Вступление

  • Приветствие участников семинара.
  • Конкретизация понятия «интеллигентофобия».

В материалах установочного семинара по интеллигентизации отношений неоднократно упоминалось о том, что интеллигентность является национальной чертой русского человека. При этом подразумевалось, что русским можно быть:

а) по крови, но при этом быть далеким от культуры России;

б) по крови и по духу; и 

в) по духу, т.е. впитать в себя русскую культуру, став ее носителем.

Понятно, что выше изложенное утверждение касается двух последних категорий граждан. Причем, не только России, поскольку и за ее пределами огромное число людей являются носителями русской культуры.

Можно сказать, что связь интеллигентности с русской культурой исторически закономерна. Грандиозный подъем всех наук, искусств, литературы в XIX веке не просто совпал, а послужил условием появления лучшего образца русского человека, функцию которого выполнял образ интеллигентного человека. Естественно, что этот образец не только привлекал всеобщее внимание, но и нашел отражение в произведениях литературы и искусства.

В результате, люди не только той, но и других эпох, воспитанные на этих произведениях, невольно впитывали в себя свойства и характеристики интеллигентности. Стихийно, неосознанно, в разной степени, разные качества, но впитывали. Поэтому и на сегодняшний день слово «интеллигентный» русскими применяется лишь к самым лучшим людям и в самом хорошем смысле.

И это признают даже люди, у которых слово «интеллигенция» вызывает только отрицательную реакцию:

СЛАЙД:

«Для большинства людей, читающих по-русски, "интеллигенция", "интеллигент", "интеллигентность" суть понятия безусловно положительные. Даже в сочетании с уничижительными определениями типа "гнилая" или "вшивая", снижения не происходит - сарказм бьет мимо цели. Даже в эпоху девальвации всех и всяческих ценностей Демократия, патриотизм, либерализм, справедливость - все эти слова стерлись и потускнели. А интеллигенция – нет».

Юрий Гиренко
http://liberty.ru/columns/Reakcionnye-refleksii/Avtory-v-poiskah-personazha

Кроме того, все, что связано с понятием «интеллигентный человек», обрело свои сущностные черты, свойства, характеристики и на сегодняшний день имеет свою, если можно так выразиться, биографию. Своя биография у понятия «интеллигент», своя у «интеллигенция», своя у «интеллигентность». Биография понятия тесно связана с его авторитетом и отношением к нему и к той сущности, которое оно подразумевает.

Тоже самое можно сказать еще об одном понятии, однокоренном перечисленным, - «интеллигентофобия».

Прежде, чем приступить к анализу причин возникновения, характеристике симптомов проявления, прогнозированию возможных последствий и обсуждению способов искоренения интеллигентофобии, уточним, что будем подразумевать под этим понятием.

Разумеется, что понятия «интеллигенция», «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность» имеют не только разный смысл, но и вызывают у людей очень разную эмоциональную реакцию. Так, слово «интеллигент», например, нередко применяется в сопровождении эпитетов негативного характера, а термин «интеллигентный» используется, как правило, в позитивном контексте.

В своей работе на соискание ученой степени «Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла» А.А.Труфанов пишет:

СЛАЙД:

«Слово «интеллигентность», возникнув как производное от слова «интеллигенция» и утвердив этим свою специфичность, в дальнейшем разошлось с ним в своём значении. В жизни существуют подлинно интеллигентные люди, не обязательно связанные с интеллигентским сословием, а в самом интеллигентском сословии вполне могут существовать люди не интеллигентные, лишённые настоящих качеств интеллигентности».

Естественен вопрос, можно ли не любить интеллигенцию, например, но положительно относиться к интеллигентности? Можно. Но при этом нужно иметь ввиду, что, как только отрицательное отношение к интеллигенции будет озвучено без необходимых комментариев, конкретизирующих, что под этим понятием подразумевается, это можно квалифицировать как проявление интеллигентофобии. Независимо от того, какие чувства при этом автор таких откровений испытывает глубоко в душе. Почему? Да потому, что люди очень часто отношение к тому или иному явлению переносят на все остальные, являющиеся по отношению к нему однокоренными. Поэтому, негатив в адрес интеллигенции может в сознании автоматически распространиться на понятия «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность».

Это не значит, что любая критика интеллигенции непременно является проявлением интеллигентофобии. Вовсе нет. И к интеллигенции в целом, и к отдельным ее представителям могут быть предъявлены претензии, но они должны быть объективны, справедливы и обязательно адресными или хотя бы дифференцированными. Ведь само по себе понятие «интеллигенция» необыкновенно сложно, рассматривается с различных социальных и функциональных позиций, имеет различные определения и толкования, дискурсивно, окутано мифологией, поэтому безответственно использовать его в своих рассуждениях, как это делают наши «интеллигентоведы», нельзя.

Как писал в своей статье «Интеллигенция» Сергей Николаевич Булгаков:

СЛАЙД:

«Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства в себе возбуждает. Нельзя ее не любить и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей».

Один преподаватель одного из советских ВУЗов говорил, что человечество делится на две категории: одни, произнося название теоремы Фалеса, делают ударение на первом слоге, другие – на втором. Тотчас же от студентов поступало предложение создать третью категорию посредством перенесения ударения на третий слог.

Этот прием активизации мыслительной деятельности аудитории попробуем использовать и в нашем случае.

Тем, кто на это никогда не обращал внимания, сообщу, а, кто обращал, не даст мне соврать в том, что человечество на самом деле делится на две категории. Одна интеллигенцию ненавидит, другая боготворит. Чтобы разобраться в причинах такой полярности, предлагаю создать третью, отличающуюся от двух существующих своим беспристрастным отношением к интеллигенции, и примкнуть к этой категории. Только такой независимый подход способен обеспечить объективность в оценке явления, которое называется интеллигентофобией.

Так что это за явление? Дадим ему следующее определение:

СЛАЙД:

Интеллигентофобия (от лат. intelligentia, intellegentia — понимание и греч. phobos – страх) – страх понимания, страх перед правдой, перед истиной, проявляющийся в огульной, недифференцированной критике интеллигенции и ее представителей - интеллигентов, результатом (и, возможно, целью) которой является формирование в сознании населения негативного отношения к интеллигентности. 

Заодно напомню, что мы подразумеваем под интеллигентизацией:

СЛАЙД:

Интеллигентизация это, прежде всего, процесс по устранению причин, препятствующих формированию и проявлению интеллигентности, предполагающий, наряду с остальным, конкретизацию понятия «интеллигентность».

  • Цели семинара.

Конкретизацией понятия «интеллигентность» мы займемся на других семинарах, а цель нынешнего в контексте приведенного определения интеллигентизации сформулируем так:

СЛАЙД:

Цели семинара

1. Убежденность участников семинара в пагубной роли для российского общества любых проявлений интеллигентофобии.

2. Наличие у участников семинара:

    - представлений о претензиях, предъявляемых к интеллигенции интеллигентофобами;

    - представлений о состоятельности претензий, предъявляемых к интеллигенции интеллигентофобами.

 

  • План проведения семинара и режим работы.

СЛАЙД:

 

План проведения семинара:

 

9.00 - 10.50

Вступление.  

 

10.50 – 11.10

Перерыв

 

11.10 – 13.00

Причины интеллигентофобии

 

13.00 – 14.00

Перерыв

 

14.00 – 15.50

Проявления интеллигентофобии

 

15.50 – 16.10

Перерыв

 

16.10 – 18.00

Последствия интеллигентофобии. Заключение

Материалы семинара содержат большое количество цитат. Часть из них принадлежит интеллигентофобам. Чтобы не заниматься популяризацией их имен, здесь умышленно использованы высказывания, принадлежащие лишь нескольким из них. Сугубо из уважения к участникам семинара приведу краткие биографические справки по каждому из этих авторов:

СЛАЙД:

Юрий Гиренко

Заместитель главного редактора газеты "ВЗГЛЯД", политический аналитик и публицист;, кандидат исторических наук; в 1990-х годах работал доцентом РГУ, политическим консультантом, журналистом в Ростове-на-Дону; с 2001 г. живет и работает в Москве, был заместителем главного редактора журнала "Общая тетрадь", помощником Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, одним из основателей партии "Новые правые", директором "Столыпинского центра", советником председателя "Деловой России".

http://viperson.ru/wind.php?ID=346131

 

СЛАЙД:

Сергей Аксененко

 

Главный редактор Киевского интеллектуального журнала Время Z, писатель, член Союза журналистов Украины, объединения писательских союзов стран СНГ, народный депутат Украины второго созыва.

http://ru.wikipedia.org

 

СЛАЙД:

Борис Туманов

 

Журналист-международник. Долгое время работал во франкоязычных странах Экваториальной и Западной Африки корреспондентом «Известий» и ТАСС. Редактировал международный отдел еженедельника «Новое время». Корреспондент бельгийской газеты «La Libre Belgique» в Москве. Сотрудничает с польской «Gazeta Wyborcza» и с радиостанциями Radio France Internationale и France Culture.

http://www.echo.msk.ru/contributors/9115/

 

СЛАЙД:

Симон Кордонский

Российский научный и общественный деятель. Кандидат философских наук. Профессор, заведующий кафедрой местного самоуправления Государственного университета — Высшая школа экономики с 2008. Принимал участие в организации неформального объединения учёных, проводивших семинары по экономическим проблемам вЦЭМИ АН СССР. Являлся активным участником семинаров и рабочих групп по формированию стратегии рыночных и либеральных реформ в России. Генеральный директор Центра проблем гражданского общества и частной собственности с 1993. Начальник Экспертного управления Администрации Президента РФ в 2000—2004. Старший референт Президента РФ в 2004—2005. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Один из создателей направления, именуемого «теорией административного рынка». Автор монографий: «Рынки власти (административные рынки СССР и России)», «Циклы деятельности и идеальные объекты», «Сословная структура постсоветской России», «Россия. Поместная федерация» и других.

http://ru.wikipedia.org

 

СЛАЙД:

Александр Камчатнов

Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького. Является председателем Центральной методической комиссии по русскому языку  Всероссийской олимпиады школьников  и председателем  жюри  заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Входит в состав редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»

http://ru.wikipedia.org

 

СЛАЙД:

Валерий Лебедев

 

Советский философ и историк, редактор и издатель американского общественно-политического еженедельника «Лебедь» на русском языке. До своей эмиграции в США публиковался в России в «Независимой газете», «Московских новостях», «Дружбе народов», «Огоньке»,  «Вопросах философии». В США печатался в русскоязычных эмигрантских изданиях: в «Новом русском слове», где вёл еженедельную рубрику, а также в изданиях «Панорама», «Русская Америка», журналах «Вестник», «Чайка» и др. Общее число опубликованного — 2 книги и около 1000 статей. Вёл цикл передач на радиостанциях: радио «Свобода» (1991—1992) и на ряде американских русскоязычных радиостанций.

 http://ru.wikipedia.org

 

СЛАЙД:

Андрей Борцов

Российский публицист, теоретик и популяризатор сатанизма. Образование незаконченное высшее (химфак МГУ, 4 курса). Получил известность в 199798 годах благодаря своему веб-сайту Black Fire Pandemonium, на котором одним из первых разместил электронную копию «Сатанинской Библии» Антона Шандора ЛаВея на русском языке, и впоследствии — благодаря своим статьям, в резкой и саркастической манере критикующим общепринятые ценности, принципы, мораль, а также сообщества и личности, к которым испытывал  антипатию

http://deadrats.fatal.ru/warrax.htm

Даже краткое знакомство с данными сведениями позволяет прийти к выводу о том, что  у каждого из этих людей имеется своя трибуна, своя аудитория и нетрудно представить, сколько вреда своими взглядами они способны принести обществу. Вместе с тем, это не дает нам права вообще отказываться от результатов их творчества. Многие из них благодаря своим публикациям пользуются заслуженным авторитетом. А, чтобы мы не совершали ту же ошибку, что и они (огульно обличая интеллигенцию, бросают тень на интеллигентность) постараемся разобраться, что именно в их взглядах заслуживает критического отношения. 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru