Об интеллигентности и потенциале ее развития
Автор: Олег Михайлов
Блог: Недопетая песня русской интеллигенции
Рубрика: Интеллигентность
"Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель"
Д.С.Лихачев
http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/razgov.htm
Несмотря на наличие такого понятия, как первичные половые признаки, даже пол человека в наше время не всегда предоставляется возможным определить однозначно. Что же говорить об интеллигентности? Смотришь и думаешь, интеллигент перед тобой или хам? Прилично одет, без излишеств, в очках и при галстуке, приветлив, говорит тихо, улыбаясь, речь поставлена, в голосе чувствуется уверенность, судя по всему хорошо образован. А с другой стороны, видишь, что живет не по средствам, в глазах явно выраженный цинизм, проблемы людей рассматривает сквозь призму своих собственных интересов... И сколько же их сейчас таких на просторах нашей необъятной Родины!
И невольно задумываешься, как и почему в одном человеке воплощены качества двух диаметрально противоположных типов? Что это за явление? Нормально ли такое сочетание, или это какой-то социальный парадокс? Всегда ли такое было или это особенность нынешнего времени?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нужно, как минимум, конкретизировать эти самые типы.
Может быть потому, что хамства и без того хватает, специально исследовать категорию людей, наделенных этим качеством, не хочется. Начнем с определения интеллигентности. Определения, не претендующего на истину в последней инстанции, но претендующего на внесение ясности в те соображения, которые здесь изложены.
Под интеллигентностью будем подразумевать качество человеческой натуры, проявляющееся в ее стремлении жить в идеальном мире. Для человека, обладающего интеллигентностью, мир является идеальным в том случае, если в нем воплощена вся совокупность представлений человечества о справедливости, гармонии, порядке, красоте, нравственности.
Из определения следует, что, несмотря на существование большого количества описаний перечисленных категорий, они не могут быть абсолютно объективными для отдельного человека и поэтому понятие интеллигентности является дискурсивным, не исключающим относительность и не допускающим каких-либо догматов.
Значит ли это, что интеллигентность присуща каждому человеку, воплощающему свои идеальные представления о мире? Да, значит. И поэтому, вместо вопроса, интеллигентен человек или нет, более уместным является вопрос, в какой степени он интеллигентен. От представления об интеллигентности как свойстве дискретном следует перейти к представлению о ней, как свойстве континуальном. На одном конце такого континуума следует подразумевать абсолютную интеллигентность, на другом – абсолютное хамство. Таким образом, человек имеет признаки обоих свойств, находящихся между собой в том или ином соотношении.
Возникает очередной вопрос, что подразумевать под понятиями «абсолютная интеллигентность» и «абсолютное хамство». Под абсолютной интеллигентностью будем понимать воплощение в человеческой натуре совокупности только положительных, а под абсолютным хамством - воплощение только отрицательных качеств. Наполнять содержанием понятия «положительные качества» и «отрицательные качества» в данный момент не только не просто, но и не особо необходимо, поскольку интуитивно понятно, что под этим подразумевается.
Для того, чтобы ответить на вопрос, насколько тому или иному человеку свойственна совокупность качеств, которую на бытовом уровне принято называть интеллигентностью, необходимо научиться ее оценивать хотя бы посредством экспертных оценок.
Предлагаемая ниже диаграмма развития социально значимых свойств личности содержит категории, допускающие различные толкования. Чтоб разброс всевозможных их толкований свести к минимуму, диаграмма сопровождается глоссарием, в котором нашли отражение именно те определения, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям автора диаграммы о содержащихся в ней понятиях. Сразу следует отметить, что ни диаграмма, ни предложенные толкования понятий не претендуют на исчерпывающие, не допускающие совершенствования. И то, и другое предлагается лишь как инструмент, качество которого совместными усилиями может быть усовершенствовано.
ГЛОССАРИЙ
Активность - готовность и способность человека не ограничиваться заданными конкретной ситуацией требованиями, а ориентироваться на цели, превышающими по своему уровню конкретную задачу.
Альтруизм - способность бескорыстно поступаться собственными интересами в пользу интересов другого человека.
Безответственность – пренебрежительное отношение к выполнению принятых на себя обязательств.
Безразличие – равнодушное отношение к событиям окружающей действительности, отсутствие устойчивых интересов.
Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы: самоотверженности, верности высоким идеалам, мужества, великодушия и др.
Высокомерие - надменное отношение к людям.
Добросовестность - тщательное исполнение формальных или неформальных обязанностей.
Достоинство - морально нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.
Жадность - алчность, стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания. Скупость, корыстолюбие.
Зависть - стремление обладать чем-либо лишь на том основании, что этим обладают другие, продиктованное чувством досады, вызванным благополучием, успехом других людей.
Иждивенчество – готовность во всем жить за чужой счёт, рассчитывая не на свои силы, а на помощь других.
Индивидуализм – руководство принципом, согласно которому интересы отдельного человека стоят выше интересов общества.
Консерватизм - косность, враждебность к новому, передовому.
Коллективизм - руководство принципом организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющимся в осознанном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Компетентность – наличие знаний, опыта в определенной области науки, деятельности, жизни.
Конформизм - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.
Корысть - страсть к приобретению, к наживе, жадность к деньгам, к богатству, падкость на барыши, стремление получить личную выгоду, возможно в ущерб другим.
Лживость - способность введения в заблуждение других людей ради достижения личных целей.
Любознательность - стремление к приобретению всё новых и новых знаний.
Милосердие - готовность проявить снисхождение, помочь другому человеку из сострадания, человеколюбия, сердечного участия.
Небрежность - неаккуратность, неряшливость в делах, отсутствие стремления, во что бы то ни стало, достичь результата.
Невежество - крайне низкий уровень интеллектуального развития
Нетерпимость – агрессивное, враждебное отношение к людям с другими взглядами, убеждениями, образом жизни.
Новаторство – склонность к постоянному улучшению жизни посредством реализации своего творческого потенциала.
Ответственность – способность добросовестно выполнять возложенные обязанности и взятые на себя обязательства.
Паразитизм - образ жизни, характеризующийся тем, что человек живет за счет другого человека или социальной группы.
Пассивность - безучастность к окружающему, проявляющаяся в отсутствии инициативности, старательности, требовательности к себе и результатам своего труда.
Патриотизм - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Порочность - большое количество морально-нравственных недостатков (пороков).
Порядочность - неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
Прагматизм - следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды.
Преданность - способность хранить верность совместным интересам и идеалам.
Принципиальность - способность действовать в строгом соответствии со своими принципами.
Профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение.
Пунктуальность - черта характера человека, подразумевающая чрезвычайную аккуратность, систематическое следование правилам.
Скромность - степенность и умеренность в общении с другими людьми.
Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.
Толерантность – терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Трудолюбие - готовность отдавать время, силы, энергию для производства общественно полезного продукта.
Усердие - рвение, старательность, крайнее прилежание в выполнении, совершении чего-нибудь.
Халатность - небрежность и недобросовестность в выполнении своих обязанностей.
Ханжество - показное благочестие, рассчитанное на извлечение пользы или выгоды.
Цинизм - выраженное в форме издевательского глумления (демонстрационного игнорирования) нигилистическое отношение к морали, достоинству человека, господствующей идеологии и др.
Чванство - тщеславие, спесь и жажда лести, похвалы.
Честность - моральное качество, включающее правдивость, прямодушие, неподкупность, беспорочность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед самим собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.
Шкурничество – склонность проявлять заботу только о своем благополучии, о своих личных выгодах.
Щедрость – способность поделиться имеющимся с другими людьми, получая при этом моральное удовлетворение.
Эгоизм - проявление интереса к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.
Можно сказать, что совокупность качеств совершенного человека, обеспечивающую гармонию отношений между людьми, наделенными этими качествами, в России назвали интеллигентностью[1].
Интеллигентность – национальная черта русского по духу человека и может рассматриваться, как признак русскости[2].
Первые русские интеллигенты, - носители интеллигентности, - послужили образцом для подражания остальной части населения России, в том числе для тех, кто имел смутное представление об интеллигентности и ее составляющих. Из-за отсутствия четких представлений об истинной интеллигентности, людей, являющихся фактически псевдоинтеллигентами, тоже стали называть интеллигентами[3].
Всех вместе, - интеллигентов и им подражающих, - назвали интеллигенцией. Общим признаком для обеих этих категорий была образованность. С тех пор и по настоящее время людей, получивших образование, именуемое высшим, называют интеллигентами, а категорию людей, имеющих высшее образование, интеллигенцией.
Таким образом, термин «интеллигенция» превратился в понятие полисемантическое, поэтому он наполнен смыслами противоположными друг другу[4].
Понятие «интеллигентность» полисемантичности лишено, наполнено сугубо положительным смыслом, но требует конкретизации. Под конкретизацией понятия «интеллигентность» подразумевается описание комплекса качеств, ее образующих, - комплекса интеллигентности, - представляющего собой такую совокупность качеств, которые характеризуют личность с позиций ее патриотизма, порядочности и профессионализма[5].
Каждое из качеств, образующих комплекс интеллигентности, имеет своего антипода, - качество, противоположное по сути либо по выполняемой функции. Антиподом чувства собственного достоинства (гордости) является чувство собственного превосходства (гордыня), - свойство псевдоинтеллигента, отличающее его от истинного интеллигента. Гордыня явилась причиной огромного количества бед, в том числе социального характера, скомпрометировавших интеллигенцию.
Октябрьская революция – дело рук псевдоинтеллигентов[6].
Советская власть, решительно отказавшись от ценностей дореволюционной России, попыталась создать свою интеллигенцию, - преданную идеям революции, послушно выполняющую любые партийные решения. Фактически это был процесс по созданию псевдоинтеллигенции посредством поощрения псевдоинтеллигентности. Но о наличии в глубине русской культуры подлинной интеллигентности власть не подозревала, поэтому истинные интеллигенты появлялись и на ниве советской интеллигенции[7].
На сегодняшний день в России огромное число как мнимых, так и истинных интеллигентов[8].
Все лучшее, что создано в России, создано благодаря усилиям истинных интеллигентов. Но, несмотря на усилия специалистов[9], статус, роль, значение, механизмы воспроизводства истинных интеллигентов на сегодняшний день проявлены еще не достаточно конкретно.
Для сохранения русской идентичности, для сохранения России, как суверенного государства в будущем, уже сегодня необходимо создать механизмы воспроизводства интеллигентности[10].
В первом приближении к элементам программы по созданию механизмов воспроизводства интеллигентности можно отнести:
- декомпозицию, конкретизацию элементов комплекса интеллигентности;
- четкую формулировку определений каждого из элементов комплекса интеллигентности;
- разработку различных, рассчитанных на разные уровни подготовки, методов распространения и популяризации элементов комплекса интеллигентности;
- разработку, утверждение и внедрение в практику работы образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации стандартов, планов, программ распространения и популяризации идей интеллигентизации отношений.
Для воплощения идеи воспроизводства интеллигентности в локальном масштабе могут быть созданы:
1) Сетевые ресурсы для популяризации идеи, содержащие:
- базы данных материалов по интеллигентоведению[11];
- базы данных сведений о русских интеллигентах, в т.ч. современности;
- электронную энциклопедию интеллигентности в вопросах и ответах[12];
- форумы по различным аспектам интеллигентизации отношений[13];
- блоги о проявлениях интеллигентности в российской действительности[14];
- социальные сообщества[15];
и прочее.
2) Лаборатории интеллигентнознания для исследовательской работы с отделениями:
- исторические аспекты появления и развития интеллигентности;
- психологические аспекты интеллигентности и ее составляющих;
- педагогические аспекты интеллигентизации детей и молодежи;
- бизнес-интеллигенция будущего
и прочие.
3) Кадровые агентства, оказывающие услуги:
- по подбору персонала, состоящего из интеллигентных людей;
- по поиску работы для интеллигентных людей.
4) Университет интеллигентоведения и интеллигентнознания[16] с дистанционной формой обучения по подготовке нравственной элиты российского общества. Среди изучаемых предметов могли бы быть:
- «История русской интеллигенции от происхождения до наших дней»;
- «Интеллигентность и ее составляющие»;
- «Интеллигентность в современной России»;
и прочие.
5) Редколлегии, публикующие исследования, посвященные интеллигентности и интеллигенции[17].
Учащимися Университета интеллигентоведения и интеллигентнознания могли бы быть специалисты любых сфер деятельности, в том числе, бизнеса и власти.
Выпускники Университета интеллигентоведения и интеллигентнознания могли бы представлять собой не только образованных, но и высоконравственных молодых людей, адекватно оценивающих себя и свою роль в жизни общества, способных взять на себя ответственность за судьбу России.
_________________________
1. См. Что такое интеллигентность?
2. См. Достоинство – признак интеллигентности, интеллигентность – признак русскости.
3. См. Очерк о носителях интеллигентности.
4. См. Различение понятие как условие интеллигентности.
5. См. Потенциал развития интеллигентности.
6. См. Что такое псевдоинтеллигенция?
7. См. Соколов А.В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории. Д.С. Лихачев — интеллигент-книжник ХХ века.
8. См. Солженицын А.И. Образованщина.
9. См. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема или Оксентюк Н.В. Воспроизводство интеллигенции в контексте гуманизации образования.
10. См. Абросимов В.Н. Роль интеллигенции в становлении новой российской идентичности в постсоветский период.
11. См. подборку материалов в сообществе Александра Бангерского «Интеллигенция» в Живом Журнале.
12. См. раздел «Вопросы и ответы» на сайте «Энциклопедия интеллигентизации отношений.
13. Например, тема «Что такое интеллигентность?» на форуме «На волне приятного общения».
14. Например, блог Романа Рогалева в Живом Журнале.
15. Например, сообщество «Интеллигенты 2.5» на Профессионалы.ru Анатолия Мильнера.
16. Наподобие НИИ интеллигентоведения при Ивановским государственным университете.
17. Например, журнал «Интеллигенция и Мир», издаваемый НИИ интеллигентоведения при Ивановским государственным университете.
Нет комментариев. Ваш будет первым!