3.2. Этапы и стратегические основы интеллигентизации

Весь процесс интеллигентизации предприятия можно разбить на три основных этапа:

I этап – теоретический. На этом этапе:

  • формулируется гипотеза о значении, роли и потенциале интеллигентизации в решении насущных проблем жизнедеятельности предприятия;
  • изучаются существующие способы модернизации предприятий, альтернативные предложенному;
  • обосновываются причины, по которым именно интеллигентизации отдается предпочтение при выборе инструментария модернизации предприятия;
  • анализируется опыт интеллигентизации населения в предыдущие периоды нашей истории с целью предупреждения ошибочных суждений и заведомо утопических надежд;
  • изучаются публикации и результаты научно-исследовательской работы по данной тематике в целях подтверждения или опровержения гипотезы и выработки четких представлений о существующих в ноосфере возможностях ее реализации.

II этап – прикладной. На втором этапе готовятся:

  • документы, подтверждающие целесообразность использования интеллигентизации в качестве инструментария модернизации предприятия;
  • документы, дающие конкретное представление о целях интеллигентизации предприятия и способах их достижения;
  • документы, позволяющие каждому участнику процесса интеллигентизации предприятия увидеть свои задачи, место и роль;
  • документы, устанавливающие взаимосвязь между целями, задачами, формами, методами и средствами интеллигентизации предприятия;
  • документы, регламентирующие последовательность и порядок проведения мероприятий по интеллигентизации предприятия.

III этап – практический. Третий этап[1] посвящен практической реализации идей, обеспечивающих:

  • актуализацию понятия интеллигентности и ее составляющих в сознании участников процесса интеллигентизации;
  • мотивацию участников процесса интеллигентизации по внедрению ценностей, обеспечивающих достижение обозначенных целей;
  • раскрытие темы перед участниками процесса интеллигентизации (понятие интеллигентности, составляющие интеллигентности, признаки интеллигентности, примеры интеллигентности);
  • погружение участников процесса интеллигентизации в тему (внедрение, закрепление и развитие интеллигентности среди сотрудников, проявление и поощрение интеллигентности);
  • изучение положительного опыта и создание баз данных для распространения идей интеллигентизации на другие предприятия.

Предполагается, что третий, практический этап интеллигентизации должен состоять из четырех стадий, каждая из которых заканчивается результатом, определяющим статус предприятия в контексте данной идеи:

1). Прецедент – наличие предприятия, реализующего идею интеллигентизации отношений;

2). Пример – наличие предприятия, достигнувшего определенных результатов в интеллигентизации;

3). Образец – наличие предприятия, обладающего опытом интеллигентизации, достойным изучения и распространения;

4). Эталон - наличие предприятия, всеми параметрами своей деятельности способного подтверждать целесообразность интеллигентизации отношений на любом предприятии. 

На сегодняшний день дефицита идей по повышению эффективности деятельности предприятия нет. Соответственно, нет недостатка, как в авторах таких идей, так и в их носителях, - статьях, газетах, журналах, книгах и т.д. Сказано, написано, изложено, опубликовано столько, что ни одна голова не способна со всеми существующими взглядами ознакомиться, их осознать, осмыслить и, тем более, систематизировать. В результате, в каждой голове свое представление о существующем многообразии идей и их содержании, своя оценка и своя собственная очередная идея, которая совершенно никого не интересует и абсолютно никому не нужна. Так и живет человек, - полжизни постигает чужие идеи, а оставшуюся часть времени в той или иной степени тем или иным способом пытается хоть кому-нибудь навязать свои.  

Но, какой замечательной ни была бы идея, без условий и усилий по ее реализации она представляет собой нечто аналогичное нулю без палочки. Поэтому идеи нужно не тиражировать, а воплощать. Идея интеллигентизации отношений исключением не является.

Кроме самой идеи для ее воплощения нужны условия, прежде всего предполагающие наличие тех, кто в ее реализации заинтересован. Кроме автора идеи, который по определению в ее достоинствах не сомневается, нужны единомышленники и соратники. В качестве единомышленников могут выступить люди, не участвующие непосредственно в ее воплощении, но понимающие ее назначение и по достоинству оценивающие ее потенциальные, а затем и реальные результаты. Собственники предприятий должны быть единомышленниками. Соратниками могут быть люди, непосредственно участвующие в реализации идеи, а именно, сотрудники предприятий, убежденные в целесообразности осуществления интеллигентизации. Особая роль при этом принадлежит руководителям всех уровней, призванным стать образцами интеллигентности для подчиненных. Поэтому, очень важным стратегическим условием интеллигентизации является приверженность ее идеям собственников и руководителей предприятия. Без этого условия даже начинать реализацию концепции не стоит. 

Вторым условием является наличие инициативной группы, состоящей из некоторого числа сотрудников, глубоко осознавших и осмысливших смысл и цели интеллигентизации. Причем, степень убежденности этих сотрудников в чрезвычайной важности интеллигентности для жизни предприятия должна быть достаточно высокой, чтобы отстаивать правоту этого утверждения перед скептически настроенными коллегами[2].   

Важную роль в достижении преследуемых при интеллигентизации целей могут сыграть члены семей собственников и руководителей предприятия, что наряду с другими преимуществами, может благоприятно отразиться на воспитании детей.  

Стратегической основой интеллигентизации после совершения первых шагов по ее внедрению могут служить идеи, содержащиеся в японской системе Кайдзен, предполагающей непрерывное совершенствование стандартов деятельности. Стандарты морально-нравственного характера тоже способны совершенствоваться.

Потребность в совершенствовании отвечает постулатам гуманистической психологии и акмеологии[3], выводы и рекомендации которых способны оказать неоценимую помощь руководителям предприятия в достижении целей интеллигентизации посредством вовлечения людей в общее дело подлинно демократическими методами.

Вовлечение людей в производственную деятельность посредством морального стимулирования, в атмосфере взаимоуважения, на добровольной основе должно вызвать чувство сопричастности к результатам труда и соответствующего бережного, трепетного, патриотичного отношения к собственности предприятия.   

А это, в свою очередь, является необходимым и достаточным условием возникновения у сотрудника стремления отстаивать авторитет предприятия высоким качеством производимой продукции.


________________

[1] Самый ответственный этап, от которого зависит успех реализации концепции. Именно на этом этапе идея интеллигентизации и культ интеллигентности должны найти углубленное и развернутое отражение не только в нормативно-правовой и инструктивно-методической документации предприятия, но и в его кадровой политике и организации маркетинговой деятельности.

[2] Противостояние интеллигентности в нашем обществе по определенным причинам традиционно велико. Поэтому, как минимум, к насмешкам члены инициативной группы должны быть готовы.

[3] Смысл этих постулатов заключается в том, что «для самоактуализирующейся личности является характерным реализация следующих потребностей: потребности в целостности (единство, интеграция с акцентом на уникальности, порядок, предметность, структура); совершенстве; завершении; справедливости; спонтанности (оживленность); продуктивности (изобилие, дифференциация, замысловатость); простоте (абстракция, ясность); красоте; благе (правильность); уникальности (индивидуальность, новизна); легкости (неутомимость, ненапряженность); игре (удовольствие, радость, радушие, юмор); правде (реализм, верность); решительности (автономия, независимость)» (Психологический толковый словарь).

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад