Достоинство – признак интеллигентности, интеллигентность – признак русскости

Опубликовано: 2659 дней назад (20 января 2012)
Редактировалось: 13 раз — последний 31 октября 2014
0
Голосов: 0
"Спасительные рецепты" не помогут, а только помешают,
превратясь в очередной "национальный проект".
А поможет только тотальный прыжок в себя самого, во все свое существо
для дальнейшего преображения себя, окружающего ойкоса и мира.
Не зря ведь сказано: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"
Дмитрий Данилов
http://pravaya.ru/look/8693

Что значит быть русским? Достаточно ли для этого родиться в России? Или необходимо, чтобы и папа, и мама, и дедушки, и бабушки были русскими? Каковы признаки этой самой русскости, помогающие отличить русского человека от всех остальных?

Для многонациональной России вопрос вовсе не праздный. И ответ на него важен не только казахам, чеченцам, евреям, армянам, корейцам и т.д., всем, кто сегодня живет и в будущем намерен жить в России, но, прежде всего самим русским. «Нам нужен проективный образ, вглядываясь в который мы могли бы понять себя, т.е. актуализировать и рационально воспроизвести заложенную в нас наследуемую схему развития. Так давайте же попробуем вспомнить себя. Вспомнить и обрести искомую идентичность. Из русского чего-то, сделаться просто кем-то. Прекратить прилагаться к чему угодно и начать существовать. Что для этого нужно? Только одно - адекватный образ, аналог, матричная форма, в которую может воплотиться, в которой может быть воспринят, понят и прочувствован носитель «русскости»[1].

Русским можно быть по крови, а можно по духу. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Д.Тухманов, М.Магомаев и многие-многие другие по крови русскими не были, но каждый из них вклад в русскую культуру внес не меньший, чем миллионы чистокровных русских, питающихся их духовным наследием.

В России достойны любви ее природа, остатки сохранившейся самобытности и культура. Природа с каждым годом все больше уступает свое очарование ненасытным мира сего, самобытность можно встретить, но только в глубинке, а вот культура проявляется благодаря своим носителям. Это не только авторы произведений, но и их читатели, зрители, поклонники. Они могут быть представителями не творческих профессий и даже стопроцентными технарями, но всех их объединяет стремление постичь, познать, прочувствовать. А еще - манеры, стиль поведения, образ жизни. Они не шумят, не хамят, не наглеют, считаются с интересами окружающих, ответственны,… одним словом, - интеллигентны.

Вот эти люди и есть то лучшее, что есть в русской нации. Вот из-за них многие, и не только русские, любят далекую от совершенства Россию. И, если бы интеллигентных людей в России было больше, больше было бы в ней порядка, гармонии, любви и красоты.

«Понимание русскости в современных культурологических исследованиях во многом совпадает с тем, что было обозначено религиозными философами прошлого. Подтверждающим материалом могут служить, например, тезисы многих докладов научной конференции “Русская культура и мир” (Н. Новгород, 1993), в которых понятие русскости расширяется и дополняется таким набором признаков, как безмерность, жизнь не по телу, а по духу; соборность; отзывчивость, мудрость, терпимость и открытость, искренность, доверчивость, самоирония и даже “самоедство”»[2].

Ну, а разве "безмерность, жизнь не по телу, а по духу; соборность; отзывчивость, мудрость, терпимость и открытость, искренность, доверчивость, самоирония и даже "самоедство" не есть признаки интеллигентности?

А тот факт, что интеллигентность русских не столь очевидна, как, например, педантизм немцев, объясняется тем, что в отличие от педантизма в Германии, интеллигентность в России все семьдесят лет советской власти подвергалась гонению.

Почему, с одной стороны, любима, а, с другой, - гонима?

Потому что в совокупность качеств, ее образующих, агрессия, коварство, подлость не входят. Поэтому, над носителями интеллигентности издевались все, кому не лень. И русские тоже. Но не те русские, которые впитали русский дух и русскую культуру, а остальные. Особенно преуспели прислуживающие находящимся у власти.

Представители других национальностей, проживающие в России, невольно, подсознательно «приспосабливаясь» к русским, ведут себя не как-нибудь, а интеллигентно. И это, кстати, является одной из причин существующего мнения, что евреи более интеллигентны, чем русские. На самом деле, они более чувствительны к тому, на что есть спрос, и более эластичны в своих предложениях.

Нередко вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» называют извечными для России. Но так ли это? По крайней мере, на второй из них ответ давно существует. Кто виноват в том, что свершилась т.н. «Великая Октябрьская»? А кто виноват в развале Союза? Естественно, - интеллигенция. И кто ж этого не знает? Не рабочие и крестьяне, а подлые интеллигенты надели сюртуки с заплатами, свергли временное правительство и на пролетариев все свернули. А рабочие и крестьяне никогда такого делать не стали бы, они хорошие, умные, все понимают, знают, что делать и, главное, … едва ли не наперед знают, кто виноват. Хотя на самом деле глупо винить интеллигенцию в ее стремлении изменить жизнь к лучшему, а уж интеллигентность тем более.

Иногда встречается недоумение, почему космические просторы русские покорить сумели, а сделать приличный автомобиль не способны. А чего тут непонятного? В космической отрасли в основном работали люди интеллигентные, а во всех остальных отраслях – разные.

Или почему такое замечательное качество, как чувство собственного достоинства явилось причиной столь серьезных обвинений представителей интеллигенции в отрыве от собственного народа? Дело в том, что чувство собственного достоинства (гордость) очень тонкое, трудно постижимое, поэтому далеко не всеми хорошо осознанное понятие. Вся сложность состоит в том, что оно очень близко соседствует и поэтому путается с другим понятием – чувством собственного превосходства (гордыней). В результате такой путаницы вместо интеллигентности у человека нередко формируется псевдоинтеллигентность, которая имеет обыкновение проявляться в высокомерии, заносчивости, снобизме, чванстве, цинизме и т.п. Понятно, что перечисленные качества не способствуют сплочению, созданию творческой обстановки, созиданию, результативности взаимодействия. Самое безобидное следствие из всего этого в том, что «русский человек сегодня никого не слушает, кроме себя самого»[3]. А неспособность слушать и слышать имеет, в свою очередь, целый ряд последствий, невыгодно отличающих успехи России в экономике от достижений наших современников в других странах.

В качестве своеобразного наглядного пособия русской несговорчивости можно привести пример обсуждения 6 мая 2011 года темы «Где вы, патриоты» в открытой студии 5-го канала с участием А.Невзорова, М.Веллера, Ю.Полякова и Я.Кротова[4].

В результате высокомерного отношения к соотечественникам, не каждый русский способен признать, что Родину, как и мать, хоть глупую, хоть больную, хоть нищую, не любить нельзя. Можно не восторгаться, можно не гордиться, можно, не желать ее такой, но не любить нельзя. Какой бы она ни была.  

В результате извращенного представления о человеческом достоинстве, не каждый русский способен признать несостоятельность своих аргументов, правоту собеседника, в результате чего умные люди вместо стремления, готовности и способности приходить к согласию, демонстрируют никому не нужную эрудицию.

Данный пример российской несговорчивости наталкивает на мысль: Поскольку интеллигентность при всей своей привлекательности для русского человека является причиной его же собственной несостоятельности, не следует ли от нее отказаться? Отказаться, а вместо нее внедрить в наш менталитет какой-нибудь другой комплекс, - консерватизма, педантизма, предприимчивости, или какой-нибудь иной?

Может быть, такая идея кому-то покажется привлекательной, но:

Во-первых, комплекс интеллигентности формировался в русском менталитете веками, и отказаться от него будет нелегко.

Во-вторых, внедрять чтобы то ни было инородное - дело абсолютно бесперспективное и есть масса примеров, подтверждающих безуспешность подобных попыток.

В-третьих, совокупность качеств, образующих комплекс интеллигентности, вполне может быть дополнена качествами конструктивного, созидательного и даже синергетического характера. Но добиться этого можно лишь осознанно.  

Практически реализация такого подхода требует инвентаризации качеств, образующих интеллигентность, их осознание, осмысление, оценку, расстановку по приоритетам и целенаправленную популяризацию посредством интеллигентизации отношений[5].

____________________________
1. Медведев В.А. Проективные образы национальной идентичности: русскость как трансовое (сновидческое) состояние, - http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=4410
2. Фархутдинова Ф. В. Такое простое и понятное слово, - русский…, - http://www.slovorus.ivanovo.ru/block__45
3. Данилов Д. Особенности национальной идентичности, - http://pravaya.ru/look/8693
4. См. видео, - http://www.youtube.com/watch?v=3TVNp61A23k
5. См. Концепция предприятия, ориентированного на интеллигентизацию отношений, -  /koncepcija-predprijatija-orientirovanogo-na-inteligentizaciyu-otnoshenii.html
Об интеллигентности и потенциале ее развития | Интеллигентность - недопетая песня русской интеллигенции
Олег Михайлов # 18 апреля 2014 в 11:34 0
"... по определению, и по своему участию в общественно-политической жизни русскими интеллигентами были (и соответствующим образом воспринимались) лица разного национального происхождения и вероисповедания" (Аржаных Т.Ф. Н.В.Гоголь и русская интеллигенция 1830-1850-х годов, - http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/212869.html).

В.В.Путин об особенностях человека русского мира:


"Мне кажется, что интеллигенция – это один из важных отличительных признаков русскоязычного населения от других, т.к. понятие интеллигенции в понимании не только ум, но и духовность, существует только в России. И поэтому интеллигенция является одним из ключей к пониманию русского менталитета. В России интеллигенция – это важная прослойка общества, формирующая критичный взгляд на политические события, вносящая инновационные идеи и мысли" (Бакшутова Е. Что мы знаем об интеллигенции?, - /chto-my-znaem-ob-inteligenci.html).

"…среди просвещенного дворянства было широко распространено и другое понимание привилегированности своего сословия, его «особенности». Это, прежде всего, понимание долга перед государством и другими непривилегированными сословиями — «кому много дано, с того и много спросится». При этом, по словам Пушкина, дворянину должны быть присущи «независимость, храбрость, благородство». Из среды просвещенного дворянства в первой половине XIX века вышли люди поразительной честности, высокой ответственности, тонкости чувств и настоящего благородства. Примеров такого бескорыстия и глубокого понимания дворянского долга, ответственности перед государством и дворянским сословием известно много. Так, М. С. Воронцов, командовавший в период 1814–1818 годов оккупационным корпусом во Франции, возвращаясь в Россию, заплатил из своих средств долги всех офицеров — больше 1 млн франков, — «дабы никакое нарекание не пало на русские войска». <...>

Запрещенными же являлись ложь, своекорыстие, лицемерие, трусость. Эта высокая моральная требовательность, сочетавшаяся с «полной свободой мыслей и действий», воспитывала людей безупречно честных, благородных, радеющих не о своем благе, а о судьбах отечества" (Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век, - http://lib.rus.ec/b/308247/read).

"Писатели же в XIX в. всегда отмечали чувство собственного достоинства у русских крестьян (Пушкин, Тургенев, Толстой и др.)" (Лихачев Д.С. Онациональном характере русских, - http://svitk.ru/004_book_book/16b/3561_lihahev-o_nacionalnom_haraktere_russkih.php).

"Ориентироваться, возможно, следует прежде всего на то обстоятельство, что в историческом развитии России русские русские и русские нерусские играли одинаково важную, но не одинаковую роль.

Русские русские создали и постоянно сохраняли одухотворяющие традиции символических значений "русской земли". Русские нерусские всегда выступали связующим звеном между русской землей и окружающим миром, выступая за модернизацию техники и государства и превращение народной культуры в профессиональную. То есть можно было бы сказать словами Н.А.Бердяева, что первые ориентированы на "святость", вторые – на "гениальность", или что первые ориентированы на культуру, а вторые на цивилизацию" (Костецкий В.В. Тропы Антропоса. Философские проблемы русской национальной школы, - http://www.topos.ru/article/229).

"Ключевое качество интеллигента, на мой взгляд, – способность уважать личное достоинство. <...>

Интеллигент умеет вести дискуссию и критически обсуждать какой-либо вопрос без обвинений в адрес противника, уважая собственное достоинство и достоинство оппонента. Внимание к личности другого формирует вежливость и такое качество как обходительность. Он всегда знает, как обратиться к собеседнику, и в беседе старается уделять внимание всем.

Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др." (Пестерева Е. Как сделать речь более интеллигентной, - http://www.ekat-pestereva.ru/view_post.php?id=53).

"... он был настоящий русский интеллигент сборных кровей, без капли русской, между прочим" (Улицкая Л. Первые и последние: рассказы. М.: Эксмо, 2002, сс 137 — 138).

"Я не мог взять с собой в Америку русскую интеллигенцию, и вот уже 30 лет жизни в эмиграции у меня не пропадает чувство, что мне не хватает этой важной составной полноценной жизни" (Шляпентох В.Э. Русский интеллигент Феликс Раскольников, - http://polit.ru/article/2008/08/21/raskolnikov/).

"Про интеллигенцию и псевдо - подмечено по сути. Но границы определены неправильно. Самая главная граница начинается с признака русофоб/русофил" (Комментарий buruhtan_buru к статье rovego "Культурные маркеры псевдоинтеллигенции", - http://rovego.livejournal.com/4091157.html).

"... в ментальности, в душе русского человека всегда есть стремление к какому-то высокому моральному идеалу, к каким-то высоким моральным ценностям. Это нас точно отличает, и уверен, в хорошую сторону" (Путин назвал наиболее ярко выраженную черту россиян, - http://pikabu.ru/story/putin_nazval_naibolee_yarko_vyirazhennuyu_chertu_rossiyan_4451521).

"Русская интеллигенция, даже будучи сугубо исторической, преходящей, приготовлявшей путь «призраку коммунизма», так или иначе работала на Метаисторический План. Сама же Метаисторическая Интеллигенция – это аристократия Духа, Элита, концентрирующая в себе совесть и вековые чаяния Русского народа = Всеобщий Принцип Народности. Это суть Настоящие русские" (ВладиМир, Казачество и интеллигенция как феномены сугубо русские, - http://obschina.narod.ru/Sfinx4.htm).

"Русские — это не кровь и не нация в узком европейском понимании. Русские — это цивилизация и особый мир. Русский мир, в котором живут многие обрусевшие этносы: русские татары, русские якуты, чеченцы... Русские — это набор ценностей, идеалов и традиций, культурного кода и исторической памяти, веры. Русский язык является важной внешней оболочкой, неким обозначением русскости и способом овладения ею — но сам по себе он не достаточен для полной русской идентичности" (Биров Э. Как нас ни назови - советские, россияне, всё равно мы – русские, - http://russkiy-malchik.livejournal.com/789298.html).

"... вытеснение языка в сферу бытового общения лишает язык значения культурного кода. На самом деле, язык — то, чем человек является. В языке — шкала ценностей, фантастические смыслы, которые формируются в течение столетий. Это вот такой расширитель каждого человека и, собственно говоря, та система, в которой происходит формирование и возрастание личности, формирование человека. Поэтому, когда язык обрубается, и ему оставляют просто функцию общения — это удар по идентичности" (Бабицкий А. Случай Бабицкого. Беседа Захара Прилепина с журналистом Андреем Бабицким о либералах, националистах и ценностях высшего порядка, - http://svpressa.ru/society/article/141123/).

← Назад