Вступление
- Приветствие участников семинара.
- Конкретизация понятия «интеллигентофобия».
В материалах установочного семинара по интеллигентизации отношений неоднократно упоминалось о том, что интеллигентность является национальной чертой русского человека. При этом подразумевалось, что русским можно быть:
а) по крови, но при этом быть далеким от культуры России;
б) по крови и по духу; и
в) по духу, т.е. впитать в себя русскую культуру, став ее носителем.
Понятно, что выше изложенное утверждение касается двух последних категорий граждан. Причем, не только России, поскольку и за ее пределами огромное число людей являются носителями русской культуры.
Можно сказать, что связь интеллигентности с русской культурой исторически закономерна. Грандиозный подъем всех наук, искусств, литературы в XIX веке не просто совпал, а послужил условием появления лучшего образца русского человека, функцию которого выполнял образ интеллигентного человека. Естественно, что этот образец не только привлекал всеобщее внимание, но и нашел отражение в произведениях литературы и искусства.
В результате, люди не только той, но и других эпох, воспитанные на этих произведениях, невольно впитывали в себя свойства и характеристики интеллигентности. Стихийно, неосознанно, в разной степени, разные качества, но впитывали. Поэтому и на сегодняшний день слово «интеллигентный» русскими применяется лишь к самым лучшим людям и в самом хорошем смысле.
И это признают даже люди, у которых слово «интеллигенция» вызывает только отрицательную реакцию:
СЛАЙД:
|
«Для большинства людей, читающих по-русски, "интеллигенция", "интеллигент", "интеллигентность" суть понятия безусловно положительные. Даже в сочетании с уничижительными определениями типа "гнилая" или "вшивая", снижения не происходит - сарказм бьет мимо цели. Даже в эпоху девальвации всех и всяческих ценностей Демократия, патриотизм, либерализм, справедливость - все эти слова стерлись и потускнели. А интеллигенция – нет». Юрий Гиренко |
Кроме того, все, что связано с понятием «интеллигентный человек», обрело свои сущностные черты, свойства, характеристики и на сегодняшний день имеет свою, если можно так выразиться, биографию. Своя биография у понятия «интеллигент», своя у «интеллигенция», своя у «интеллигентность». Биография понятия тесно связана с его авторитетом и отношением к нему и к той сущности, которое оно подразумевает.
Тоже самое можно сказать еще об одном понятии, однокоренном перечисленным, - «интеллигентофобия».
Прежде, чем приступить к анализу причин возникновения, характеристике симптомов проявления, прогнозированию возможных последствий и обсуждению способов искоренения интеллигентофобии, уточним, что будем подразумевать под этим понятием.
Разумеется, что понятия «интеллигенция», «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность» имеют не только разный смысл, но и вызывают у людей очень разную эмоциональную реакцию. Так, слово «интеллигент», например, нередко применяется в сопровождении эпитетов негативного характера, а термин «интеллигентный» используется, как правило, в позитивном контексте.
В своей работе на соискание ученой степени «Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла» А.А.Труфанов пишет:
СЛАЙД:
|
«Слово «интеллигентность», возникнув как производное от слова «интеллигенция» и утвердив этим свою специфичность, в дальнейшем разошлось с ним в своём значении. В жизни существуют подлинно интеллигентные люди, не обязательно связанные с интеллигентским сословием, а в самом интеллигентском сословии вполне могут существовать люди не интеллигентные, лишённые настоящих качеств интеллигентности». |
Естественен вопрос, можно ли не любить интеллигенцию, например, но положительно относиться к интеллигентности? Можно. Но при этом нужно иметь ввиду, что, как только отрицательное отношение к интеллигенции будет озвучено без необходимых комментариев, конкретизирующих, что под этим понятием подразумевается, это можно квалифицировать как проявление интеллигентофобии. Независимо от того, какие чувства при этом автор таких откровений испытывает глубоко в душе. Почему? Да потому, что люди очень часто отношение к тому или иному явлению переносят на все остальные, являющиеся по отношению к нему однокоренными. Поэтому, негатив в адрес интеллигенции может в сознании автоматически распространиться на понятия «интеллигент», «интеллигентный», «интеллигентность».
Это не значит, что любая критика интеллигенции непременно является проявлением интеллигентофобии. Вовсе нет. И к интеллигенции в целом, и к отдельным ее представителям могут быть предъявлены претензии, но они должны быть объективны, справедливы и обязательно адресными или хотя бы дифференцированными. Ведь само по себе понятие «интеллигенция» необыкновенно сложно, рассматривается с различных социальных и функциональных позиций, имеет различные определения и толкования, дискурсивно, окутано мифологией, поэтому безответственно использовать его в своих рассуждениях, как это делают наши «интеллигентоведы», нельзя.
Как писал в своей статье «Интеллигенция» Сергей Николаевич Булгаков:
СЛАЙД:
|
«Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства в себе возбуждает. Нельзя ее не любить и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей». |
Один преподаватель одного из советских ВУЗов говорил, что человечество делится на две категории: одни, произнося название теоремы Фалеса, делают ударение на первом слоге, другие – на втором. Тотчас же от студентов поступало предложение создать третью категорию посредством перенесения ударения на третий слог.
Этот прием активизации мыслительной деятельности аудитории попробуем использовать и в нашем случае.
Тем, кто на это никогда не обращал внимания, сообщу, а, кто обращал, не даст мне соврать в том, что человечество на самом деле делится на две категории. Одна интеллигенцию ненавидит, другая боготворит. Чтобы разобраться в причинах такой полярности, предлагаю создать третью, отличающуюся от двух существующих своим беспристрастным отношением к интеллигенции, и примкнуть к этой категории. Только такой независимый подход способен обеспечить объективность в оценке явления, которое называется интеллигентофобией.
Так что это за явление? Дадим ему следующее определение:
СЛАЙД:
|
Интеллигентофобия (от лат. intelligentia, intellegentia — понимание и греч. phobos – страх) – страх понимания, страх перед правдой, перед истиной, проявляющийся в огульной, недифференцированной критике интеллигенции и ее представителей - интеллигентов, результатом (и, возможно, целью) которой является формирование в сознании населения негативного отношения к интеллигентности. |
Заодно напомню, что мы подразумеваем под интеллигентизацией:
СЛАЙД: |
Интеллигентизация это, прежде всего, процесс по устранению причин, препятствующих формированию и проявлению интеллигентности, предполагающий, наряду с остальным, конкретизацию понятия «интеллигентность». |
- Цели семинара.
Конкретизацией понятия «интеллигентность» мы займемся на других семинарах, а цель нынешнего в контексте приведенного определения интеллигентизации сформулируем так:
СЛАЙД:
|
Цели семинара
1. Убежденность участников семинара в пагубной роли для российского общества любых проявлений интеллигентофобии.
2. Наличие у участников семинара:
- представлений о претензиях, предъявляемых к интеллигенции интеллигентофобами;
- представлений о состоятельности претензий, предъявляемых к интеллигенции интеллигентофобами.
|
- План проведения семинара и режим работы.
СЛАЙД:
|
|
План проведения семинара: |
|
9.00 - 10.50 |
Вступление. |
|
10.50 – 11.10 |
Перерыв |
|
11.10 – 13.00 |
Причины интеллигентофобии |
|
13.00 – 14.00 |
Перерыв |
|
14.00 – 15.50 |
Проявления интеллигентофобии |
|
15.50 – 16.10 |
Перерыв |
|
16.10 – 18.00 |
Последствия интеллигентофобии. Заключение |
Материалы семинара содержат большое количество цитат. Часть из них принадлежит интеллигентофобам. Чтобы не заниматься популяризацией их имен, здесь умышленно использованы высказывания, принадлежащие лишь нескольким из них. Сугубо из уважения к участникам семинара приведу краткие биографические справки по каждому из этих авторов:
СЛАЙД:
|
Юрий Гиренко |
Заместитель главного редактора газеты "ВЗГЛЯД", политический аналитик и публицист;, кандидат исторических наук; в 1990-х годах работал доцентом РГУ, политическим консультантом, журналистом в Ростове-на-Дону; с 2001 г. живет и работает в Москве, был заместителем главного редактора журнала "Общая тетрадь", помощником Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, одним из основателей партии "Новые правые", директором "Столыпинского центра", советником председателя "Деловой России". http://viperson.ru/wind.php?ID=346131 |
СЛАЙД:
|
Сергей Аксененко |
Главный редактор Киевского интеллектуального журнала Время Z, писатель, член Союза журналистов Украины, объединения писательских союзов стран СНГ, народный депутат Украины второго созыва. http://ru.wikipedia.org |
СЛАЙД:
|
Борис Туманов |
Журналист-международник. Долгое время работал во франкоязычных странах Экваториальной и Западной Африки корреспондентом «Известий» и ТАСС. Редактировал международный отдел еженедельника «Новое время». Корреспондент бельгийской газеты « http://www.echo.msk.ru/contributors/9115/ |
СЛАЙД:
|
Симон Кордонский |
Российский научный и общественный деятель. Кандидат философских наук. Профессор, заведующий кафедрой местного самоуправления Государственного университета — Высшая школа экономики с 2008. Принимал участие в организации неформального объединения учёных, проводивших семинары по экономическим проблемам вЦЭМИ АН СССР. Являлся активным участником семинаров и рабочих групп по формированию стратегии рыночных и либеральных реформ в России. Генеральный директор Центра проблем гражданского общества и частной собственности с 1993. Начальник Экспертного управления Администрации Президента РФ в 2000—2004. Старший референт Президента РФ в 2004—2005. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Один из создателей направления, именуемого «теорией административного рынка». Автор монографий: «Рынки власти (административные рынки СССР и России)», «Циклы деятельности и идеальные объекты», «Сословная структура постсоветской России», «Россия. Поместная федерация» и других. http://ru.wikipedia.org |
СЛАЙД:
|
Александр Камчатнов |
Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького. Является председателем Центральной методической комиссии по русскому языку Всероссийской олимпиады школьников и председателем жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Входит в состав редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» http://ru.wikipedia.org |
СЛАЙД:
|
Валерий Лебедев |
Советский философ и историк, редактор и издатель американского общественно-политического еженедельника «Лебедь» на русском языке. До своей эмиграции в США публиковался в России в «Независимой газете», «Московских новостях», «Дружбе народов», «Огоньке», «Вопросах философии». В США печатался в русскоязычных эмигрантских изданиях: в «Новом русском слове», где вёл еженедельную рубрику, а также в изданиях «Панорама», «Русская Америка», журналах «Вестник», «Чайка» и др. Общее число опубликованного — 2 книги и около 1000 статей. Вёл цикл передач на радиостанциях: радио «Свобода» (1991—1992) и на ряде американских русскоязычных радиостанций. http://ru.wikipedia.org |
СЛАЙД:
|
Андрей Борцов |
Российский публицист, теоретик и популяризатор сатанизма. Образование незаконченное высшее (химфак МГУ, 4 курса). Получил известность в 1997—98 годах благодаря своему веб-сайту Black Fire Pandemonium, на котором одним из первых разместил электронную копию «Сатанинской Библии» Антона Шандора ЛаВея на русском языке, и впоследствии — благодаря своим статьям, в резкой и саркастической манере критикующим общепринятые ценности, принципы, мораль, а также сообщества и личности, к которым испытывал антипатию http://deadrats.fatal.ru/warrax.htm |
Даже краткое знакомство с данными сведениями позволяет прийти к выводу о том, что у каждого из этих людей имеется своя трибуна, своя аудитория и нетрудно представить, сколько вреда своими взглядами они способны принести обществу. Вместе с тем, это не дает нам права вообще отказываться от результатов их творчества. Многие из них благодаря своим публикациям пользуются заслуженным авторитетом. А, чтобы мы не совершали ту же ошибку, что и они (огульно обличая интеллигенцию, бросают тень на интеллигентность) постараемся разобраться, что именно в их взглядах заслуживает критического отношения.
Нет комментариев. Ваш будет первым!