2.1. Обоснование выбора
интеллигентности в качестве ориентира
Чем выше уровень знаний, компетентность, квалификация сотрудников предприятия, тем качественнее они способны выполнять возложенные на них обязанности. Но не только от профессиональных качеств это зависит. Очень часто результаты работы, - особенно выполняемой в нестандартных ситуациях, - зависят не столько от мастерства, сколько от таких личностных качеств человека, как добросовестность, скрупулезность, аккуратность, целеустремленность, сила воли и т.п. Но и это еще не все. Во многих, если не во всех областях человеческой деятельности решающую роль в достижении желаемого результата играют такие, казалось бы, далекие от производственных функций качества, как совестливость, честность, принципиальность, достоинство. К этому следует добавить также целое множество качеств, характеризующих человека с позиций его способности к участию в совместной деятельности: толерантность, отзывчивость, способность слышать собеседника и т.п. Иными словами, от морально-нравственного потенциала личности во многом зависит степень ее функциональности как элемента социально-производственной системы.
Наличие или отсутствие у сотрудника перечисленных качеств говорит о наличии или отсутствии у него интеллигентности. Именно от степени ее развитости на предприятии, от насыщенности ею взаимоотношений между людьми зависит качество выпускаемой ими продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.
Таким образом, чем больше интеллигентности на предприятии, тем лучше всем, кто имеет к нему хоть какое-то отношение. И наоборот, чем меньше на предприятии интеллигентности, тем больше беспорядка, брака, бесхозяйственности и т.п. и, главное, - меньше удовлетворения от совместной деятельности.
Вывод очевиден - чем активнее работают механизмы интеллигентизации и воспроизводства интеллигентности, тем совершеннее предприятие, тем лучше оно выполняет обозначенную для себя миссию и тем больше от него пользы людям.