4. Свойства личности на службе удовлетворения потребностей

Звучит непривычно. Как можно удовлетворить потребность с помощью напитка или путешествия понятно, но каким образом в удовлетворении потребностей может участвовать совесть, например, не совсем очевидно. Но это с непривычки. Нашему подсознанию все это давным-давно известно и подсознательно каждый из нас выбирает те свойства и черты характера, тот стиль поведения, те поступки, которые с точки зрения наших интересов в наибольшей степени им соответствуют. А интересы это и есть отражение наших потребностей. В предельно упрощенной форме эту мысль можно изложить, например, так:

  • находить общий язык с другими людьми благородному человеку проще, чем завистливому;
  • вероятность пользоваться уважением у человека принципиального выше, чем у лицемерного;
  • радость творчества человек добросовестный испытывает гораздо чаще, чем халатный.

Таким образом, между свойствами человека и степенью удовлетворения им своих потребностей существует прямая зависимость. Попробуем разобраться в этом более детально.

Самое непосредственное проявление потребностей и свойств характера можно наблюдать у детей. Чем меньше возраст ребенка, тем в меньшей степени в его поведении проявляются качества, являющиеся своего рода реакцией его психики на требования окружающей среды. Одним из таких качеств является хитрость. Именно она и ее производные лишают возможности людей видеть истинные лица друг друга (и помогают их срывать). Понятно, что у среднестатистического ребенка по сравнению со среднестатистическим взрослым хитрости меньше, поэтому он более, если можно так выразиться, откровенен. В поведении детей относительно легко обнаружить проявление любопытства или безразличия, щедрости или скупости, честности или появляющейся лживости. Попытки найти в поведении ребенка проявление, например, нравственности или цинизма преждевременны и бессмысленны. Всему свое время. Тем не менее, уже эти качества неким недвусмысленным образом проецируются на оси потребностей. Так, вокруг щедрого ребенка обычно больше детей, чем около скупого (ось самоопределения), у честного в совокупности меньше конфликтов с товарищами, чем у лживого (ось самоидентификации), а любопытные дети интеллектуально более развиты, чем их безразличные ко всему сверстники (ось самореализации).

Таким образом, мы получаем следующую картину:

Глядя на рисунок нетрудно догадаться, что качества, обозначенные сплошными линиями, представляют собой комплекс интеллигентности в раннем детстве. Соответственно, качества, обозначенные пунктирными линиями, можно назвать комплексом антиинтеллигентности в раннем детстве. Естественно, эти названия условны, и применять их к конкретным детям ни в коем случае не допустимо[1].

Итак, с этих качеств начинается наша жизнь. Что происходит потом? Потом ребенок сталкивается с теми или иными реакциями окружающих его людей на те или иные проявления своих качеств. Не все реакции для него одинаково ценны. Бывают среди них такие, которые хочется избежать. А, чтоб избежать, есть два способа: либо искоренить в себе качества, которые социумом не приветствуются, либо их просто вуалировать. Первый способ сложен, требует усилий, второй – сравнительно прост и поэтому в некоторых случаях более предпочтителен. Поэтому поведение подростка, в отличие от поведения ребенка, со стопроцентной уверенностью назвать непосредственным уже сложнее. Тем не менее, определенную совокупность качеств, которая, с одной стороны, - представляет собой некую сумму качеств, проявляющихся в детстве, с их производными, являющимися характерными для подросткового возраста, с другой, - служит удовлетворению потребностей высших порядков, назвать можно. 

Вот она:

Может показаться, что комплекс интеллигентности в подростковом возрасте ограничен девятью качествами, нашедшими отражение на рисунке. Это не так. На рисунке указаны лишь те из них, о которых можно сказать, что с их помощью можно описать интеллигентность, способную проявляться в поведении подростка. Но совокупность может быть и иной, в том числе более полной, более детализированной, более точной. Суть не столько в отраженных составляющих кластеров, сколько в их функциональной направленности, определяемой категорией потребности, удовлетворению которой они служат.

То же самое можно сказать и о комплексе антиинтеллигентности. 

В юности у большинства людей формирование характера завершается. Не удивительно, что самоопределение к этому возрасту распространило свои полномочия и на сферу качеств молодого человека. Именно в этом возрасте ребятишки, как правило, довольно четко (а иной раз и не без конфликтов с родителями) проявляют свойственную человеку склонность жить в сообществе себе подобных.

В этом же возрасте не менее откровенно проявляется стремление к самоидентификации, поэтому качества соответствующих кластеров актуализируют смутно выраженные до этого времени (особенно у юношей) потребности «быть не хуже других», соответствовать, нравиться и т.д. Это говорит о том, что особенно в юношестве огромнейшую роль играет культура (в широком смысле этого слова), которой молодой человек отдает предпочтение. Если культура только доставляет удовольствие, служит сугубо для развлечения, ее участие в формировании личности может оказаться не только бесполезным, но и пагубным. В том же случае, когда чтение книги, например, или общение с высоконравственным человеком заставляет юношу или девушку задуматься о совести, чести, достоинстве и т.п., такое общение может оказать неоценимую помощь в формировании у молодого человека способностей к адекватной самооценке и соответствующей самоидентификации. В противном случае может получить развитие либо переоценка, либо недооценка себя и своего потенциала. И то, и другое одинаково плохо и ничего хорошего в будущем человеку не сулят.

И, наконец, известно, что юношеский возраст является самым продуктивным в плане формирования профессиональных качеств. Однако следует иметь в виду, что потребность в самореализации в этом возрасте остро не проявляется. Нередко молодому человеку просто-напросто не до учебы из-за неудовлетворенных потребностей предыдущего уровня. Большое значение при этом имеет помощь взрослых (предельно тактичная) и собственная сила воли.

В этом же возрасте у человека появляются самосознание и способность к самосовершенствованию. Эти свойства могут оказаться не задействованными или задействованными не в полную силу, если юноша или девушка имеют четкие представления о названии фирмы-производителя вещи, о которой он или она мечтает, и не имеют абсолютно никакого представления о качествах собственного характера, посредством которых мечты способны осуществляться.

В этих случаях может оказаться полезным следующий рисунок:  

Как и в предыдущем случае, перечисленные свойства не претендуют на все многообразие и полноту качеств, образующих комплексы интеллигентности и антиинтеллигентности. Они лишь задают направление мысли, конец которой не может быть ограничен по определению. 

Внимательно присмотревшись к кластерам, расположенным по одной оси, можно обнаружить, что  нередко они состоят из симметричных качеств таких, как активность-пассивность, альтруизм-эгоизм, коллективизм-индивидуализм и т.д. Там, где нет антонимов, есть симметрия выполняемых функций.

К сказанному остается добавить, что, как, например, честность является особенностью не только детского возраста (просто в детском возрасте ее легче констатировать), так и многие другие, появившись в определенный период или момент, могут сопровождать человека всю жизнь. А могут и не сопровождать, поскольку человеку свойственно меняться. Но главное в том, что выше расположенный рисунок может использоваться в порядке самосовершенствования не только молодыми людьми, но и зрелыми.



[1] Понятно, что картинка может быть сколь угодно красивой, любопытной, напоминающей снежинки, монады или что-то еще, но человек и его свойства гораздо сложнее, чем самая замысловатая модель. На этом факте сосредотачивается внимание в данный момент именно для того, чтобы рассеять подозрения в попытке представить действительность в виде трех осей и шести овалов. Это лишь модель, и, как всякая модель представляет собой некую упрощенную до очевидности картину. В реальной жизни ребенок, например, может чем-то дорожить и проявлять жадность, а в чем-то другом демонстрировать чудеса щедрости, - попробуй установи, что ему больше свойственно. Поэтому данная модель предназначена для ориентации, но не для вынесения вердиктов.

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

jack_nsk # 12 мая 2012 в 18:24 0
Олег, день добрый! http://www.emissia.org/offline/2006/1101.files/image001.jpg в сфере бизнес-анализа есть такой тип диаграммы. не помню как он называется. любые показатели можно разместить на несколько осей. можно попробовать
Олег Михайлов # 13 мая 2012 в 09:28 0
Добрый, jack_nsk!
Там диаграмма, требующая для своего построения количественных значений. В этой - параметры качественные. В принципе, использование метода экспертных оценок, например, позволяет переводить качественные параметры в количественные и, не исключаю, что его использование в гуманитарных областях знаний в ближайшем будущем станет более масштабным, чем сегодня. Но, опять же таки, - для решения несколько иных задач*, чем та, что представлена на данной странице.
______________________
*См., например, Типовое положение о проведении аттестации сотрудников предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, - /prilozhenie-8-tipovoe-polozhenie-o-provedeni-atestaci-sotrudnikov-predprijatija-orientirovanogo-na-inteligentizaciyu-otnoshenii.html
0 # 15 февраля 2013 в 13:15 0
Добрый день, Олег. Хотелось бы узнать, как Вы представляете себе использование метода экспертных оценок для перевода качественных оценок / параметров интеллигентности в количественные. Как раз занимаюсь решением этой проблемы, поэтому Ваши подходы очень интересны.
Олег Михайлов # 15 февраля 2013 в 14:35 0
Добрый, Василиса!
В общих чертах, - каждый сотрудник своими же коллегами (экспертами) может быть оценен на предмет выраженности в нем и его поведении того или иного личностного качества. Метод экспертных оценок, как Вы понимаете, является прекрасным инструментарияем для решения этой задачи. Под процедурой, в результате которой каждому личностному качеству, - качественной характеристике, - поставлено в соответствие число, - количественная характеристика, - я и подразумеваю перевод "качественных оценок / параметров интеллигентности в количественные". А количественными намного легче апеллировать, особенно при работе с людьми. Без МЭО убедить человека, что он менее бережлив или дисциплинирован, например, чем его коллеги, очень трудно. Но это все мои собственные соображения, на беспрекословности которых не настаиваю. Если в чем-либо ошибаюсь, буду чрезвычайно благодарен, если найдете нужным их подправить.

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru