КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Лотман Ю.М.
Интеллигентность - это психологическое свойство, которое может быть присуще любому человеку, принадлежащему к любой общественной группе.
Если нас всех спросить, что такое интеллигентность, мы скажем, наверное, что это вежливость, душевная чуткость, умение страдать не только от физической боли... То есть, наверное, можно сказать: это когда человек чувствует, что у него есть душа. Душа - понятие, казалось бы, не материальное, мы в свое время от него открестились как от идеализма, но когда у человека начинает болеть душа, то он замечает, что она у него все-таки есть.
Что же противостоит интеллигентности?... Думаю, что понятием, противостоящим интеллигентности, является ХАМСТВО... Что же стоит психологически за этим?... Если говорить о психологической основе хамства - это психология раба... Это психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение, унижая других людей.
Соединение униженности с определенными душевными качествами, главным образом, с выпадением из культурной традиции, приводит к тому, что желание унизить другого дополняется желанием разрушать.
М.Горький неоднократно подчеркивал, что корень хулиганства - в скуке, а скука порождается неодаренностью. Сочетание неодаренности с социальной заброшенностью, с униженностью порождает "комплекс трущоб" - комплекс разрушительный; он и вырывается наружу в форме хамства.
Есть еще один психологический комплекс. Я бы назвал его "комплексом оккупанта". Был у меня как-то в 1943 году разговор с пленным немцем.
Человек очень средний, он пережил много унижений и дома, и в армии, пока получил ефрейторский чин, и он попадает как оккупант в чужую страну и становится господином. У него нет достаточной культуры, чтобы справиться с этим новым своим положением, и он выражает его в том, что свою старую культуру вычеркивает - он ее оставил дома. Я ручаюсь, что, вернувшись в отпуск домой, он снова станет культурным человеком. Но то, что он оккупант на чужой территории, сразу освобождает его от культуры. Он свою культуру вычеркнул, чужой не получил, он остался свободным от культуры и этим упивается.
Культура - вещь очень хорошая, но она нас всех и стесняет: не делай того, не делай этого, это стыдно делать... Чем дальше, тем культура требует больших отказов, больших стеснений, она облагораживает чувства и превращает простого человека в интеллигентного человека. И поэтому определенным людям, особенно людям малокультурным или угнетенным своей серостью, социальной униженностью, очень хочется сбросить это все. Тогда появляется истолкование свободы как полной свободы от человеческих ограничений. Это и есть хамство.
Свобода-это не только отсутствие внешних запретов. Отсутствие внешних запретов должно компенсироваться внутренними, культурными запретами: я могу соврать, но я не совру, я могу оскорбить другого (я сильный, у меня есть оружие), но я этого не сделаю. Таким образом, комплекс оккупанта - тоже один из источников хамства. Между прочим, в этом секрет того, что в XIX и XX веках мы видим глобальный расцвет хамства. Милитаризм и колониализм начали влиять на дух общества... Тот комплекс оккупантов, который прежде считался нормой поведения в колониях, уже в XIX и особенно в XX веке был перенесен на метрополию. Это урок всем нам, всем народам. Мы думаем, что милитаризация направлена против кого-то, - она направлена против всех.
Мы можем сказать, что хамство - это не просто грубость, малая осведомленность, не особенная культурность, это социально-психологическая болезнь. Я даже иначе скажу - это симптом болезни, которую надо лечить. И одно из основных лекарств против этого - интеллигентность. Культура выделяет из себя это психологическое свойство, которое является как бы противоядием хамству.
Фрагмент конспекта лекции
http://elena-nt.livejournal.com/120832.html
Нет комментариев. Ваш будет первым!