Суррогаты интеллигентности и их признаки
Автор: Олег Михайлов
Опубликовано: 2232 дня назад (22 марта 2013)
Рубрика: Интеллигентность
Редактировалось: 12 раз — последний 2 февраля 2015
|
0 Голосов: 0 |
«Думаю, нет другой особенности человеческой личности,
которая бы раздражала столь многих и вызывала такую агрессию, как интеллигентность.
Потому что в ней есть загадка, тайна.
Потому что ее нельзя просто скопировать, даже если сильно этого захочешь»
А.А.Маслакова
http://www.wmos.ru/blog/mi_arbatskie/
которая бы раздражала столь многих и вызывала такую агрессию, как интеллигентность.
Потому что в ней есть загадка, тайна.
Потому что ее нельзя просто скопировать, даже если сильно этого захочешь»
А.А.Маслакова
http://www.wmos.ru/blog/mi_arbatskie/
Агрессия, упомянутая автором эпиграфа, возникает потому, что мы интеллигентность путаем с псевдоинтеллигентностью. Сама интеллигентность русскими людьми почитаема, а ее суррогаты раздражают, причем очень сильно. Но отличать мы их пока еще не научились.
Когда мы имеем дело с некоторой сущностью, характеризующейся нескольким свойствами, ее воссоздание напрямую зависит от способности воспроизводить эти свойства. Например, если б молоко характеризовалось только цветом, человечество давно отказалось бы от разведения крупного рогатого скота, переключившись на производство красителей. Однако, благодаря тем же вкусовым качествам, мы пьем не известковую воду, а молоко. Но, если нам предлагают напиток из сухих молочных продуктов с добавлением сыворотки, мы хотим, чтобы нас об этом предупреждали, поскольку отношение к любым суррогатам у людей, как правило, настороженное.
К суррогатам интеллигентности, проявляющимся в поведении псевдоинтеллигентов[1], тоже. И, как существуют признаки, помогающие отличать восстановленное молоко от натурального, искусственный жемчуг от настоящего, копию произведения от подлинника, так же существуют признаки, позволяющие суррогаты интеллигентности отличать от интеллигентности истинной. Но говорить о них почему-то не принято. А мы попробуем.
Чтоб как-то облегчить аргументацию ниже изложенных утверждений и придать им более наглядный вид, воспользуемся упомянутыми при описании комплекса интеллигентности[2], а затем перечисленными в интеллигентнознании[3] условиями, сопровождающими удовлетворение потребностей высших порядков. В заданной с их помощью системе координат имеем шесть полуосей:
Три из них, - с положительным направлением, - задают условия для наглядного изображения интеллигентности, представляющей собой совокупность качеств, каждое из которых по своему назначению может быть отнесено к одному из трех кластеров с условными названиями «патриотизм», «порядочность» и «профессионализм»:
Как видим, качества, образующие кластер патриотизма, характеризуют отношение человека к окружающему миру во всей совокупности входящих в него пространственно-временных систем. В качествах из кластера порядочности проявляется глубинное отношение человека к самому себе и, как следствие, отношение к нему со стороны окружающих. А качества, входящие в кластер профессионализма, свидетельствуют об отношении человека к процессам и результатам своей деятельности. Это модель подлинной, истинной, настоящей интеллигентности, носителей которой осталось совсем немного по причине, которую Е.Ясин сформулировал так: «…мы в течение практически всего двадцатого века разрушали то, что экономисты называют социальным капиталом общества, нравственные его устои»[4].
В то же самое время немцы, например, с педантичностью не боролись, а считали ее качеством, достойным уважения. В результате, - большинство немцев педантичны. Поэтому они делают высококачественные автомобили, во всем мире пользующиеся устойчивым спросом. А у нас интеллигентность уничтожали вместе с ее носителями, поэтому по-настоящему интеллигентных людей осталось мало, - на космос хватило, а на автопром нет.
Зато сплошь и рядом можно встретить псевдоинтеллигентов, - носителей не интеллигентности, а ее суррогатов. Рассмотрим их разновидности.
Наиболее безобидная из них та, у которой ввиду присущего ее носителям безразличия, небрежности, пассивности и т.д., лени, в конце концов, не совсем благополучно, по сравнению с носителями подлинной интеллигентности, обстоят дела с самореализацией:
Отличительными особенностями носителей этого типа псевдоинтеллигентности является наличие формального образования и неумение применить полученные знания на практике. Именно эту категорию образованных людей имел ввиду автор статьи, утверждая: «Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он плохой учитель, плохой врач, плохой инженер, непрактичный техник, плохой журналист, плохой коммунист и такой же плохой теперь и капиталист, коммерсант, предприниматель или наниматель»[5].
Но не все и далеко не все из получивших образование являются плохими специалистами. Во всяком случае, многим удалось дорасти до ВУЗовской кафедры, получить степени и академические звания, сделать по специальности карьеру, в том числе на государственной службе, и даже принести реальную пользу людям, обществу и государству. Тем не менее, носителями истинной интеллигентности и эта категория образованных людей не является. Из-за своей неадекватной самоидентификации:
К отличительным особенностям обладателей данного типа псевдоинтеллигентности можно отнести проявляющееся на каждом шагу высокомерие в отношениях со слабыми, находящимися в какой-либо зависимости от них, и плебейский, заискивающий конформизм в отношениях с сильными. Очень характерный портрет такого «интеллигента» описал в своих воспоминаниях В.М.Бережков: «Вышинский был известен своей грубостью с подчиненными, способностью наводить страх на окружающих. Но перед высшим начальством держался подобострастно, угодливо. Даже в приемную наркома он входил как воплощение скромности. <…> Тем больший страх испытывал Вышинский в присутствии Сталина и Молотова. Когда те его вызывали, он входил к ним пригнувшись, как-то бочком, с заискивающей ухмылкой, топорщившей его рыжеватые усики»[6].
Следующей категорией носителей ненастоящей интеллигентности являются тоже профессионально реализовавшиеся специалисты, причем обладающие адекватной самоидентификацией, но их самоопределение имеет эгоцентрическую направленность. Это значит, что, чем бы они не занимались, - в том числе добросовестно, качественно, - в первую очередь они подумают о себе, своем благополучии, и только потом вспомнят о наличии аналогичных потребностей у других людей. Они не делают ничего противозаконного, но именно им принадлежат слова «родина там, где хорошо платят» и «судьба моего капитала интересует меня гораздо больше, чем судьба родины».
Признаками такой псевдоинтеллигентности является непомерное потребление со своей стороны, и ревностное, агрессивное отношение к получению каких бы то ни было благ другими людьми. Именно из-за этой категории хорошо образованных людей, в России «богатые зарабатывают в 50 раз больше, чем бедные»[7]. О них А.Баринов сказал так: "Сейчас интеллигенции в России нет. И в этом её России беда. Вместо наивно-умного лица с простодушным взглядом глубокого творца - на мир выглядывает рыло... жирной свиньи, подъедающей корни того дуба, имя которого - Россия"[8].
И, наконец, самая далекая от истинной интеллигентности категория – высокоинтеллектуальных, профессионально реализовавшихся специалистов с эгоцентрическим самоопределением и неадекватной самоидентификацией:
Понятно, что признаки двух предыдущих типов псевдоинтеллигентности свойственны и этому суррогату. Но, благодаря синергетическому эффекту (1+1=3), у него есть и специфические черты, одной из которых является его чрезвычайная популярность у среднестатистического большинства жителей нашего государства.
Поскольку эта особенность имеет ключевое значение не только для современной России, но и ее будущего, остановлюсь на ней несколько подробней, чем на остальных.
Дело в том, что ввиду ряда исторических причин (массовая безграмотность, крепостное право, отсутствие демократических свобод и др.) русские люди привыкли жить скромно, но, чтоб было не хуже, чем у других, по-людски. Т.е. по образцу. И таким образцом был барин (помещик, хозяин), который тоже жил по образцу, но уже своему. Просвещенность на Руси всегда была в чести, а с тех пор, как наиболее образованную часть населения стали называть интеллигенцией[9], барин тоже старался быть интеллигентным. Таким образом, интеллигентность передавалась от царя (по свидетельству современников, Николай II, например, был очень интеллигентным человеком (как, впрочем, и большинство его предшественников), хотя слово «интеллигенция» очень не любил) до крестьянина. И всеми почиталась. Поэтому, пока не грянула великая октябрьская, люди в силу имеющихся возможностей старались быть интеллигентными. И это шло у них не по приказу, а изнутри. Это же стремление осталось и по сей день, но образцы интеллигентности несколько изменились. В чем же именно?
В старину говорили: «Почему бедный? Потому, что глупый. А почему глупый? Потому, что бедный». В американской интерпретации эта же мысль сформулирована в виде вопроса. Как вспоминает А.Столяров, «… на одном из круглых столов мне был задан «американский вопрос»: «Если ты такой умный, почему же ты не богатый?» И, помнится, ответил я так: «Не всем быть богатым, кому-то надо быть умным»[10]. Получается, что всегда и везде взаимосвязь между умственным развитием и имущественной состоятельностью человека была прямо пропорциональной. А у нас она что, обратно пропорциональна? Нет. Не обратно. И рассматриваемый нами тип псевдоинтеллигентности это подтверждает. Самыми богатыми сегодня являются далеко не глупые люди и это нужно признать. Но не менее важно понять и признать, что ввиду эгоцентризма и неадекватной самоидентификации, свойственных этим людям, они же являются самыми неинтеллигентными из всех категорий образованного населения. Поэтому людям, имеющим гордость[11], образцами для подражания они служить не могут. И, несмотря на свою публичность, авторитетом эта категория если и пользуется, то лишь у людей с плебейским менталитетом.
«У русских людей существует <…> две крайности. Первая, это ничем не оправданное зазнайство, чванство, необоснованная, никакими заслугами не подкрепленная гордыня за свое собственное положение. Присуща она, как правило, административно-управленческому ресурсу и просто некоторым особям из быстро разбогатевших наших сограждан, вылезшим, что называется из грязи в князи. Так и коробит от их выходок, когда они думают, что за деньги можно купить все и за это перед ними все обязаны ходить на задних лапках. Отчасти, некоторые немного трезвеют, когда на западе даже продавцы магазинов опускают их на грешную землю.
Вторая крайность, которая, к сожалению, присуща большинству русских людей, это очень заниженная самооценка или отсутствие чувства собственного достоинства. Наряду с отсутствием воспитания в нас чувства национальной идентификации, нам еще прививалось лакейское лизоблюдство, преклонение перед иностранцами и всем иностранным, постоянное принижение собственных заслуг, рабская покорность перед начальством и т.д.»[12].
Что же остается?
Наша жизнь во многом зависит от тех ценностей, которые провозглашает власть. В 1917 г. захватившие власть большевики сказали: «Долой частную собственность, да здравствует равноправие!». И граждане всей страны были вынуждены откреститься не только от своей собственности, но и наследства, и наследия, а потом превратиться в поддерживающий идеи партии и правительства народ. Чтобы не оказаться в числе изгнанных или репрессированных, люди вступали в партию и колхозы, становились преданными коммунистами и верными ленинцами, солидарно принимали решения, дружно клеймили предателей и врагов народа, единогласно голосовали, добросовестно принимали участие в выполнении народнохозяйственных планов и дружно докладывали об их перевыполнении. И никаких намеков на частную собственность, - система есть система, и кто не понимал смысла этого понятия, сталкивался с ее подсистемами (органами), обеспечивающими безопасность системы.
Но, несмотря на бдительность органов, признавать равноправие между гражданами, имеющими неравные права, было уже трудно, и находящиеся у власти сказали: «Довольно равноправия, да здравствует частная собственность!». И весь народ был вынужден не только откреститься от равноправия, но и, убедившись на своей шкуре в справедливости утверждения «прав тот, у кого больше прав», превратиться в граждан, одержимых неутолимой жаждой наживы и ненасытного потребления. Чтобы не оказаться в числе мало потребляемых, люди принялись зарабатывать. В силу имеющихся возможностей каждый старается, во что бы то ни стало, не отстать от других, для чего всячески стремится повысить уровень своего благосостояния за счет тех, кто уже отстал и в социальной иерархии находится ниже. И никаких намеков на равноправие, - система есть система, и кто не понимает смысла этого понятия, сталкивается с безденежьем, скромным образом жизни и презрением со стороны окружающих.
Ни первая, ни вторая системы отношений не являются перспективными. Ныне действующую тоже ждет крах. В человека заложена способность стремиться к лучшему, но это лучшее должно быть прежде всего внутри, а потом уже снаружи. Соответственно, свидетельством наличия достоинств должны быть личностные качества, а не атрибуты благосостояния. И как только человечество осознает это, люди перестанут чрезмерно потреблять, перестанут жить за чужой счет, перестанут друг у друга отбирать. Другой вопрос, - когда это произойдет? Может быть, никогда. Но в любом случае, если этому суждено случиться, произойдет оно естественным образом, в результате осознания несовершенства вышеописанных систем. И это будет совсем другая жизнь, в третьей системе координат, - социоцентрического самоопределения, адекватной самоидентификации и конструктивной самореализации.
______________________
1. «Беда в том, что даже так называемые интеллигенты, составляющие ядро правого и левого экстремизма, страдают мещанской ограниченностью, местечковым самомнением и самодовольством, агрессивным прозелитизмом на фоне неудовлетворенного самолюбия, осложненного комплексом неполноценности и желанием отомстить обществу за свои действительные или мнимые профессиональные неудачи» (Денисов А.А. Общественное сознание (политика, культура, этика), - http://narcom.ru/publ/info/606).
2. См. Варианты условий удовлетворения потребностей высших порядков, - /varianty-uslovii-udovletvorenija-potrebnostei-vysshih-porjadkov.html и Свойства личности на службе удовлетворения потребностей, - /svoistva-lichnosti-na-sluzhbe-udovletvorenija-potrebnostei.html
3. См. Хрестоматия по интеллигентнознанию, п. 3.2. Сопровождающие условия, - /soprovozhdayuschie-uslovija.html
4. Е.Ясин на встрече из цикла "Важнее, чем политика" (с режиссером А.Прошкиным), - http://www.liberal.ru/articles/1406
5. Леон ИВА Потенции российско-советской интеллигенции, - http://iva-modern.envy.nu/modern/potencii.html
6. Бережков В. Как я стал переводчиком Сталина из статьи «Вышинский, Андрей Януарьевич. Официальная справка члена ЦК», - http://hrono.ru/biograf/bio_we/vyshinski.php
7. Чернега А. Самые богатые и самые бедные, - http://www.euromag.ru/catalogs/stat/15718.html
8. Баринов А. Есть ли в России интеллигенты? (И нужны ли они ей?), - http://lozero.ru/events/russia/3323.html
9. В словаре В.Даля 1881 г. под понятием «интеллигенция» подразумевается «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46, http://www.agape-biblia.org/books/Book05/P071.HTM#11625).
10. Столяров А. Какой должна быть национальная идея России?, - http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6723/
11. «Гордость - Чувство собственного достоинства, самоуважения» (Словарь синонимов С.Ожегов, Н.Ю.Шведовой/ , - http://slovonline.ru/slovar_ojegov_shvedova/b-3/id-5853/gordost.html)
12. Володурин В. О чувствах собственного достоинства у русских. Часть 1, - http://ari.ru/news/bdbbe5dfb
# 14 ноября 2014 в 16:46 0 | ||
|
# 20 ноября 2014 в 14:05 0 |
Мир вам! Спасибо автору! С большим интересом прочла. Так и хочется сказать здесь, (относя их ко многим интеллигентам) словами преподобного Амвросия Оптинского : "Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"... |