Интеллигентность как системообразующий фактор

Опубликовано: 2562 дня назад (25 апреля 2012)
Редактировалось: 15 раз — последний 6 ноября 2014
+1
Голосов: 1
«Сегодня интеллигентность - мощный инструмент,
заявляющий норму в обществе.
Эта норма – совесть».
Андрей Кигим
http://er.ru/news/2011/11/16/liberalnyj-klub-intelligenciya-dolzhna-vospityvat-grazhdanskoe-obshestvo/

Прежде чем приступить к обоснованию тезиса, отраженного в названии данной статьи, уточню, что именно подразумеваю под понятием «система», которое в тех или иных склонениях будет неоднократно встречаться в процессе изложения.

Под системой будем понимать совокупность элементов, способную выполнять такую функцию, которую никакие иные сочетания этих элементов, в том числе каждый из них в отдельности, выполнять не могут[1]. Так, например, с помощью циферблата, стрелок и механизма, взятых в отдельности, ориентироваться во времени невозможно, а собранные воедино они способны выполнять функцию часов. Поэтому, часы – пример системы.

Но не только часы. Как утверждают специалисты, все, что нас окружает, представляет собой того или иного вида системы[2]. А виды систем могут быть разными. Бывают системы механические, как часы, бывают биологические, как корень дерева, например, а бывают социальные, как семья, предприятие или государство. В своих рассуждениях буду подразумевать именно социальные системы, остальные виды если и будут использованы, то лишь для аналогии, поскольку в некоторых случаях они более наглядны.

Вот и сейчас в качестве аналогии рассмотрим такую всем хорошо известную систему, как здание. Обычный жилой дом. Способны ли стройматериалы сами по себе служить укрытием для человека, обеспечивая ему тепло и уют? В отдельности нет, а вместе, организованные между собой определенным образом, могут. И особую роль в такой организации играют материалы, обеспечивающие соединение остальных элементов между собой. К таковым относится, например, раствор, соединяющий кирпичи. Не вызывает сомнений тот факт, что без раствора дома не будет, а, если будет, выполнять возложенную на него функцию, он не сможет. Поэтому, раствор относится к факторам системообразующим. Причем, это свойство он выполняет именно по отношению к системе под названием «здание» и не выполняет, допустим, в отношении двора, - тоже являющегося системой, - поскольку двор свои функции способен выполнять и без раствора. Там свои элементы, в том числе системообразующие.  

К чему эта аналогия?

Дело в том, что любые социальные системы образуются и сохраняют способность функционирования, развития, защиты, а иногда даже воспроизводства себе подобных и многое другое благодаря существованию аналогичных раствору системообразующих факторов. В зависимости от выполняемой в обществе миссии, факторы, участвующие в образовании социальной системы, в определенном смысле могут претендовать на роль системообразующих.

Так, например, для действующей армии, выполняющей функцию защиты отечества, системооразующими факторами являются выносливость, мужество, дисциплинированность военнослужащих. Без этих качеств выполнить свои функции армия не способна.

А в мирной обстановке, во времена созидания акценты системообразования смещаются, и на первый план выступают такие качества, как компетентность, коллективизм, добросовестность и многие другие, называемые в России интеллигентностью. Причем, независимо от отрасли, чем больше в ней интеллигентности, тем качественнее она выполняет возложенные на нее функции. И наоборот, чем меньше в той или иной области человеческой деятельности интеллигентности с качествами ее образующими, тем меньше она оправдывает ожидания, возлагаемые на нее.

Отсюда можно сделать вывод о том, что количество нареканий в адрес той или иной социальной системы обратно пропорционально наличию в ней (т.е. у образующих ее элементов в лице сотрудников) качеств, в совокупности определяемых как интеллигентность.  

Но, несмотря на то, что функциональность любой отрасли напрямую зависит, проще говоря, от интеллигентности ее сотрудников, в ряде сфер человеческого общежития она особо востребована. К таким сферам относятся образование, медицина, социальное обеспечение, культура и другие, так или иначе связанные с обслуживанием населения. В этих отраслях интеллигентность является системообразующим фактором. А, поскольку от качества функционирования именно этих отраслей зависит благополучие общества, можно утверждать, что интеллигентность является системообразующим фактором не только отдельных социальных образований и государственных институтов, но и всего общества и государства в целом.

Но в связи с тем, что государством и его структурами все многообразие социальных систем не исчерпывается, интеллигентность не менее важна для создания и функционирования таких образований, как семья, организация, предприятие, клуб, партия и многих других. Для них интеллигентность является системообразующим фактором. Чтоб убедиться в справедливости данного утверждения, достаточно задуматься над вопросом, в каких семьях, среди каких родственников, соседей, друзей, коллег больше взаимопонимания, взаимопомощи, согласия, мира, просто нормальных человеческих отношений, - среди интеллигентных или неинтеллигентных? Вопрос можно поставить и иначе: какой избранник, друг, сосед более предпочтителен, - интеллигентный или неинтеллигентный?[3]

Любая система находится в иерархической зависимости с другими системами. Это значит, что, какую бы систему мы не взяли, всегда существуют элементы, входящие в ее состав, и всегда существует, как минимум одна система, называемая надсистемой, которая содержит в своем составе данную систему. Другими словами, все находящиеся в мире системы находятся в некотором иерархическом соотношении между собой. Модель такого соотношения может выглядеть так:

Например, человека можно рассматривать в качестве члена (элемента) семьи (системы), являющейся ячейкой общества (надсистемы).
  

И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Причем, нужно иметь в виду, что любой элемент может одновременно входить в состав сразу нескольких систем. Человек, например, может одновременно быть членом семьи, команды и партии.

А теперь рассмотрим, какое отношение ко всему этому имеет интеллигентность.  

Известно, что идеология играет важнейшую роль в функционировании социальных систем. Причем, чем сложнее система, тем более значимой для нее является идеология и то, насколько она понимаема и разделяема входящими в ее состав участниками. Понятно, что выполнять идеологическую функцию интеллигентность сама по себе никак не способна. Но она способна оказывать влияние на содержание идеологии и степень ее распространения в системах и надсистемах. И в этом заключается второй аргумент, подтверждающий ее системообразующее значение.

Но самое главное заключается в том, что интеллигентность обеспечивает наличие особого типа мышления, без которого создание в системе результативной идеологии практически невозможно. Особенно это актуально для России, в которой, ввиду известных исторических причин сложилось три типа менталитета, которые условно можно назвать 1) идеалистическим, 2) прагматическим и 3) реалистическим.

Представители идеалистического типа менталитета отличаются от остальных стремлением поступать в соответствии с интересами систем высшего порядка (предприятия, отрасли, партии, государства), элементами которой они себя осознают, и за судьбы которых несут ответственность. Их поведение регламентируется идеальными представлениями о том, как должно быть. Нередко они вынашивают идеи (в том числе гипотетические) о том, что нужно сделать, чтобы система имела идеальные условия для своего существования, поэтому им свойственна склонность к идеализации действительности, а иногда даже к отрыву от реальности и переоценке собственных взглядов. Они руководствуются такими понятиями, как идеал, гармония, красота. Таких людей не более 5% от всей совокупности и, как правило, именно они являются носителями интеллигентности.

Ко второму, прагматическому типу относятся люди с мещанскими интересами, проявляющимися в готовности их носителей заботиться лишь о системах низшего порядка, таких, как собственная семья, собственная квартира, собственный бизнес. Для них доминирующими в иерархии ценностей являются власть, благополучие и собственная безопасность. Эти люди отличаются стремлением поступать согласно своим сугубо эгоистическим целям во имя удовлетворения собственных потребностей и ради интересов выше перечисленных систем. Вместе с тем, им свойственны высокие социальные запросы, даже амбиции, поэтому, несмотря на отсутствие у них социально ориентированных мотивов, они очень часто достигают высокого социального положения и, соответственно, оказывают влияние на социум, в том числе идеологическое. Выходцы именно из этой среды являются носителями идей и инициаторами преобразований типа приватизаций. Их процентов 15.

Остальные 80% это реалисты, наследники русского крестьянства[4], в своей жизнедеятельности руководствующиеся принципами «Делай, как все», «Жить не хуже других», «Молодое поколение выбирает пепси» и т.п. Эта категория является носителем всего, - от бушлатов до норковых шуб, кроме идей собственного происхождения. Поэтому, в зависимости от того, в какой степени почитаются те или иные идеи, реалисты (по сути, являясь жертвами манипуляций) «совершают» революции, «строят» социализм, «образуют» средний класс. В отличие от идеалистов, живущих в соответствии с интересами систем высшего порядка, и прагматиков, живущих согласно интересам систем низшего порядка, реалист живет так, как все. Если остальные живут по образцу, задаваемому идеалистами, реалист будет следовать их примеру, и своим поведением напоминать носителя интеллигентности. Если же народ живет по ценностям, созданным прагматиками, соответствуя их требованиям, реалист станет мещанином со всеми характерными тому качествами.

Таким образом, в своих рассуждениях мы подошли к третьему, основному аргументу, подтверждающему истинность утверждения о том, что интеллигентность является системообразующим фактором:

Интеллигентность призвана задавать в обществе такую систему ценностей, которая, будучи поддержанной реалистами, способна обеспечивать благополучное функционирование всех систем высшего порядка, вплоть до государственных институтов и самого государства.

В том случае, если героями времени становятся прагматики, подвергнутые влиянию собственных интересов, при массовой поддержке со стороны реалистов системы высшего порядка просто-напросто перестают выполнять свои функции, разваливаются и исчезают. За примерами далеко ходить не надо[5].

_______________________
1. Ни на исчерпывающую полноту, ни на академическую точность данное определение не претендует и предлагается не более чем в качестве рабочей версии, предназначенной именно для контекста настоящей статьи.  
2. См. Елкин М. Системы, которые нас окружают, - http://www.behigh.org/behigh/site/content/library/creative/elkin_systems.html
3. Только не путать интеллигентных людей с псевдоинтеллигентными. См. Что такое псевдоинтеллигент, - /faq/quest20.html
4. «Русские крестьяне (название происходит от «христианин») составляли громадное большинство населения империи, около 80 %», - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%E0%FF_%E8%EC%EF%E5%F0%E8%FF
5. См. Уничтожение системы образования, - http://www.youtube.com/watch?v=tSYIo_GIg2M
Интеллигентность и «новая интеллигенция» | Альтернативная стоимость интеллигентности
daisywheel # 6 июня 2012 в 17:18 0
...И всё-таки тут есть свои "подводные" камни. Как мне кажется, скрытая опасность может состоять как раз в том, что подобное "копирование" реалистами интеллигентности и качеств, ей присущих, может бросить тень и на неё, и на отношение к истинным интеллигентам, которые и так зачастую испытывают прессинг. Это может вылиться в массовое появление "ложных" интеллигентов, которые не развивают качества интеллигентности в себе, а пытаются подражать. В итоге получается эдакое двуличие, ибо не факт, что "копирование" автоматически будет подразумевать под собой уважение к интеллигентности и желание стать "таким же" (без кавычек), как люди высоконравственные, ответственные. Можно, вероятно, надеяться, что даже при таком положении дел душевные, духовные качества человека, заслуживающие уважения и всяческого поощрения, развития пускай даже поначалу из видимости, поверхностного "так же, как он..." со временем "прорастут" и обретут "почву", но ко всему этому надо относиться с осторожностью, дабы не "перегнуть палку"...
Олег Михайлов # 6 июня 2012 в 21:06 0
Вы, Леночка, как всегда, сумели заметить больше, чем я сумел сказать. Именно "копирование" интеллигентности послужило причиной ее драматической, если можно так выразиться, судьбы. Ее компрометировали все, кто мог, - и мещане, и радикалы-революционеры, и советского периода образованцы... А в последние двадцать лет наблюдаем другую крайность, - пренебрежительное отношение не только к интеллигентности, но и ко всему, что ее характеризует: нравственности, благородству, милосердию и т.д. Нынче модно себя величать профессионалами, интеллектуалами, иногда элитой. А должна быть золотая середина, т.е. почтительное и уважительное отношение к интеллигентности и всему, что с нею связано. При этом человек не только задумывается над ее составляющими, но невольно их проявляет. Все это действительно непросто, но иного не дано. Пока мы не сумеем решить эту проблему, пока не сумеем изменить свое отношение к этому уникальнейшему достоянию культуры, ни о каких других достижениях речи быть не может.

А, чтоб при этом "не "перегнуть палку", ни в коем случае не нужно ставить задачу воспроизводства интеллигентов. Задача состоит в том, чтоб у каждого смертного было почтительное отношение к интеллигентности как совокупности ценимых в нашем обществе качеств. А будет он интеллигентом или нет, это вопрос другой.
Олег Михайлов # 14 ноября 2014 в 14:29 0
"Интеллигентность - знания о разных системах и умение вести себя  в них" (Форум Forum4All.Ru // Тема: Влияние духовности и интеллигентности на человека // Пользователь Jaroslav, - http://forum4all.ru/index.php?PHPSESSID=608c18350945fdc2b658489620ad1e18&topic=173.10).

"Сегодня интеллигентность - мощный инструмент, заявляющий норму в обществе. Эта норма – совесть" (Либеральный клуб: Интеллигенцию отличает созидательное отношение к свободе // Андрей Кигим, - http://er.ru/news/2011/11/16/liberalnyj-klub-intelligenciya-dolzhna-vospityvat-grazhdanskoe-obshestvo/).

"Всё упирается в честь и совесть. Законы - вторичное явление. Если люди имеют совесть и обладают честью, исполнение законов принимает совершенно иной вид" (Корецкий Д. "Разбычить" Россию, - http://digest.subscribe.ru/economics/society/n796016951.html).

"Жить по человечески мы станем только после того, как восстановим в себе чувство человеческого достоинства, перестанем быть покорными и бессловесными рабами, когда поймем, наконец, что жить так, как мы живем — стыдно и недопустимо для человека.

Сколько для этого понадобиться времени — неизвестно.

Говорят, Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, чтобы людям вернулось это самое чувство человеческого достоинства, утраченное в многолетнем египетском рабстве" (Бехтольд А. О чувстве человеческого достоинства, - http://www.kasparov.ru/material.php?id=529C7378849E3).

"… возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке" (Лихачев Д. С. О национальном характере русских, - http://svitk.ru/004_book_book/16b/3561_lihahev-o_nacionalnom_haraktere_russkih.php).

"Оказывается, изречению, известному ныне как «золотое правило нравственности» более 5 тысяч лет! Но что любопытно, в разных странах и разных культурах люди независимо друг от друга сами дошли до этой очевидной истины: «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай; чего себе не желаешь, того и другим не делай».

Нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей" (Кофырин Н. Смерть морали, - http://intelligentsia1.livejournal.com/475670.html)

"Человек – это системное качество, которым индивид может обрести, лишь «вступив» в процесс своего «очеловечивания»" (Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 c.).

"Тождественность самому  себе - аутентичность - оказывается системообразующим фактором всей жизни" (Силенок П.Ф. Генеративная самоорганизация и самоактуализация личности, - http://www.b17.ru/article/___/).

"К. Маркс также как и Гегель связывает интеллигенцию с самосознающим духом народа. В статьях, объединенных под названием «О сословных комиссиях в Пруссии» (1842г.) он рассматривает интеллигенцию как общность, генетически связанную с всеобщим характером духовного производства. С этих позиций он определяет и основной принцип интеллигентности: «интеллигентность... не есть ищущий удовлетворения эгоистический интерес, это - всеобщий интерес. Об интеллигентности речь может идти не как о части, входящей в состав целого, а как об организующем начале»" (Келеман Л.А. Феномен интеллигентности и его осмысление в истории философии, - http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3731).

"А интеллигентность – это и есть адекватная форма существования действительного гуманизма. Того самого, способом существования которого есть творчество. Сиречь: человек, гуманизм, свобода, творчество и интеллигентность – это грани единого целого. И это целое – ни что иное, как ЦЕЛОСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Человек как ЦЕЛЬ. Цель, – а не средство, – в форме практической всеобщности. То есть: каждый, многие и все. Таким образом, интеллигентность – это проблематика, к которой как к центру, фокусу, контрапункту стягивается ВСЯ, без малейшего изъятия, философская проблематика иная. Онтологическая, гносеологическая, этическая, эстетическая etс. Вот и судите, возможен ли на нее "наскок". То ли врагов, то ли дураков. Впрочем, в каждом враге в снятом виде – дурак" (Новиков Б.В. Об интеллигентности и интеллигенции, - http://ns.rnls.ru/2011/01/05/655).

"... интеллигентность есть исходное ключевое понятие, так сказать, главный семантический множитель, посредством которого можно выразить другие понятия. Интеллигент — это человек, обладающий качеством интеллигентности, а интеллигенция — множество (виртуальная социальная группа) интеллигентов. Раскрыв качество интеллигентности, мы определим сущность интеллигента и интеллигенции" (Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. — СПб.: Изд-во С59 СПбГУП, 2009, сс. 50, 51).

← Назад