Меньше «интеллигентов», - больше интеллигентности

Опубликовано: 2345 дней назад (13 февраля 2012)
Редактировалось: 3 раза — последний 5 ноября 2014
+1
Голосов: 1
«Хочется верить, что ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ ВО ВСЁМ
возобладает везде и, в первую очередь, в нас самих...
Иначе - путь в никуда»
Федор Кишалов
http://professionali.ru/Soobschestva/intelligenty_25/dlya_chego_nam_eta_intelligentnost/

Нет, название статьи это не призыв к репрессиям и, тем более, не к интеллигентофобии. Это призыв к интеллигентизации в смысле, лежащем в корне этого слова. Т.е., призыв к пониманию[1] или, точнее, к взаимопониманию.

Как неоднократно уже говорилось[2], идея интеллигентизации отношений, реализации которой посвящен данный ресурс, предполагает формирование положительного отношения к качествам, образующим комплекс интеллигентности. Это значит, что речь идет не об увеличении количества людей, которых по совокупности формальных признакам можно отнести к категории, называемой интеллигенцией, а об увеличении количества людей, которые с почтением относятся к интеллигентности и качествам, ее образующим.

Известно, что, подобно информации, человеческие качества имеют своих носителей, роль которых в интеллигентизации отношений заключается в том, чтобы служить для всех нас наглядным примером интеллигентности, своими результатами заслуживающей всеобщего уважения и почитания. Много ли таких примеров нужно? Много ли нужно Солженицыных, чтобы понять, что жизнь без лжи - это настоящая жизнь? Много ли нужно Тальковых, чтобы понять, что любовь к Родине не зависит от степени ее помешательства? Много ли нужно Сахаровых, чтобы понять, что честь и достоинство гораздо важнее наград и званий?

Нет, не много. И они есть. Причем, в количестве гораздо большем, чем это необходимо для вышеупомянутой функции - служить примером для остальных. И всегда были. Дело другое, мы и наши предки всегда их боялись. За их прозорливый ум, за честность, за стойкость. Поэтому, от них стремились избавиться. Любой ценой. А, чтоб хлопот с ними было меньше, их старались не воспроизводить. Их не замечали, не уважали, осмеивали, захлопывали, изгоняли, убивали, а они все равно появлялись и появлялись. Потому что уничтожить или запретить русскую культуру было невозможно. А, где есть культура, там есть и поклонники, и носители, и хранители. И уж что-что, а культура (в широком смысле этого слова) в России есть, причем, благодаря тем же презираемым в своем отечестве интеллигентам. И проблема в том, что большая часть населения не знает и не хочет их знать. Задайте несколько вопросов случайным прохожим, любой ответит, кто такие Березовский и Абрамович. Но далеко не каждый сможет хоть что-нибудь сказать, например, о В.Маканине или А.Архангельском, что говорит о том, что этап коммерциализации наших отношений прошел успешно, а этап их интеллигентизации еще не наступил.

Понятно, что делать серьезные выводы по двум, условно говоря, именам, вряд ли стоит. По одному из симптомов диагноз не устанавливают. Но беда в том, что их можно привести огромное множество. Это и результаты интерактивного голосования в былом ток-шоу «Исторический процесс» (или «Суд времени»), это и результаты голосования на сайте «Лучшие люди страны», это и комментарии к серьезнейшим публикациям в том же Интернете и многие-многие другие. Все это в совокупности все-таки дает право утверждать, что к качествам, свойственным истинным русским интеллигентам, у большинства наших сограждан отношение безразличное. А если еще откровенней, интеллигенцию у нас не любят. Не любят и интеллигентов. Поэтому отношение к интеллигентности и качествам, ее образующим, соответствующее. В этом заключается основная проблема современной России.  

Ну, а, если это на самом деле проблема, причем основная, так, почему бы не взяться за ее решение, подразумевающее поиск ответа на вопрос, какие качества, образуют комплекс интеллигентности[3]. После того, как эти качества будут названы, можно будет посредством интеллигентизации[4] формировать к ним уважительное отношение.

Но навязывать людям положительное отношение к качествам, которыми якобы обладают некие интеллигенты, вызывающие у этих самых людей отрицательную реакцию, - настоящий абсурд. Поэтому, прежде чем говорить об отношении к качествам, нужно разобраться с отношением к интеллигентам.

Причина несправедливого отношения к интеллигентам заключается в неоднозначности понятия «интеллигент». У нас ведь всегда были и есть истинные (подлинные, настоящие) интеллигенты, - носители интеллигентности, - и интеллигенты, являющиеся представителями интеллигенции по формальным признакам типа образования, ученой степени, занятия интеллектуальной деятельностью. Последние и создали ту прослойку, представители которой называли себя интеллигентами, но интеллигентностью не отличались. Кто разницу между ними и настоящими интеллигентами видел, называл их интеллигентами в кавычках, квазиинтеллигентами, полуинтеллигентами, псевдоинтеллигентами, образованцами, интеллектуалами. А, кто ее не видел, называл их интеллигентами, сопровождая иногда эпитетами типа «вшивые» или «гнилые».


Таким образом, в негативном отношении народа к интеллигентам виновны «интеллигенты». Поэтому, чем их будет меньше, тем больше доверия будет к интеллигентам, интеллигентности и качествам ее образующим.

Однако, дело еще в том, что, чем выше авторитет интеллигентов и интеллигентности, тем больше соблазна быть «интеллигентом». Но, чтоб подобные стремления были заведомо бесперспективны, нужно, чтобы к «интеллигенту» отношение было не как к интеллигенту, а как к самозванцу. А для этого нужны критерии, признаки, позволяющие отличать зерна от плевел. Такими критериями и такими признаками способны стать качества образующие свойство интеллигентности. Но выполнение ими этой функции возможно лишь в том случае, если люди будут способны отличить гордость от гордыни, толерантность от конформизма, мудрость от эрудиции и т.д. Но пока отношение к интеллигентности будет пренебрежительным, овладеть такой способностью мы не сможем.  

В чем трудность формирования положительного отношения к человеческим качествам на конкретных примерах (на героях, как принято называть их в литературе)? Дело в том, что здесь срабатывает принцип ложки дегтя, способной испортить бочку меда. То есть, чтобы отношение к некому качеству, их совокупности и даже носителю данной совокупности было положительным, они должны проявляться постоянно, во всех без исключения случаях. Невозможно представить себе честного человека, способного в определенных ситуациях, когда это нужно, льстить налоговому инспектору, например, или изворачиваться перед обманутыми вкладчиками. Достаточно единственного «сбоя», чтобы положительное отношение сменилось отрицательным, интерес безразличием, уважение презрением и т.д.  

По этой причине русские люди без особого труда и сожалений способны менять кумиров, с пренебрежением относиться к истории собственного народа, предавать анафеме то, что еще недавно боготворили. Особую остроту эта способность приобретает сейчас. При наличии избытка информации приходится руководствоваться сетевыми принципами ее отбора, - отдавать предпочтение тому, что рекомендовано людьми, которым мы доверяем, и игнорировать то, что они подвергают критике. Поэтому, достаточно некому богослову, авторитетному для многих наших православных сограждан, высказать несколько критических соображений в адрес экзистенциалистов, И.С.Тургенева или афонских старцев, чтобы его слушатели навсегда вычеркнули их из числа тех, к которым можно испытывать интерес и уважение.

Причем, обилие информации - не единственная особенность, характеризующая наше время. Второй его особенностью является никогда ранее не виданная Россией степень развития явления, называемого демократией, на самом деле ею не являющегося. Имеется ввиду наличие у наших соотечественников возможностей для свободного изложения своих взглядов. С одной стороны, это очень хорошо, а, с другой… «Кто что хочет, то и мочит», - замечательный принцип для самовыражения лишь в том случае, если из своей жизни категорически исключить любые формы взаимодействия и довольствоваться сугубо индивидуальными способами реализации собственного потенциала. А, если взаимодействие все-таки не исключать, нужны ценности и системы ценностей, в том числе состоящие из авторитетов и их иерархий.

На сегодняшний же день ни о каких авторитетах (разве что уголовных) речи быть не может. Пусть тысячи людей называют Д.Лихачева человеком, олицетворяющим собой подлинную русскую интеллигенцию, но нашелся таки умник, который попытался это опровергнуть, назвав его интеллектуалом. Пусть тысячи людей с благодарностью относятся к А.Солженицыным, проделавшему огромную работу с целью рассказать людям правду о сталинских репрессиях, но нашелся таки скрупулезный исследователь, который назвал его фальсификатором. Пусть тысячи людей с благоговением рассказывают о жизненном пути Н.Гумилева, но нашелся таки один, который посмел назвать его профессиональным политзэком.

В итоге у нас, как говорят в народе, нет ничего святого. Нет ни одного человека, своими делами или поступками, жизнью или творчеством заслужившего всеобщее признание и уважение. У отдельных людей есть, а у нации в целом, - нет. В этом наша слабость. Но упомянутые диверсанты в стремлении продемонстрировать свою оригинальность признать этого не захотят. Поэтому пакостят России и всему нашему народу[5,6].

Чтобы нация была сплоченной, у нее должны быть общенациональные герои. Но не те, кто всячески боролся со своим народом, уничтожая в нем все лучшее, на что тот был способен, а те, кто несмотря ни на что, мужественно противостоял лжи и насилию над личностью, кто, не размениваясь на условия личного благополучия, честно выполнял свой долг перед Родиной и своей совестью. Независимо от того, чем они занимались, какой были национальности, какого вероисповедания, возраста или пола, этих людей можно назвать одним словом – интеллигенты. Или, чтоб было точнее, двумя – истинные интеллигенты. Или тремя - носители истинной интеллигентности.  

_____________________
1. Лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий.
2. См. п. «Основные понятия» концепции предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, - http://intelligentia.ru/osnovnye-ponjatija.html, п. «ЧТО такое интеллигентизация отношений» в материалах
для установочного семинара по интеллигентизации отношений на предприятии, - http://intelligentia.ru/1-chto-takoe-inteligentizacija-otnoshenii.html, п. «Что такое интеллигентизация» в разделе «Вопросы и ответы», - http://intelligentia.ru/faq/quest45.html#c59 и др.
3. См. Свойства личности на службе удовлетворения потребностей, - http://intelligentia.ru/svoistva-lichnosti-na-sluzhbe-udovletvorenija-potrebnostei.html
4. См. Концепция предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, - http://intelligentia.ru/koncepcija-predprijatija-orientirovanogo-na-inteligentizaciyu-otnoshenii.html.
5. Замечательно об этом сказал Михаил Александрович Розов: «…человеку, чтобы быть человеком, нужны не только знания и методы – ему нужны другие люди, которые за этим стоят, их поиски и чаяния, успехи и заблуждения. Человек должен знать свою Биографию, свою Историю, он должен ее прочувствовать и ею переболеть. Именно такая прочувствованная и выстраданная История и делает человека интеллигентным. Точнее, не делает, а может сделать при прочих благоприятных условиях» (Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана, - http://www.intelligentia.ru/rasuzhdenija-ob-inteligentnosti-ili-prorochestvo-bam-grana.html).
6. Умышленно не называю имен ни богослова, ни публициста, ни историка, ни социолога. Чтоб не приумножать наносимый ими вред. Пусть слушают их, читают, ведь не только характеристики личностям они дают, многое в их деятельности внимания заслуживает.
Различение понятий как условие интеллигентности | Еще одна формула интеллигентности
daisywheel # 18 февраля 2012 в 18:26 0
Мне думается, что вклад в культуру, в судьбу своей Родины, роль этих людей, которых Вы, Олег, называете истинными интеллигентами, настолько велики и ценны, что их доброе имя вряд ли может быть запачкано какими-то "исследованиями". Тут всё гораздо сложнее... Тут вопрос ставится о том, возможно ли быть совершенным человеком в рамках какой-то эпохи. Причём, как мне кажется, этот вопрос обрёл свою актуальность не только сейчас, когда практикуется открытость (если не сказать, вседозволенность), стремление докопаться до "истин", желание переворошить и обнаружить-таки "слабое местечко" даже в самых-самых. Но так, я думаю, было всегда: история переосмысливается, поступкам даются какие-то иные трактовки... И всё-таки важнее результаты, плоды деятельности, поступки, которые отражают человека лучше всего, несмотря на попытки идеалы развенчать...
Вообще, тема объёмная. Так, в двух словах, и не ответишь... )
Олег Михайлов # 18 февраля 2012 в 23:55 0
Мне кажется, Леночка, что ни один человек не способен быть совершенным. И те, кого я называю истинными интеллигентами, тоже. Они лишь стремились к совершенству и поэтому не позволяли себе такие «безобидные» слабости, как лесть, ложь, трусость и т.п. Поэтому, они являют для нас пример не совершенства, отнюдь, а стремления к нему.

Вряд ли мы далеко отошли бы от истины, если б определили интеллигентность, как способность относиться к людям так, как хотели бы, чтоб люди относились к нам. Именно эта способность отличает интеллигентных людей от остальных, что проявляется в их терпимом, внимательном, вежливом, тактичном обращении с окружающими, причем независимо от их статуса Но наличие таких качеств возможно лишь при условии, если отношение человека к самому себе адекватное, что зависит от наличия или отсутствия у него чувства собственного достоинства. А чувство собственного достоинства (гордость) есть только там, где нет чувства собственного превосходства (гордыни). Таким образом, отсутствие гордыни позволяет беспрепятственно следовать золотому правилу нравственности, которое по праву можно назвать также золотым правилом интеллигентности.

Урок Владимира Довганя на тему: "Золотое правило человечества! Как использовать его силу каждый час?" в том числе и о том, как избавиться от гордыни:


"… уже в 1870-х гг. радикальная молодежь стала утверждать: право носить титул интеллигентов принадлежит только ей одной" (Вялов А.И. Русская интеллигенция xix века: понятие, формирование, состав, - http://intelligentia.ru/ruskaja-inteligencija-xix-veka-ponjatie-formirovanie-sostav.html#c223).

← Назад