Притвориться можно кем угодно – щедрым, благородным, умным, культурным и т.д. – но только не интеллигентным.
Человек образованный и человек интеллигентный – это далеко не одно и то же. Образованность – это накопление человеком прежних знаний и умение использовать их в практической жизни, в то время как интеллигентность – стремление к созданию новых знаний, попытка сделать из накопленных знаний новые выводы.
Интеллигентность исходит изнутри, из глубины души. Человек интеллигентный отличается внутренне свободным мышлением и раскрепощённостью духа. Интеллигента отличают стремление к приобретению новых знаний, интерес к истории и подлинному искусству, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, полнота своего разговорного и письменного языка. Интеллигентность – это проявление внутренних качеств, а не внешних признаков, поэтому притвориться интеллигентом нельзя – на чём-нибудь да проколешься. Интеллигент стремится к просвещению и ненавидит насилие. Интеллигент – человек совести, а совесть – она у всех и для всех, совесть покоряется истине, но силе – никогда.
Трудность определения понятия «интеллигентность» состоит в том, что оно прямо связано с понятиями «душа», «духовность», которые также трудноопределимы. Здесь даже достаточно образованный человек оказывается в положении хорошо обученной собаки, которая реагирует на человеческую речь, всё понимает, вот только высказать своё понимание не может, только смотрит на собеседника умными глазами. Можно только перечислить основные внутренние признаки интеллигентного человека: приверженность идее справедливости, критическое отношение к тем социальным формам управления, которые далеки от идеалов гуманизма и демократии; единство духовности с людьми, чьи интересы он представляет; верность народу и Родине, подвижничество, творческая одержимость; независимость мышления, внутренняя самостоятельность, стремление к свободе самовыражения; стойкость и мужество в отстаивании своих взглядов, продиктованных убеждениями и совестью; терпимость к людям, способность их выслушивать, даже если они высказывают взгляды, с которыми не согласен; сопереживание, сочувствие другим людям, стремление оказать им посильную помощь; стремление к накоплению новых знаний и передаче их людям; и т.д.
Часто путают два разных понятия – «интеллигент» и «интеллектуал». Интеллектуал - это человек умственного труда, зарабатывающий умственным трудом хлеб свой насущный. Интеллигент – не обязательно интеллектуал, хотя чаще всего человек образованный. Главный признак интеллектуала – профессиональные знания, главный признак интеллигента – совесть.
Разницу между интеллектуалом и интеллигентом можно увидеть, сравнивая двух известнейших людей России нового времени – Дмитрия Лихачёва и Льва Гумилёва. Дмитрий Лихачёв был выпущен из Соловков, так как власти предержащей потребовался апологет двух тезисов:
1. До крещения Руси у русского народа не было своей культуры, а были лишь предполагаемые ценности;
2. Русская и советская культура имеют приоритет во всём перед всем остальным миром.
И Лихачёв очень быстро доказал, что в этих вопросах он профессионал. Доказывая эти два тезиса, угодные власти, он стал доктором наук и академиком, был обласкан наградами и премиями как в советское время, так и после него, когда был объявлен «совестью народа» и «отцом российской демократии». То, что ставят ему в заслугу, и совершенно справедливо, – защиту русской культуры и церковно-культурных ценностей – он делал не как интеллигент, апеллируя к народу, а как профессионал – апеллируя к власти.
Лев Гумилев создал идущую вразрез с официальной наукой теорию развития общества, изучая не даты и личности, а процессы и народы в связи с территориями их проживания, он фактически создал новую естественную науку – этнологию. Поэтому он трижды сидел в ГУЛАГах, там написал две докторские диссертации, из которых ему удалось защитить лишь одну, в период хрущёвской оттепели, но никогда не апеллировал к власти (видимо, знал цену и той, и другой). Уже в новое время написал несколько книг, которые издал с большим трудом, но и он сам, и его книги до сих пор оплёвываются «номенклатурной» наукой, хотя значимость его научных трудов признана во всём мире. Как сказал известный журналист Л. Анненский: «Он принял этот постриг (в интеллигенты) и не изменил выбору ни в одной ноте своего горького песнопения».
Я не призываю всех немедленно стать интеллигентами, это большой душевный и духовный труд, а иногда и подвиг. Но хоть уважать интеллигенцию за её подвижничество, за сочувствие и сопереживание народу, нелёгкий труд за мизерную зарплату можно? И не плевать в интеллигентов каждый раз, когда власть предержащие ищут виноватых в том, что наделали сами?
Спасибо! Лаконично и доступно всем. Очень хочу чтобы это прочли те, которые путают эти два понятия и, что самое печальное, зачастую не заслуженно причисляют себя к интеллигентам. Многим из нас до этого далеко как до луны.