СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНТАЛЬНОСТИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
конца XIX - начала XX вв.

АВТОРЕФЕРАТ

Бакшутова Е.В.

Введение к работе:

Споры об интеллигенции непрерывно ведутся в российском обществе почти полтора века. За это время были рассмотрены обстоятельства возникновения и развитие, социальный статус, политическая роль, историческая судьба, идеология, вклад в отечественную и мировую культуру этой специфической духовной прослойки России. Актуальность и необходимость настоящего исследования определяется значимостью интеллигенции в истории » нашей страны, ролью, играемой интеллигенцией в российской общественной жизни и культуре.

Несмотря на постоянные обсуждения, «специфическое российское явление» далеко от понимания и нуждается в научном исследовании, особенно, социально-психологическом, поскольку первичным основанием определения интеллигенции является её психологическая общность. Важность исследования продиктована и изменениями в современной российской общественной структуре, в связи с чем необходимо изучение исторических процессов V становления социальных групп.

Во всех национальных сообществах существуют группы людей, занимающихся интеллектуальным трудом, создающих и воспроизводящих культурные ценности. Однако русский интеллигент - особое социально-психологическое явление, которое функционирует в разных политических, социокультурных контекстах; интеллигенция активизируется в кризисные моменты общественного развития, при этом её деятельность всегда опосредована письменными практиками.

Для государства и бюрократического аппарата, также представлявших интеллигенцию в качестве носителя письменной культуры, существовали N соответствующие их социальным функциям способы и приёмы текстуального і • самопредъявления, самоидентификации, отражения и формирования социальных процессов; для мира изящной словесности характерны иные ,.у письменные практики. Каждый из текстуальных потоков свидетельствует о функционировании различных типов письменной ментальносте, связанных с ними дискурсивных практик, реализующихся в социально-политических проектах. В странах, где духовная культура уже упрочилась, и интеллигенция ч пережила долгую историю развития, обязанности и занятия членов общества, и, в том числе, интеллектуалов, определены потребностями этого общества, специализированы и профессионализированы. В России интеллектуал превращается в интеллигента, занятого решением не только узко специальных задач - написанием романов, или научным исследованием, или политической борьбой - но всем одновременно. Исследователи отмечают, что в России «власть была нерасчленённой и аморфной, она требовала не специалистов, а универсалов» [60, с. 10]. Сакральное отношение к слову, литературное мифотворчество, текстуально опосредованная коммуникация характеризуют российскую J интеллигенцию. Литература, как возможный аспект полноты существования и деятельности, аккумулирует в себе всех критически мыслящих, страдающих за Россию честолюбивых деятелей. При этом вместо гражданского общества конструируется семиотическая среда, где реальность олитературивается, на смену объективной фактографии и научному анализу приходит синкретический конструкт идеологии, политики, литературы и науки. Чем более дифференцировано общество, тем больше разнообразие созданных и носимых им картин мира или ментальностей, интституализирующихся в социальной жизни через религию, науку, искусство и транслируемые посредством свойственных им социальных институтов. В. А. Шкуратов отмечает, что «беллетризация общественной мысли, сама по себе бывшая симптомом недоразвитости России и политической приниженности её общества, стала (. х. важнейшим культурным механизмом формирования личности в ней» [218, с. 404].

Вопросы о сущности и характере интеллигенции возвращают нас к периоду складывания и расцвета этой культурно-исторической и социально-психологической группы в пореформенный период 1861-1917 гг. Однако прямое психологическое изучение прошлого невозможно. Поэтому перспектива познания психологического склада интеллигенции состоит в нахождении адекватных задаче источников и методов их разработки. Таким источником в диссертационном исследовании избрано литературно-политическое издание -журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.). Его значение в развитии и самоопределении русской интеллигенции дореволюционных десятилетий уникально.

Будучи одним из самых авторитетных «толстых» журналов конца XIX — начала XX вв., он не только описывал психологию образованной России, но и формировал её. На страницах журнала создавался образ интеллигенции, оттачивались её определения, бушевала полемика относительно её характера и психологического склада. «Русская мысль» - журнал Боборыкина, который ввёл в отечественный обиход слово «интеллигенция», Чехова, воплотившего интеллигентность (хотя и отказавшегося от чести называться интеллигентом), авторов знаменитого сборника статей о русской интеллигенции «Вехи» -Бердяева, Булгакова, Гершензона, Изгоева, Кистяковского, Струве. Издание признано как орган российского либерализма. Всё это делает журнал «Русская мысль» ключевым свидетельством о психологии русской интеллигенции и побуждает обратиться к его углублённой разработке.

Психология интеллигенции представлена в журнале двояко. Во-первых, анализ психологического склада русской интеллигенции был осуществлён авторами журнала, и, составив наиболее целостную и известную концепцию интеллигенции, вошёл в сборник «Вехи» (нигилизм, отщепенство, противогосударственность, героизм, фанатизм, безрелигиозность, склонность к суициду, жажда социальной справедливости и др.). Это - эксплицитное изложение психологии русской интеллигенции, обсуждавшееся на страницах журнала. Однако сам журнал представляет собой объективированное мышление и мировосприятие интеллигенции, её имплицитную психологию. В текстах журнала раскрывается социально-психологический дискурс русской интеллигенции, процесс её формирования в качестве социальной группы, являющейся носителем одной из форм письменной ментальности - журнальной. Именно в этом качестве он и является объектом диссертационного исследования.

Объект исследования - корпус текстов литературно-политического журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).

Предмет исследования - журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.

Цель исследования - социально-психологическое изучение журнальной ментальности русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., объективированной корпусом текстов журнала «Русская мысль» (1880-1918 гг.).

Гипотезы исследования:

1. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. объективируется журналом «Русская мысль» (1880-1918 гг.), отражается в либеральном дискурсе и развитии психографии (самохарактеристики) интеллигенции как социальной группы.

2. Журнальная ментальность русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. характеризуется темпоральностью, дифференциацией авторов по фазам наррадигмы, тематической динамикой, усилением аксиологического компонента публикаций.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами были определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подходов, определяющих место интеллигенции и её ментальносте в социально-психологическом и социокультурном контекстах.

2. Установить источниковедческий массив в изучении журнальной ментальносте русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв.

3. Определить содержание понятия «журнальная ментальность» в составе письменной ментальносте и исследовать параметры журнальной ментальносте, характерные для журнала «Русская мысль» (темпоральность, фазы наррадигмы, иерархии авторов и тематизмов), характеристики дискурса и психографии русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. в журнале «Русская мысль».

Методологической и теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных в области социальной и культурно-исторической психологии: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, получившая развитие в отечественной психологии (Асмолов А. Г., Брушлинский А. В., Семёнов В. Е.); социально-психологическая теории социального познания (Г. М. Андреева) и психологии больших социальных групп (Г. Г. Дилигенский, А. И. Донцов, Парыгин Б. Д., Свенцицкий А. Л.); представление о психике как социальной конструкции, сложившеся в постнеклассической психологии (К. Джерджен, Дж. Шоттер, Р. Харре, Т. Ван Дейк, Дж. Поттер); понятия ментальносте, разрабатываемое в рамках социальной истории (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич) и письменной ментальносте - в исторической психологии (В. А. Шкуратов);

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и верификации гипотез исследования были использованы следующие методы: эмпирические (источниковедческий анализ письменных материалов, герменевтическое прочтение текстов, хронологически - тематическая систематизация и классификация текстологического материала; метод экспертных оценок: качественно-количественный анализ документов - контент анализ); описательные (нарративный и дискурсивный анализ текстов); статистические методы обработки данных (описательная статистика, коэффициент углового преобразования Фишера, кластерный анализ) с использованием программ «SPSS», «Stadia».

Научная новизна исследования определяется тем, что в поле социально-психологических исследований вносится актуальная для развития современной духовной и политической культуры нашего общества историческая тематика. Выделены социально-психологический и культурно-исторический подходы к интеллигенции как исторически сформировавшейся социальной группе.

В исследовании расширено содержание понятия «письменная ментальность» и впервые описано содержание понятия «журнальная ментальность» (особым образом организованная, развивающаяся во времени и определяющая социальную практику совокупность представлений, ценностей, умонастроений русской интеллигенции, опосредованная корпусом журнальных публикаций).

В ходе исследования сгруппирован корпус текстов, характеризующий журнальную ментальность, он представлен хронологически-тематическим указателем содержания журнала «Русская мысль». В диссертации на основе анализа эмпирического материала выявлены особые темпоральные характеристики журнальной ментальное™, отличные от временных длительностей других видов письменной ментальности (книжной, бюрократической). В работе исследовались персонологический, жанровый, тематический состав литературно-политического издания как социально-психологическое явление. Выявлено, что дифференциация авторского состава отражает идентичность русской интеллигенции с мировой культурой, и открытость новым эстетическим явлениям. Изучение динамики тематизмов и аксиологического (эмоционально-оценочного) компонента публикаций показало, что интеллигенция не является профессиональной группой, она осуществляется в дискурсе. В диссертации расширено понятие дискурса, выявлен его социально-психологический контекст (социальная практика становления социальной общности и её самосознания). Показано, что состав и динамика объективных параметров журнальных публикаций отражают политизацию социальных представлений интеллигенции, развитие либеральной идеи и психографии интеллигенции.

В настоящем исследовании периодическое издание рассмотрено не как часть журнального или литературного потока в рамках истории, идеологии, истории журналистики или истории литературы, но как самостоятельное скриптополитическое явление в социальной психологии русской интеллигенции, послужившее её самоопределению и развитию, что во много определило общественную психологию и ход исторических событий в России.

Теоретическая значимость исследования. Проведённое исследование дополняет теорию больших социальных групп. Происходит обогащение культурно-исторической психологии, включение в её сферу новых объектов исследования. В диссертации расширяется концепция ментальности, выделяется журнальная ментальность как важнейший компонент письменной ментальности, отразивший социальное функционирование и групповые представления русской интеллигенции. Уточняется концепция о временных характеристиках ментальности. В работе дополняется модель наррадигмы, что позволяет применять её не только в области изучения исторического продвижения художественных текстов, но и в изучении дискурса и социальных представлений.

Практическая значимость диссертации связана с пониманием места, занимаемого интеллигенцией в истории и социально-политической жизни российского общества. Важность исследования определяется его принадлежностью к тематике национальной идентичности. В диссертации синтезирован актуальный социальный, политический и культурный опыт российского общества конца XIX - начала XX веков, указывающий на то, что социальное реформирование неосуществимо без воспитания в обществе толерантности и уважения к личности, без претворения внешних социальных преобразований во внутренний опыт. Работа позволяет расширить представления психологов о российской ментальносте, имеющих значение не только при изучении исторического прошлого, но для анализа и прогнозирования политического и культурного настоящего и будущего. Практическое значение диссертации определяется возможностью понимания и применения дискурсивных практик в конструировании общества, выборе парадигмы политического современного развития.

Апробация работы.

Результаты и основные положения проведённого исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СГПУ, были представлены на научно-практических конференциях и семинарах (областная научная конференция Самарского Союза молодых учёных, г. Самара, 2002 г.; IV Всероссийская конференция по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции», 1-2 июля 2004 г. Самара; IV международный рабочий семинар по исторической психологии, г. Краснодар, 2005).

Положения, выносимые на защиту:

1. Журнальная ментальность (особым образом организованная и развивающаяся во времени совокупность представлений, ценностей, умонастроений, опосредованная корпусом журнальных публикаций) русской интеллигенции конца XIX - начала XX вв. гетерохронна: она представляет быструю и среднюю длительности ментальносте, что проявляется в динамике авторского, жанрового, тематического состава, политизации содержания.

2. Авторский состав журнала «Русская мысль» может быть дифференцирован в соответствии с фазами наррадигмы (апокрифическая, каноническая, гуманистическая, гуманитарная, человекознание), определяющими авторов психографии русской интеллигенции в журнале «Русская мысль».

3. Тематический состав журнала «Русская мысль» характеризуется усилением аксиологического (эмоционально-оценочного) характера содержания, его политизацией.

4. Журнальная ментальность отражает развитие коллективной психографии (самохарактеристики) интеллигенции, содержательно изменяющейся по периодам: 1880-1890, 1891-1905, 1906-1918 гг.

5. Журнал «Русская мысль» (1880-1918 гг.) создаёт контекст дискурса либерализма (развитие личности, свобода мнений, постепенная адаптация к социально-экономическим изменениям, диалог), который развивается в следующих фазах: апокрифическая (отбор авторов, концепций, тем) и каноническая (утверждение образцовых тем, идей, идеалов, авторов).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, библиографии, включающей 246 наименования и 5 приложений. В работе приведены 2 графика и 12 таблиц. Общий объём работы 193 страницы.

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Бакшутова Е. В. Вавилонская башня как модель тоталитарного дискурса // «Молодые учёные - науке и производству / Сборник трудов областной научной конференции Самарского Союза молодых ученых, Самара: СГОО «Союз молодых учёных», 2002. 0,1 п. л.

2. Бакшутова Е. В. Детство - это кошмар // Педология. Новый век. № 2, М., 2002. 0,3 п. л.

3. Бакшутова Е. В. Журнальная ментальность русской интеллигенции (по материалам журнала «Русская мысль», 1880-1918) // Материалы IV Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания «Ментальность российской провинции», Самара: СГПУ, 2005. 0,4 п.л.

4. Бакшутова Е. В. Журнал «Русская мысль» и великий раскол // Христианство и культура: Материалы конференции, посвященной 2000-летию христианства. Самара: СамГПУ, 2000. 0,4 п. л.

5. Бакшутова Е. В. Русская мысль. Ежемесячное литературно-политическое издание: Хронологически-тематический указатель содержания 1880-1918 гг. Самара: «Офорт», 2004. 22,55 п. л.

http://www.dslib.net/soc-psixologia/bakschutova.html

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru