Как интеллигенты, критикуя интеллигенцию, уничтожают интеллигентность
Автор: Олег Михайлов
Опубликовано: 2396 дней назад (9 октября 2012)
Рубрика: Интеллигентность
Редактировалось: 21 раз — последний 15 декабря 2014
|
+1↑ Голосов: 1 |
«По моему мнению, отрицательное отношение к интеллигенции
есть именно чисто «интеллигентское» отношение».
Максим Горький
http://www.goldbiblioteca.ru/online_rusklassic/knigi_online_str13/1273.php
есть именно чисто «интеллигентское» отношение».
Максим Горький
http://www.goldbiblioteca.ru/online_rusklassic/knigi_online_str13/1273.php
Почти каждый из нас имеет свое представление о том, кто такие интеллигенты, какими качествами они обладают и, даже, какова их роль в истории России. Но много ли тех, кто задумывался о том, чем интеллигент отличается от интеллигентного человека? Или понятия «интеллигент» и «интеллигентный человек» синонимы? Нет, не синонимы и уже на интуитивном уровне это понятно. Тогда, в чем же их отличие?
Понятие «интеллигент» довольно неплохо представлено в словарях и энциклопедиях и, несмотря на наличие некоторых особенностей в определениях, их смысл сводится примерно к одному, - интеллигент, это человек, принадлежащий к образованному классу общества[1], т.е к интеллигенции. Поскольку интеллигенция является социальной категорией, можно сказать, что понятие «интеллигент» имеет социальное происхождение.
А вот «интеллигентным называют человека, который хорошо воспитан, обычно образован и обладает высокими духовными качествами»[2]. Т.е., в данном случае признаком, позволяющим назвать человека интеллигентным, является не его принадлежность к определенной категории, а наличие у него некоторой совокупности качеств (интеллигентности), причем не только и не столько связанных с образованием, сколько с воспитанием и самовоспитанием. Этот факт дает основание для утверждения о культурологическом происхождении понятия «интеллигентный человек».
Претензии тех, кто находится сейчас в полном недоумении от рассуждений о происхождении этих двух понятий, могли бы быть абсолютно справедливыми, если не один факт. Дело в том, что недооценка важности упомянутого отличия имеет очень серьезные, в том числе отрицательные последствия для всего нашего общества.
Отождествление понятий «интеллигент» и «интеллигентный человек» на индивидуальном уровне сопровождается тем, что при упоминании любого из них в сознании человека возникает один и тот же образ. В результате в подсознании без дифференцирования накапливается вся информация, касающаяся этих понятий, когда-либо попавшая в него из внешних источников[3].
А внешние источники тоже бывают разные. Условно их можно разбить на две группы – бытового уровня и академического. И, если на бытовом уровне понятие «интеллигентный человек», как правило, вызывает положительные эмоции, на академическом уровне применяются понятия «интеллигенция» и «интеллигент», причем, очень часто в негативном, обличительном контексте.
Рис. 1
В результате возникает порочный круг (см. рис. 1): критика интеллигенции на академическом уровне[4] влечет за собой презрительное отношение к интеллигентным людям[5] на бытовом. Понятно, что это обстоятельство сокращает количество желающих выступать в роли носителей интеллигентности, что, в свою очередь, ведет к ее дефициту, причем не только среди простого, так сказать, народа, но даже у тех, кто попадает под определение интеллигентов. А это служит основанием для предъявления им претензий со стороны общества, чем, не заставляя себя ждать, с удовольствием пользуются представители академических кругов, подвергая справедливой критике самих же себя. Круг замкнулся.
Велика ль беда? Поделом им вшивым и гнилым!
Нет! Им, самодовольным представителям интеллигенции, может быть, не только критика, но и исправительно-трудовые работы не помешали бы, но беда в том, что никакая критика на них сегодня не действует, поскольку интеллигентами они себя не считают. Не модно. Они нынче на западный манёр называют себя интеллектуалами.
А вот на носителей интеллигентности такая критика, как сказано выше, действует угнетающе.
Что ж теперь? Наложить табу на критику интеллигенции и лишь тайком на кухне позволять себе вполголоса обсуждать ее промахи и недостатки, а во всеуслышание прославлять, называя черное белым? Нет, конечно. Все нужно называть своими именами. Но именно все, а не только то, что подсказывает стадный инстинкт[6]. А, чтоб суметь присвоить тому или иному явлению соответствующее ему название, нужно уметь отличать зерна от плевел, интеллигентных людей от интеллигентов, истинное определение интеллигентности от ложного стереотипа, культивируемого интеллигенцией (рис 2).
А, чтоб не было крайностей и перегибов, так часто сопровождающих нашу жизнь, нужно не забывать, что при всем многообразии накопившихся к интеллигенции претензий, далеко не все ее представители лишены качеств, в совокупности называемых интеллигентностью. Поэтому, и в среде интеллигентов можно встретить немало интеллигентных людей[7].
__________________
1. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907, - http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/17375/%D0%98%D0%9D%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%9B%D0%98%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%A2#sel=10:1,10:6
2. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003, - http://enc-dic.com/dmytriev/Intelligentn-711.html
3. Для образности можно представить себе последствия отождествления понятий «урна для голосования» и «урна для мусора».
4. Никто с таким энтузиазмом не занимается обличением недостатков интеллигенции, как ее же представители. Большая часть таких пасквилей не заслуживают даже упоминания, но, чтоб не быть голословным, назову труд, заслуживающий внимания: см. Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Левада Ю. А. Проблема «элиты» в сегодняшней России: Размышления над результатами социологического исследования. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. — 372 с. ISBN 978-5-903135-03-5 [1], - http://www.liberal.ru/upload/files/elita.pdf
5. Несмотря на то, что критика касается интеллигенции и ее представителей – интеллигентов, в подсознании тень от нее падает, в том числе, на людей интеллигентных, обладающих интеллигентностью.
6. Кто еще не знает, имейте в виду, что в определенных структурах признаком хорошего тона сейчас является пренебрежительное отношение к интеллигентности.
7. См., например, интервью с представителями династии художников Осиповых-Федоровых для телеканала globalstar tv (пример передачи подлинной русской интеллигентности от поколения к поколению), размышления публициста Александра Архангельского об Александре Мене и моральном долге интеллигенции, мнение Максима Шевченко о подъеме современной интеллигенции и многое другое на странице с видеоматериалами, - /video.html.[/align]
# 7 января 2013 в 21:06 0 |
# 7 января 2013 в 23:10 0 | ||
|