают основание видеть в их лице подлинных патриотов, преданных своей отчизне, обладающих высоким чувством не только собственного, но и национального достоинства.
Мы же должны понять, что, сколько революций и переворотов не совершим, сколько нефти и газа на Запад не перекачаем, сколько товаров не импортируем, жить достойно мы будем лишь тогда, когда всем миром научимся ценить интеллигентность и ее составляющую – чувство собственного достоинства.
________________________
1. См. Лихачев Д.С. Вокруг разговоров об интеллигентности, - /vokrug-razgovorov-ob-inteligentnosti.html
2. Гордость - и, [ жен. род ] I. Чувство собственного достоинства, самоуважения. (Словарь синонимов С.Ожегов, Н.Ю.Шведовой/ http://slovonline.ru/slovar_ojegov_shvedova/b-3/id-5853/gordost.html)
3. Гордость - обоснованные чувства собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, к своему Отечеству. Обычно Г. обусловлена реальными успехами, достижениями, заслугами человека, или его страны, нации. Это чувство в известной мере предопределяет поведение людей, предполагая нравственные поступки, и предостерегая от недостойных. Однако чрезмерное самопочитание, превышение меры гордости за себя, за кого-либо или за что-либо перерастает в свою противоположность - в гордыню, первый из семи смертных грехов. Следовательно, гордыня – это не только теологический грех, но и нравственный, психологический и социальный недостаток, как одна из форм реализации глупости. Как таковая она образует препятствие для отношений с другим и отличается определенным культом внутреннего мира и тайны, а также неизменной тенденцией рассматривать другого как чистое ничто. Гордыня – незаслуженное чувство своего мнимого превосходства, завышенная самооценка. Проявляется гордыня также в высокомерии, в зазнайстве, в нетерпимости, в чванливой властности, в невежестве, в презрительном, неуважительном отношении к людям, представляя собой позицию социального вызова, социальной глупости, которые влекут за собой те же самые катастрофы, приписываемые древними греками мести богов (Зорин В. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь, - http://terme.ru/dictionary/470/word/gordost-gordynja).
4. См. Достоевский Ф.М. Дневник Писателя. Речь о Пушкине, - http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/6-1-0-319
5. Европа в лице католической церкви еще в средние века отнесла гордыню к числу первородных грехов. Поэтому там люди ее проявляют гораздо реже, но, когда нужно, способны проявить гордость – выйти, например, с акцией протеста на улицы, если правительство ущемляет их права.
6. См. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, - http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/proza/karamazovy/bratya-karamazovy-12.htm
7. http://www.terme.ru
8. http://azbyka.ru
9. Невольно вспоминаются справедливые рассуждения В.Кантора, отметившего, что "...самовозвеличивание есть проявление несвободы, страха перед умом и силой духа других, боязнь, что ничего своего невозможно будет противопоставить" (http://www.mecenat-and-world.ru/8-10/kantor1.htm).
← Интеллигентность - недопетая песня русской интеллигенции | Меньше «интеллигентов», - больше интеллигентности →
# 3 октября 2013 в 22:41 0 | ||
|