3.1. Принципы интеллигентизации
Ниже перечисленные принципы способны внести свой вклад в устранение разногласий между инициаторами и участниками интеллигентизации в процессе ее подготовки и осуществления. Их перечень и содержание могут по ходу дополняться, конкретизироваться, уточняться. А поскольку несоблюдение принципов способно пагубно отразиться на качестве реализации идеи, каждому участнику интеллигентизации следует глубоко их осознать, осмыслить, принять к сведению и руководствоваться ими в своей практической деятельности.
Формирование в менталитете русского человека качеств, образующих комплекс интеллигентности, можно представить себе так:
- всегда русская душа стремилась к истине, правде, жить старались по правде, по совести. «Правда» у русских – понятие всеобъемлющее. Это и «Божия правда» как ученье о Боге и міре, и как законы жизни, данные в заповедях Божиих и наставлениях отцов и учителей Церкви; это и личная праведность человека; это и право, закон в юридическом смысле. Первый свод законов у нас назывался «Русская Правда» («Правда Росьская»). Жить «по совести» – то же, что «жить по правде» (Лебедев Л. Великороссия: жизненный путь);
- любовь к матери, роду, общине, родной земле после битвы на Куликовом поле (1380 г.) трансформировалась в преданность Родине, которая была не просто востребованной, а превратилась в условие существования России, как суверенного государства. «Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма» (Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости);
- cо второй половине XVIII столетия (1769 г. - издание «Истории о славном ламанхском Рыцаре Дон Кишоте») под европейским влиянием все большую популярность среди просвещенной части молодежи обретает чувство собственного достоинства, носителями которого до тех пор были гонимые церковью старообрядцы. «Положение России оказывается потому особенно завидным, что она при этом не утрачивает своих рыцарских качеств» (Багно В.Е. Русское донкихотство как феномен культуры).
Изложенное позволяет высказать предположение о том, что, как педантичность для немца или предприимчивость для еврея, так интеллигентность является отличительной чертой для истинно русского (т.е., русского по духу) человека.
Поэтому интеллигентизацию следует рассматривать не как насаждение чего-то инородного, а как возрождение исконных национальных особенностей, некогда незаслуженно подвергнутых искоренению.
Несмотря на продекларированную опору на национальные ценности, интеллигентизация ни в коем случае не отвергает право на внедрение в практику работы предприятия лучших образцов зарубежного опыта. Наоборот, процессы интеллигентизации и освоения мировых достижений в области корпоративного менеджмента способны стать двумя взаимосвязанными, взаимодополняющими и взаимообогащающими явлениями.
Например, трудно себе представить качественное внедрение, например, системы «Развернутая политика», без добросовестного отношения сотрудников к выполнению своих обязанностей. С другой стороны, использование этой системы способно существенно отразиться на профессионализме сотрудников и качестве выполнения ими своих обязанностей.
Точно также внедрение в практику работы коллектива системы «Бережливое производство» немыслимо без хозяйственного отношения сотрудников к имуществу предприятия и результатам его деятельности. В свою очередь, итогом освоения этой системы является более бережное отношение работников к средствам и ресурсам производства, что является необходимым условием проявления патриотического отношения к предприятию.
Также невозможно переоценить значение систем «Кайдзен» или «Подачи предложений» для такой важной потребности, как самоактуализация, от степени удовлетворения которой зависит моральное состояние сотрудника и его отношение к работе. А, с другой стороны, без наличия в человеке достаточного уровня порядочности, проявляющейся в его стремлении к цивилизованным способам самореализации, внедрение этих систем в полной мере практически невозможно.
Наконец, известно, что на Западе давно применяются различные методики, направленные на активизацию мыслительной деятельности и производственной инициативы сотрудников, и многие из них отвечают целям и задачам интеллигентизации. А интеллигентизация по своей сути является условием необходимым и достаточным для качественного освоения и эффективной реализации этих методик.
Большинство современных российских предприятий управляются людьми, так или иначе, в той или иной степени унаследовавших и впитавших в себя традиционные ценности советской эпохи. Среди этих ценностей есть и такие, которые в совокупности можно назвать представлениями о правильном стиле управления. Понятно, что авторитарная система вряд ли была способна создать что-либо ориентированное на потребности человека даже на уровне прецедента. Поэтому, принцип «Я начальник, - ты дурак» в те времена имел универсальный характер, повсеместное применение и непререкаемый авторитет. Следствием реализации этого принципа было отсутствие необходимости разрабатывать и применять способы повышения трудовой дисциплины и творческой инициативы, основанные на достижениях психологической науки. И существовали производство и наука сами по себе, независимо друг от друга.
В то же самое время западные предприятия, работавшие в условиях конкуренции, старательно внедряли у себя самые прогрессивные системы повышения производительности труда, в том числе гуманистического характера. Мы же до сих пор удивляемся, почему за двадцать лет рыночных преобразований ничего существенного в своем производстве не достигли.
Одной из причин является традиционное неуважение человеческого достоинства и соответствующее этому игнорирование достижений психологической науки и практики.
Между тем, у нас имеется огромное количество публикаций и отечественных, и зарубежных авторов[1], содержащих сведения, позволяющие получить четкое представление о современных способах мотивации сотрудников. Особое значение могут иметь и в первую очередь применяться выводы, содержащиеся в гуманистической психологии и акмеологии.
В условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто имеющиеся ресурсы использует наиболее рациональным образом. Наиболее перспективны в плане рационализации использования - человеческие ресурсы. Их интеллектуальный потенциал практически неисчерпаем. Наличие благоприятной творческой атмосферы, провоцирующей проявление сотрудниками здорового энтузиазма, продиктованного вдохновением, - условие, необходимое для повышения эффективности деятельности предприятия. Но не только.
Как отметил один из классиков американской беллетристики, два интеллекта, сошедшиеся вместе, порождают некое поле, подобное третьему интеллекту. В этом заключается особенность человеческого потенциала, и именно эта особенность лежит в основе проявления синергетического эффекта (1 + 1 = 3) в совместной деятельности. В зависимости от того, насколько организован коллектив, синергия будет положительной или отрицательной, огромной или ничтожно малой.
Поскольку категория истинных интеллигентов отличается способностями слушать и слышать, смотреть и видеть, это условие, являющееся необходимым для совместного взаимодействия в условиях производства, нужно использовать настолько, насколько позволяют современные технологии. И в этом плане Интернет предоставляет огромные возможности по реализации принципов массового сотрудничества, пропагандируемых викиномикой. Информация, расположенная на сайте, способна не только вызвать интерес посетителей, но и спровоцировать у них желание изложить соображения или оставить на нем свои комментарии. При этом обсуждению могут быть подвергнуты как вопросы, касающиеся интеллигентизации, так и многие другие из области производственных отношений. Полученная таким образом информация может представлять ценность не только для непосредственной реализации идеи настоящей концепции, но и для производственной деятельности предприятия, в том числе связанной с решением кадровых вопросов.
Идея интеллигентизации представляет собой именно то зерно, которое в русской почве способно дать хорошие всходы. Но для этого нужно, чтобы каждый гражданин, разделяющий изложенные в данной концепции взгляды, начал участие в данном проекте именно с себя. Для этого достаточно задуматься, в какой степени свойство, называемое интеллигентностью, на его взгляд ему присуще, какие качества нужно в себе развить, а от каких избавляться.
При этом следует иметь в виду, что понятие интеллигентности обладает способностью необыкновенно легкого проникновения в сознание человека, воспитанного на русской культуре, поскольку она этим понятием буквально пропитана. Благодаря этому, идея интеллигентизации хотя бы на интуитивном уровне большинством наших соотечественников может быть понята без труда. А это имеет огромнейшее значение, поскольку непонимание – одно из самых распространенных на сегодняшний день препятствий, возникающих на пути инновационных преобразований.
В данном случае трудно себе представить человека, у которого не было бы собственного представления об этом понятии. Поэтому, чтобы руководство предприятия, имеющее намерение подхватить данный почин, развернуло программу интеллигентизации в возглавляемом коллективе, нет необходимости растолковывать ее суть, достаточно приложить минимальные усилия организационного характера.
А поскольку в мире есть люди, которые высоко ценят особенности русского менталитета[2], не исключено, что в результате распространения настоящей идеи на мыслящую категорию человечества, русская душа перестанет быть загадкой, а превратится для людей всей планеты в уважаемый, почитаемый и авторитетный образец.
[1] Внедрение зарубежного опыта без учета особенностей российской действительности бессмысленно. Именно поэтому, стержнем, на который может быть нанизан изучаемый и внедряемый на предприятии мировой опыт, может стать интеллигентизация, основанная на наших национальных ценностях.
[2] Не исключено, что русский менталитет именно потому и привлекателен для некоторых иностранных граждан, что известен он им по тем образцам русских интеллигентов, которые после октябрьской революции попали за границу. Т.е., - по лучшим образцам, поскольку это были едва ли не самые умные, высоконравственные, горячо и искреннее любящие свою Родину люди.
Нет комментариев. Ваш будет первым!