РОССИЙСКИЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ -
ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Запесоцкий А.С.
Любое вузовское образование решает две определенные задачи: дает человеку профессию и формирует его целостную личность. Взаимоотношение этих сторон педагогического процесса подвижно и детерминируется общим контекстом культуры, теорией образования, спецификой школы.
Современная рыночная ситуация диктует практику, когда образовательные учреждения все более склоняются к прагматическому обучению профессионала-функционера, человека-специалиста, человека-мастера. Нравственные ориентации для такого типа личности оказываются «умными ненужностями», и потому воспитание не просто отодвигается на периферию образовательного процесса, а изымается из него.
Между тем история педагогической мысли — история предупреждения о губительной опасности образования, лишенного нравственной основы. «Отсутствие воспитания есть корень всякого зла» (А. С. Пушкин); «знание без воспитания — меч в руках сумасшедшего» (Д. И. Менделеев); «образование без воспитания — вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волю"» (И. А. Ильин). И сегодня лауреат Нобелевской премии, всемирно известный писатель А. И. Солженицын с самой высокой научной трибуны на общем собрании РАН предупреждает, что при провале воспитания даже самая удачливая образованность может создать лишь бесчеловечное общество. Даже нахватавшись авангарднейшего образования, но с порченными думами, нам не выбраться из ямы.
Урон, нанесенный обществу системой образования, ориентированной на подготовку узких специалистов-профессионалов, слишком велик. Специалисты-профессионалы уже сегодня поставили на грань существования природу, животный мир и даже систему жизнеобеспечения.
Именно поэтому стратегические задачи российской высшей школы нуждаются в коренном пересмотре и практическом преобразовании.
В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов разработана концепция образования, в которой изменена методологическая ориентация: воспитательные задачи, связанные с формированием личности, выдвинуты на первый план.
Несостоятельность сложившихся педагогических концепций воспитательного процесса потребовала обоснования самой категории воспитания, выявления его специфики. Коренное, существенное отличие воспитания состоит в том, что оно осуществляется не с помощью передачи знаний, а путем приобщения к ценностям.
Результатом воспитания является ценностное сознание личности, фундамент которого не рационален, а эмоционален, ибо ценности — и нравственные, и религиозные, и политические, и эстетические, и художественные — передаются не средствами безличной коммуникации, как научные знания, а в межличностном общении и усваиваются не мышлением, а переживанием и только после этого становятся стимулами поведения, опирающегося на знания и стремящегося претворить в жизнь проекты, модели, идеалы.
Коренной вопрос состоит в том, какой тип личности и соответствующий ему тип ценностей может быть сегодня принят в качестве идеальной модели воспитания.
Этапы общественного развития характеризуются драматической сменой идеалов. Своеобразие сегодняшнего периода состоит в том, что старые идеалы сброшены с пьедесталов, а новые еще не осознаны, не осмыслены и не выдвинуты общественным сознанием. Университет обосновал и разработал идею формирования российского интеллигента как этического идеала воспитания в высших учебных заведениях. Такая постановка вопроса является перспективной и конструктивной для теории и практики воспитания.
Особая значимость выдвинутой идеи состоит в том, что в сегодняшнем разобщенном мире понятие «интеллигент» может соединить разные социальные слои и группы населения, политические партии и движения. И тех, кто ратует за самобытный путь национального развития, поскольку само понятие «интеллигенция» имеет российские корни; и тех, для кого западные ориентиры — маяки реформирования, так как Петровские реформы были повивальной бабкой интеллигенции. Понятие «интеллигенция» не может оттолкнуть православие, поскольку многие его родовые черты, такие как совестливость, правдивость, человеколюбие, жертвенность, формировались под влиянием нравственных заповедей Нового Завета. «Интеллигенция» — не профессиональная, а нравственная категория и потому имеет отношение ко всем без исключения слоям и группам общества.
Университетом разработана модель интеллигента нового тысячелетия. Исходная позиция исследования состоит в утверждении, что интеллигентом не рождаются, а становятся.
Опираясь на концепцию воспитания как процесса усвоения нравственных ценностей, коллектив вычленил и классифицировал систему ценностей, персонифицированных в понятие «интеллигент».
К интеллигенции университет относит тот тип личности, у которой высокое профессиональное мастерство и интеллектуальный потенциал оказался прочно сцепленным с нравственным. В шкале ценностей таких людей превалируют общественные ценности. Отсюда берет истоки всемерная отзывчивость, способность сочувственно относиться к страданиям и бедствиям народа, будь это в России или в Югославии. И, конечно, гражданская ответственность. Они чувствуют себя ответственными за все, что происходит в стране, в мире. Критерий оценки своей деятельности они определяют через степень полезности ее обществу. Они прекращают свою деятельность, как академик Сахаров прекратил заниматься водородной бомбой, если не уверены, что их труд будет использован на благо человека.
Совокупность вычлененных родовых качеств и свойств составляет модель того типа личности, который принято называть интеллигентом.
Исторически за интеллигентом тянется шлейф оппозиционности к власти. Педагогический вывод, логически вытекающий из такой точки зрения и подтвержденный практикой, состоит в том, что воспитывать интеллигентных людей — значит целенаправленно выращивать протестантов-диссидентов, оппозиционных власти только потому, что она власть. Но это тупиковая позиция. Университет считает перспективным другой подход.
Если интеллигент в полном смысле слова независим, то его отношение к власти определяется характером самой власти. Он оппозиционен власти, враждебной народу; поддерживает власть, радеющую за народ; входит во власть, если это способствует укреплению демократии и прогрессивному развитию культуры.
Семилетний опыт работы университета по формированию интеллигента показывает: достижение такой цели требует выработки целостной программы образования — воспитания — научения поколений, обладающих тем ансамблем качеств, которые исторически сложились у нашей интеллигенции.
Необходимо ясно осознать объективную трудность поставленной задачи. Все великие педагоги обращали внимание на то, что наиболее податлив для внешнего воздействия человек в возрасте до 5 лет. В университет приходят уже сложившиеся личности, с твердыми жизненными правилами поведения. Радикально менять сложившиеся ценности в ограниченный срок — 4-5 лет — непросто.
Тем не менее университет решил три задачи:
— во-первых, осуществил перестройку структуры университетского образования;
— во-вторых, сформировал у всех университетских преподавателей сознательную установку на воспитание интеллигента современного типа, а не на подготовку специалистов в той или иной области деятельности — так называемых «кадров»;
— в-третьих, разработал конкретные способы педагогической реализации данной установки.
Рассмотрим более обстоятельно эти три аспекта.
1. Содержание гуманитарного знания в широком смысле составляет круг проблем, связанных с пониманием мира и своего места в мире; закономерностей, определяющих взаимоотношения человека и человека, человека и общества, человека и природы.
Знание этих проблем, добываемых философией, социологией, культурологией, исторической наукой, этикой и эстетикой, рассматриваются в университете как базовые для формирования осознанного мировоззрения студента как теоретического фундамента интеллигентности.
В учебные планы всех факультетов университета включены в качестве базовых следующие курсы: «Всеобщая история», включающая историю России как свою составную часть; «Теория и история мировой культуры», органически включающая историю отечественной культуры; «История мировой художественной культуры», раскрывающая процесс познания человеком себя средствами литературы и всех других искусств, особенно учитывая уникальные возможности, которыми для этой цели располагает Петербург с его архитектурой, музейными коллекциями, театрами, концертными залами, библиотеками; «История русской интеллигенции», построенная на материале реальной жизни и деятельности ее представителей и образов интеллигентов, созданных в литературе и искусстве XIX-XX веков; «История Петербурга», необходимая во всех высших учебных заведениях этого уникального европейского города, но особенно развернутая и детализированная в вузах гуманитарного профиля; а также цикл курсов «Психология», «Педагогика», «Этика», «Эстетика», «Риторика», призванных конкретизировать все обозначенные выше курсы.
Последовательное осуществление установки на гуманитаризацию высшего образования не может ограничиться выдвижением на авансцену всего цикла гуманитарных наук. Достижение этой цели предполагает и внутренние преобразования преподавания всех специальных дисциплин: речь идет о выходе преподавателя за пределы изложения собственного содержания своей дисциплины и освещении им роли данной науки, как и самого ее предмета, в жизни человечества, в истории общества, ее культурного значения в настоящем и возможности улучшения с ее помощью жизни людей в будущем, потому что интеллигентному человеку небезразлично, будет служить его деятельность миру или войне, свободе или рабству, возвышению личности или ее унижению. Гуманитаризация всех учебных программ привела к тому, что преподавание каждой дисциплины обрело нравственный смысл, то есть развернуто к человеку как центру мироздания, а не описывает ее содержание абстрагирован- но от его реального отношения к человеческому бытию. Это касается преподавания математики, естествознания в такой же мере, как истории и литературы, особенно в нынешних условиях, когда вторжение научно стимулируемых технологий, с одной стороны, в микромир атомного ядра и гена, а с другой — в мегамир космоса ставит под угрозу саму жизнь на нашей планете.
Значение такого гуманитарного разворота преподавания основ науки, техники, искусства состоит в том, что он поднимает интеллигентность на современный уровень, расширяя арсенал ее действия с отношений между людьми на их отношение к природе.
2. Роль педагога в решении данной задачи определяется его самосознанием. Университет сформировал из преподавателя-предметника, призванного сообщить студентам некую информацию и чему-то практическому их научить, Учителя, который независимо от преподаваемой им науки стремится сделать своих студентов интеллигентными людьми. Такое стремление обеспечивается образом его собственной жизни, которая может стать для его учеников примером, уроком, моделью собственного поведения. Условием эффективности вузовской педагогики является интеллигентность самих учителей — профессоров, доцентов, ассистентов, которые воспитывают в себе черты мировоззрения, сформулированные Пушкиным в его духовном завещании — «Памятнике»: быть любезным народу, а не только самому себе; понимать под народом не одних представителей твоей расовой и этнической, классовой и клановой, конфессиональной и профессиональной группы, а человечество, в котором равноправны и равноценны «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык»; высоко ценить и доступными каждому Учителю средствами восславлять свободу и милость к падшим призывать; наконец, воспитывать в студентах потребность и способность к критическому самоанализу. Учителю, формируемому в Университете, свойственны такие завещанные Пушкиным качества петербургского интеллигента, как эстетика поведения и культура речи. В современном интеллигенте Университет воспитывает понимание того, что его внешний облик, одежда, манеры, формы общения, лексика и стилистика его речи обладают определенной социальной и культурной ценностью, поскольку выражают меру уважения к другим людям, желание сделать их общение с ним приятным.
В подборе педагогического состава высшего учебного заведения одним из критериев выбора преподавателя является интеллигентность претендента на занятие высокой должности Учителя, а не только мера знания им своего предмета и умение его преподавать.
3. Третий аспект рассматриваемой проблемы — пути претворения в жизнь установки на формирование интеллигентных людей, сопрягающих получаемые знания и умения с нравственными принципами своей профессиональной деятельности.
В ходе чтения лекций по истории и теории своей науки преподаватель рассказывает о том, сколь плодотворной была для развития научной мысли, философии, публицистики, техники, всех искусств такая обстановка, которая порождалась описанным выше качеством интеллигенции — принципиальностью позиций и одновременно терпимостью к иным точкам зрения, иным позициям в решении тех же проблем, и какие печальные последствия имели действия, обусловленные, с одной стороны, беспринципностью, приспособленчеством, установкой «чего изволите», а с другой — насильственным навязыванием своих взглядов и преследованием инакомыслящих. Такой подход к преподаванию любой дисциплины рождает у студентов понимание того, что в развитии культуры критерии нравственности и эффективности, продуктивности, полезности фактически совпадают. Что касается семинаров, то на них к тем же выводам педагог приводит студентов, организуя и умело направляя их дискуссии при обсуждении тех или иных проблем, ибо дискуссии должны демонстрировать их участникам эвристическую ценность уважения к другой точке зрения, терпимость к взглядам, отличающимся от твоих, умение слушать другого, а не только самого себя, стремление понять мысль своего оппонента и не приписывать ему того, что он не думает, тактично полемизировать с ним без уверенности в своей абсолютной правоте и в то же время без комплекса неполноценности.
Проведение такого рода семинаров формирует у студентов важное качество интеллигентного человека — владение культурой диалога, воспитывает у студентов неотъемлемую от подлинной интеллигентности способность аналитического и критического отношения не только к другим, но и к самому себе, способность воспринимать себя с юмором, а в известных обстоятельствах с иронией или даже с сарказмом, ибо интеллигентность несовместима с убеждением в собственной непогрешимости и, тем более, с самовлюбленностью.
Цель проведения таких семинаров — формирование потребности и способности студента превращать познание мира в самопознание, критическое отношение к окружающим — в самооценку, воздействие на других людей — в сознательно-целенаправленное и не прекращающееся на протяжении всей жизни самовоспитание
culturalnet.ru›main/getfile/1336.
Нет комментариев. Ваш будет первым!