Интеллигентность как социальный протест
Автор: Олег Михайлов
Опубликовано: 1912 дня назад (5 февраля 2014)
Рубрика: Интеллигентность
Редактировалось: 11 раз — последний 28 ноября 2014
|
0 Голосов: 0 |
«Попытка преодолеть болезнь общества,
призывая Русь к топору, -
не только безответственна, но и неразумна,
а значит - неприемлема для интеллигента»
Федин Э.И.
http://viperson.ru/wind.php?ID=533034
призывая Русь к топору, -
не только безответственна, но и неразумна,
а значит - неприемлема для интеллигента»
Федин Э.И.
http://viperson.ru/wind.php?ID=533034
Об отщепенстве[1] и оппозиционности[2] интеллигенции сказано немало, а вот, имеют ли эти качества отношение к совокупности, называемой интеллигентностью, вопрос остается открытым. Ответ на него напрашивается сам по себе, если вспомнить, что «интеллигентность – это благоговение перед Культурой, т. е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество, включая искусство, науку и технику, традиции обыденной жизни, трудовые навыки, язык и многое, многое другое. Речь идет о всемирной истории людей, взятой в плане ее духовной составляющей, т. е. как опыт, как нечто, несущее смысл. Интеллигентен тот, для кого социокультурный опыт – это абсолютная ценность, и он ставит своей задачей сохранение и преумножение этого опыта, что предполагает, разумеется, его постоянное осмысление»[3],[4]. Все, что решению этой задачи препятствует, с интеллигентностью не сочетается. А поскольку и отщепенство, и оппозиционность проявляются в виде той или иной формы протеста, вопрос сводится к тому, насколько сохранению и преумножению социокультурного опыта она способствует.
Сразу замечу, что протест в обычном, широко известном смысле этого слова[5] с интеллигентностью несовместим, как минимум, по пяти причинам:
Во-первых, протест требует участия толпы, а интеллигентность – свойство, встречающееся не настолько часто, чтоб наличие толпы обеспечить[6].
Толпа необходима протестующим потому, что создает ощущение массовости, силы, а то и правоты. По этой причине протесты нередко сопровождаются скоплениями людей и проявляются в форме пикетов, митингов, демонстраций и т.п. В принципе, теоретически скопление большого числа носителей интеллигентности в одном месте возможно, но практически, - нет. Это невозможно как из-за относительно малого их количества, так и ввиду отсутствия организованности среди существующих[7].
Во-вторых, протест часто приводит к насилию, а интеллигентность категорически не приемлет всего, что хоть каким-то образом посягает на достоинство личности.
Не всегда протесты сопровождаются массовыми беспорядками, приводящими к столкновениям, арестам и убийствам, но даже небольшой вероятности их возникновения[8] для носителей интеллигентности достаточно, чтоб ни в каких акциях, - тем более с наличием возможностей появления провокаторов[9],[10],[11], - не участвовать. И не участвуют[12].
В-третьих, протест, как правило, адресован власти, а интеллигентность противостоит хамству, свойственному не только представителям власти, но и их идейным противникам[13].
Это противостояние было всегда[14],[15], но в современной России оно приобрело особенно острый характер. Это продиктовано особенностью нашего времени, характеризующегося торжеством потребительской психологии. С одной стороны, эта особенность проявляется постоянно увеличивающимся количеством ненасытных и недовольных[16]. С другой, неукротимое потребление сопровождается столь же неукротимой жаждой наживы, утоляемой большим количеством ресурсов, для обладания которыми необходимы соответствующие затраты энергии и времени. Современному человеку, находящемуся в расцвете сил, некогда читать книги, посещать выставки или филармонию. Ему приходится много работать, чтобы прокормить, как принято сейчас говорить, семью. В результате, темпы духовного, морально-нравственного, этического и эстетического развития невольно снижаются.
В-четвертых, истоки всех выступлений, бунтов, революций, войн находятся в абсолютизации собственного мнения, а интеллигентность любые проявления гордыни не приемлет[17].
Тем, кто надеется быть услышанным и поддержанных массами, чтобы убедиться в необыкновенной способности наших соотечественников слышать только себя, достаточно в любом месте Интернета расположить какое-либо предложение, способное изменить ситуацию в лучшую сторону, но требующее при этом сосредоточенности, усилий, ответственности и т.п. Девяноста девятью процентами целевой аудитории ваша идея будет проигнорирована, а одним - облита грязью. Причем, с огромным количеством необоснованной, неизвестно откуда взявшейся агрессии, уверенности в собственной правоте и демонстрации непоколебимого упрямства при вашей попытке от этой грязи увернуться. Эта категория убеждена не только в том, что знает, как надо[18], но и в том, что эти представления единственно правильные и их реализация способна обеспечить повсеместный порядок, всех сделать счастливыми и довольными. Беда лишь в том, что для этого им нужна власть. Причем, каждому в отдельности, поскольку представления и убеждения у них разные. И здесь классический парадокс – миссия одна, а мессий, много[19].
В-пятых, интеллигентность, как известно, в переводе с латинского, означает понимание. В том числе, понимание того неоспоримого факта, что замена одного состава руководства другим без понимания сути проблемы[20] ничего не меняет[21].
По крайней мере, порядка ста лет у нас с той или иной периодичностью менялись и руководство страны, и политические системы, и государственные границы, и конституция, и даже столицы. И что? Да, сделали ряд открытий в науке, искусственный спутник Земли запустили, человека в космос отправили, но в политике что изменилось? А что изменилось в человеке, в его понимании самого себя, своего предназначения, в его отношении к ближнему? Разве что, он стал более прагматичен и над подобными вопросами давно уже не задумывается, научился при любых обстоятельствах быть довольным собой и ни в чем себе не отказывать. Поэтому, проблема, скорее, не в том, что нами неправильно управляют, а в том, что мы не очень-то управляемы[22].
Подчеркиваю, - как минимум пять. Этот список можно было бы продолжить.
Что ж остается? "Существует ли альтернатива обществу, состоящему из толп и героев? Если она есть, то, вероятно, может быть достигнута через пробуждение в индивидах, составляющих толпу, человеческого достоинства и личностного начала, сознательного подражания (основанного на "сочувственном опыте"). Такая "толпа" должна стать "народом", не манипулируемым никакими героями, но осознающим свои интересы и идеалы"[23].
Пробуждение человеческого достоинства без осознания[24] своих интересов и идеалов невозможно, поэтому, ничто иное, а именно максимизация понимания является на сегодняшний день ключевой задачей социума. При этом социальный протест надо бы направить не на внешнее окружение, по понятным причинам[25] плохо поддающееся пониманию и поэтому в данном контексте напоминающее ветряные мельницы, а на собственное, индивидуальное, личностное непонимание. Интеллигентность при этом выполняет функцию ориентира, критерия, образца, эталона, а иногда идеала, противопоставляющего себя невежеству и безнравственности.
Во взаимосвязи со структурными элементами личности и составляющими человеческого достоинства[26] комплекс интеллигентности можно представить в виде кластеров[27], каждый из которых предназначен для выполнения определенной функции.
Кластер порядочности состоит из качеств, обеспечивающих сохранение собственного достоинства[28]. Это те качества, которые нужны человеку для того, чтобы сохранять самоуважения посредством выполнения предъявляемых к самому себе требований. Это такие качества, как совесть, воля, решительность, честность, принципиальность и др. Они могут проявляться снаружи, могут быть оценены и влиять на отношение к человеку со стороны окружения, но их основная функция – обеспечение адекватной самоидентификации.
Кластер патриотизма состоит из качеств, обеспечивающих сохранение гражданского достоинства[29]. Это качества, необходимые человеку для того, чтобы сохранять самоуважение посредством соблюдения требований, касающихся его представлений о правильных взаимоотношениях с другими людьми и социальными образованиями. Это доброта, справедливость, вежливость, щедрость, верность и др. Их проявление оказывает влияние на отношение к человеку со стороны членов социума, но основная функция качеств этого кластера заключается в социоцентрическом самоопределении (определении собственной позиции в отношении существующих в данном социальном образовании норм, правил, традиций и т.д.).
Кластер профессионализма состоит из качеств, обеспечивающих сохранение профессионального достоинства[30]. Эти качества, позволяют обеспечить самоуважение посредством достижения качественных результатов деятельности, в том числе полученных совместными усилиями. К ним относятся целеустремленность, добросовестность, усердие, организованность, компетентность и др. Проявление этих качеств оказывает влияние на авторитет человека в обществе и его положение в социальной иерархии, но их основная функция заключается в конструктивной самореализации личности, в ее самоактуализации[31].
На рисунке отражено назначение кластеров, т.е. сохранению какой из составляющих человеческого достоинства каждый из них служит. Кластеры и входящие в них качества могут находить определенное отражение во всех структурных элементах личности, - теле, разуме, морали, - имеющих сходство с элементами христианской трихотомии - плотью, душой и духом. И в каждом из них проявляются определенные совокупности личностных качеств: в теле (в плоти) - физическое здоровье, в разуме (в душе) – интеллектуальность, в морали (в духе) – интеллигентность.
Все это помогает найти ответы на многие, многие вопросы: «Почему без интеллигентности человек и человеческое общество являются неполноценными?», «Благодаря чему интеллектуалы, лишенные интеллигентности, производят иной раз впечатление интеллигентных людей?», «Какие изменения необходимы людям для того, чтобы мы прекратили предъявлять друг другу претензии, а занялись созидательным трудом, приумножающим наши физические, интеллектуальные и духовные богатства?» и т.д. Даже неглубокий анализ ответов на них приводит к выводу о том, что для решения большинства социально-политических задач никакие силовые методы, - в том числе ужесточение законодательства или массовые протесты, - не годятся. Лишь уважительное отношение к интеллигентности, трихотомии интеллигентности, образующим трихотомию кластерам и входящим в эти кластеры качествам постепенно сможет привести нас к желаемому результату – вытеснению из нашей жизни антипода интеллигентности, его составляющих и производных.
«Что же противостоит интеллигентности?... Думаю, что понятием, противостоящим интеллигентности, является ХАМСТВО... Что же стоит психологически за этим?... Если говорить о психологической основе хамства - это психология раба... Это психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение, унижая других людей»[32]. Как свет уничтожает тьму, а тепло холод, так качества, образующие интеллигентность, способны заменить собой качества, образующие хамство.
Да, предлагаемая форма протеста не безупречна, в ней тоже есть слабые стороны. Но их негативное влияние и отрицательные последствия силой разума можно минимизировать[33]. Вот некоторые из них:
1). Протест в виде формирования положительного отношения к интеллигентности (интеллигентизации населения) требует организационных усилий, но пока их никто не проявляет.
2). Протест эффективен, если является массовым, а интеллигентизация, ввиду отсутствия зрелищности, привлекать к себе внимание широких слоев населения не способна.
3) Интеллигентизация исключает любое насилие, поэтому для достижения конечной цели (наличие у населения положительного отношения к интеллигентности) потребуется немало времени.
Вместе с тем, существующие трудности не идут ни в какое сравнение с теми результатами, которые можно было бы достичь, преодолев их[34].
Изложенное позволяет предположить, что наиболее реалистичный сценарий осуществления интеллигентизации предполагает проявление инициативы не снизу[35] через какую-нибудь кружковщину, и не сверху[36] через использование властных полномочий, а с уровня предприятий[37] через моральное и материальное поощрение за участие в протестном движении в виде проявления уважительного отношения к интеллигентности[38].
______________________
1. «Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему» (Струве П. Интеллигенция и революция, 1909 г., - http://www.vehi.net/vehi/struve.html).
2. «Одним из фундаментальных признаков русской интеллигенции является ее принципиальная оппозиционность к доминирующим в социуме институтам» (Успенский Б. Русская интеллигенция как специфический феномен русской культуры, - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/uspen/01.php).
3. Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана, - /rasuzhdenija-ob-inteligentnosti-ili-prorochestvo-bam-grana.html
4. Определений интеллигентности великое множество, в том числе на данном ресурсе. Но степень их релевантности в контексте рассматриваемой проблемы различна. Определение, предложенное М.А.Розовым, подчеркивает миссию интеллигентности в отношении Культуры и вытекающую из этой миссии несовместимость интеллигентности с кардинальными изменениями действительности, как правило, авантюрными, рискованными, беспощадными.
5. Поскольку протест протесту рознь, уточню, что в данном случае речь идет о тех его формах, которые способны перерасти в неконтролируемые явления, такие, например, как в январе 2014 г. на ул. Грушевского в Киеве, - http://www.youtube.com/watch?v=AwedoMH73EI.
6. «Интеллигентность – превосходное, замечательное качество, которое сейчас, увы, встречается крайне редко» (Пантин В. «Дмитрий Быков как зеркало постсоветской интеллигенции», - http://www.km.ru/spetsproekty/2013/01/18/publitsistika/701791-dmitrii-bykov-kak-zerkalo-postsovetskoi-intelligentsii).
7. Единственной формой протеста, приемлемой носителями интеллигентности, являются различного рода коллективные обращения, как правило, письма. Допустимость этой формы объясняется тем, что она не требует нахождения большого количества людей в одно время в одном месте, что не только более реально, но и безопасно в смысле минимизации риска непредсказуемого развития событий. Следует отметить также, что эта форма протеста способствует структуризации взглядов и убеждений, являющейся необходимым условием обеспечения организованности, в т.ч. при выдвижении своих требований. Примером такого обращения является открытое письмо 100 деятелей российской культуры в защиту арестованных участниц панк-группы Pussy Riot (Гендина Ю. Pussy Riot нашли поддержку, - http://www.kommersant.ru/doc/1967273).
8. См. Беспорядки на Болотной площади, - http://www.youtube.com/watch?v=3LGE5b-8iig
9. См. Провокации на митинге 6 мая, - http://www.youtube.com/watch?v=JLwZE0J8hFg
10. "Революция ведь такая вещь. Туда стекаются не только самые лучшие люди, которые хотят добра всем и каких-то новых отношений между людьми. Туда собирается и маргинальная часть, и жулики, бандиты …" (Юрий Шевчук, -
http://www.unian.net/politics/876791-solist-ddt-podderjal-evromaydan-i-posovetoval-otdelyat-zerna-ot-plevel.html).
11. «Оппозицию подавить легко. Гражданскую войну (если она началась) остановить невозможно» (Минкин А. Расстрел или война?, - http://www.echomsk.spb.ru/blogs/minkin/19214.php).
12. Среди представителей интеллигенции (но не носителей интеллигентности) всегда существовала и существует небольшая часть отчаянных «борцов за справедливость», чаще всего мотивируемых собственными амбициями, которые якобы «не боятся» ни дубинок, ни арестов, ни даже крови, и готовы ее пролить. Но не свою. Как известно, ни Ленин, ни Троцкий, - организаторы событий, приведших страну к братоубийственной войне, - в боях за советскую власть ни одной капли своей крови не пролили, зато море чужой.
13. Противостояние интеллигентности и хамства, между прочим, одна из причин возникновения традиционного упрека в адрес интеллигенции о характерной, яко бы, ей оторванности от народа («…для всевозможных критиков интеллигенции очень важно было противопоставление "интеллигенции" и "народа". При этом критики "интеллигенции" отождествляли себя с "народом" (Колоницкий Б.И. идентификации российской интеллигенции и интеллигентофобия
(конец XIX — начало XX века), - /identifikacija-rosiiskoi-inteligenci-i-inteligentofobija.html#c240). Там, где оторванности не было (как у интеллигентов-радикалов или современных лидеров оппозиции (см., например, Навальный кроет матом своих баранов, - http://www.youtube.com/watch?v=DgvpLIuYZxU)), не было и интеллигентности. Причина – банальна. Чтоб оторванность устранить, нужно было либо народу подняться до уровня понимания, либо интеллигенции опуститься до уровня непонимания. Те, кто опустился, революцию принял, а, кто не смог, был изгнан или уничтожен.
14. «Дмитрий Мережковский: «Для меня это событие ознаменовало разгул хамства, воцарение народа-Зверя, смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество надмирного зла» (Вольская С. Тоталитаризм и творчество, - http://www.proza.ru/2005/09/18-124).
15. Сто лет назад понимание большинством людей происходящих событий было заменено их предрасположенностью к подчинению (атавизм крепостного права) и готовностью верить и доверять людям образованным. Кто не подчинялся или как-то проявил недоверие вождям или их наместникам, подверглись жесточайшему террору, вошедшему в историю как гражданская война 1918-1922 гг. и массовые репрессии сталинского периода.
16. Причем, недовольство и ненасытность нередко находят воплощение в одном лице, в результате чего, ему, сколько не дай, все равно мало и все равно не доволен. Единственное, что способно успокоить его душу, это наличие в руках власти.
17. См. Михайлов О. Интеллигентность без язв, - /blogs/razmyshlenija-ob-inteligentnosti-i-inteligentizaci/inteligentnost-bez-jazv.html
18. Скульптор Георгий Потоцкий на заседании Круглого стола по вопросам культурной политики России 19 октября 2012 г. причину наших проблем сформулировал так: «Почему мы так живем? Потому что знаем, как надо».
19. «Причины поражения антибольшевистских сил в Гражданской войне обсуждались историками многие десятилетия. В целом очевидно, что главной причиной стала политическая и географическая разрозненность и разобщённость белых и неспособность руководителей белого движения объединить под своими знамёнами всех недовольных большевизмом» (Причины победы большевиков в Гражданской войне, - ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%F1%EA%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8).
20. «Отсутствие четкой программы действий является на сегодняшний день одной из главных проблем протестного движения. Пока что нет лидера или партии, у которых есть "четкий план" (Левада-центр: Протестное движение в России в конце 2011 - 2012 гг., - http://www.rifey.ru/wall/words/show_id_8624/03-10-2012-levada-tsentr_protestnoe_dvizhenie_v_rossii_v_kontse_2011_-_2012_gg).
21. «Мне предложили произнести речь в день годовщины 14 декабря 1825 года, на торжественном празднике, в Зимнем дворце, в Белом Зале с колоннами. Я должен был прославлять мучеников русской свободы перед лицом свободоубийц. Если бы те пять повешенных воскресли, — их повесили бы снова, при Ленине, так же, как при Николае Первом» (Мережковский Д. Царство Антихриста, - http://royallib.ru/read/meregkovskiy_dmitriy/tsarstvo_antihrista.html#81920).
22. Как справедливо отмечено одним из наших современников, «в себе самом я (и многие другие) разобраться не можем, но твердо знаем, что должны делать другие» (см. комментарий Сергея Кудаева, - http://www.snob.ru/selected/entry/70399).
23. Рябов П. Социологическое учение Н.К. Михайловского, - http://samlib.ru/editors/m/magid_m_n/mihailovsky.shtml
Несмотря на то, что Н.К.Михайловский "когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну ее форму: террористическое воздействие на правительство", его взгляды о важности человеческого достоинства отвергать не стоит.
24. «Понимание — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему устоявшихся идей и представлений», - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/951/ПОНИМАНИЕ
25. «На митинги приходили «либералы, коммунисты, националисты, анархисты, антифашисты, экологи, регионалисты, социалисты, гомосексуалисты и прочие представители партий и движений <…> Это самая разнообразная толпа, в которой есть представители мелкой буржуазии, экологи, национал-патриоты, коммунисты, проевропейские демократы, автомобилисты, выступающие против наглости правительственных автомобилей, защитники архитектурного наследия города и прав человека» (Протестное движение в России (2011—2013), -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Протестное_движение_в_России_(2011—2013)).
26. См. Хрестоматия по интеллигентнознанию (интеллигентность с позиций современной теории управления). Основополагающий принцип, - /osnovopolagayuschii-princip.html
27. Такое понимание обеспечивает условия для осуществления системного подхода при изучении личности и мотивов ее деятельности, являющегося на сегодняшний день едва ли не самым совершенным инструментом познания окружающей действительности.
28. См. Кластер порядочности, - /klaster-porjadochnosti.html
29. См. Кластер патриотизма, - /klaster-patriotizma.html
30. См. Кластер профессионализма, - /klaster-profesionalizma.html
31. См. Свойства личности на службе удовлетворения потребностей, - /svoistva-lichnosti-na-sluzhbe-udovletvorenija-potrebnostei.html
32. Лотман Ю.М. Культура и интеллигентность, - /kultura-i-inteligentnost.html
33. По типу того, как это делается в SWOT-анализе. См., к примеру, фрагмент из книги Симкин Л., Дибб С. Практическое руководство по сегментированию рынка, - http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_1185
34. См. Перспективы интеллигентизации, - /perspektivy-inteligentizaci.html
35. Причин для того, чтобы инициатива снизу захлебнулась при первых же попытках о себе заявить гораздо больше, чем для того, чтобы быть поддержанной. Это и исторические, связанные с наличием горького опыта, и психологические, связанные с особенностями подкорректированного советской властью менталитета, и физические, связанные с дефицитом у современного человека свободного времени, и многие другие.
36. «… в наше время <…> устремляться надо не вовне, а к себе, в глубины собственной души или памяти. … В некоем направлении – к той или иной утопии, всегда коллективной, — можно двигаться вместе и под руководством вождя, но путь к себе самому строго индивидуален, и к такому образу действий можно только подтолкнуть: возглавить его невозможно, да это и не нужно, слава Богу» (Дмитрий Быков: «Интеллигентность — это грипп», - http://www.pravmir.ru/intelligentnost-eto-gripp/).
37. См. Концепция предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, - /koncepcija-predprijatija-orientirovanogo-na-inteligentizaciyu-otnoshenii.html
38. См. Типовое положение о проведении аттестации сотрудников предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, - /prilozhenie-8-tipovoe-polozhenie-o-provedeni-atestaci-sotrudnikov-predprijatija-orientirovanogo-na-inteligentizaciyu-otnoshenii.html
# 10 февраля 2014 в 17:22 0 | ||
|