КНЯЗЬ ЮРИЙ ГОЛИЦЫН - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Николаева Л.А.
В разные исторические периоды понятие интеллигенция имело различные определения, но суть их сводится к тому, что так называли часть, группу, общественный слой образованных людей, занимающихся развитием и распространением культуры на благо общества. Вокруг этого понятия с самого начала его возникновения сложилась непростая ситуация, которую очень точно описывает А. В. Соколов в своей книге [4], посвященной проблемам интеллигентоведения: «Интеллигенция - самый таинственный персонаж российской истории, окруженный ореолом противоречивых мифов, гипотез, контроверз и плохо совместимых фактов. Нетрудно привести многочисленные высказывания авторитетных мыслителей прошлого и позапрошлого веков, а также наших современников, как “во здравие”, так и “за упокой” этого Чуда и Чудовища, именуемого “русской интеллигенцией”» [4, с. 3]. А. В. Соколов отмечает наличие множества мнений, определений и трактовок, данных в России понятию интеллигенция на протяжении более 100 лет. Причину этого исследователь описывает следующим образом: «... Объявшая интеллигенцию мгла противоречий обусловлена разным пониманием интеллигентности и отсутствием конструктивного критерия для отличия интеллигента от неинтеллигента» [4, с. 6].
Для того чтобы «рассеять “мглу противоречий”», А. В. Соколов разграничивает понятия интеллигент и интеллектуал, «которые зачастую недопустимо смешиваются друг с другом» [4, с. 8]. В ходе своего исследования автор выводит и обосновывает формулы интеллигентности, интеллектуальности и интеллектности, без которых данное разграничение было бы невозможно. Исходя из этих формул мы попробуем доказать, что Юрия Голицына можно назвать интеллигентом.
Формула интеллигентности и формула интеллектуальности выглядят одинаково: [С & V] • кТ, где «С - интеллектная постоянная: относительно высокая образованность плюс креативность; V - этическая переменная: принятое личностью этическое самоопределение; кТ - коэффициент исторического времени, принимающий различные значения в зависимости от поколения интеллигенции» [4, с. 43-44].
Единственным отличием в формулах является этическая переменная, которая в формуле интеллигентности включает в себя такие принципы, как альтруизм + толерантность + благоговение перед культурой; а в формуле интеллектуальности - эгоизм + интолерантность + потребительское отношение к культуре. Для того чтобы доказать интеллигентность Юрия Голицына, соотнесем его личностные качества с предложенными А. В. Соколовым качествами интеллигента.
Юрий Николаевич Голицын был известным дирижером, меценатом, композитором. Всю свою жизнь он посвятил музыке, а точнее, хоровому ремеслу, создав в своем имении хор из крепостных. Специалисты той эпохи, знающие все нюансы музыкального искусства, устно и письменно подчеркивали не только профессиональный уровень певцов, но и их творческую самобытность. И, конечно же, все это благодаря Ю. Голицыну. Он глубоко чувствовал музыку, «очень многое мог показать хору, но, презирая внешнее подражательство, не ленился заниматься с каждым хористом отдельно, превращая исполнителей в творцов» [2, с. 38]. Репертуар хора был огромен, он исполнял любую музыку, но охотнее всего - русских композиторов: Д. С. Бортнянского, С. А. Дегтярева, Г. Я. Ломакина, М. И. Глинки. Концерты хора устраивались не только в имении Голицына, куда съезжались любители музыки с ближайших губернских городов и со всей Тамбовщины, но также с огромным успехом проходили в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже и других городах. «Сам князь вроде бы не догадывался, что служит большому культурному делу приблизить Европу к постижению русской сути через музыку» [2, с. 51]. В этом и заключается благоговение князя Голицына перед культурой.
Альтруизм Голицына отражают некоторые принципы. Принцип заботливости проявлялся в том, что несмотря на свой вспыльчивый характер, на то, что он был надменным крепостником, он все-таки являлся «ярым борцом с крепостничеством» [1, с. 213]. За три года до отмены крепостного права Голицын освободил «крестьян от барщины и перевел их на поденную оплату» [1, с. 215]. Принцип активности мы видим в следующем: на протяжении всей своей бурной жизни князь Голицын, опираясь на творческие силы своих крестьян, заботился о развитии и пропаганде русской культуры. Где бы он ни жил, каким бы ни было его материальное положение, он вновь и вновь собирал хор и давал концерты. «Трудолюбивый музыкант-профессионал, целиком расходующий себя на выступления, спевки, многочисленные хлопоты, связанные с размещением и устройством почти полутораста человек» [2, с. 43].
Принцип толерантности проявляется в поведении князя Голицына по отношению к политическим установкам того времени, когда российская действительность характеризовалась отставанием от модернизированной Европы. Среди главных причин этого можно выделить: «во-первых, крепостное право, во-вторых, неограниченное царское самодержавие, в-третьих, средневековую ментальность большей части населения» [3, с. 119]. Как уже говорилось, Голицын был противником крепостничества. Он поддерживал демократические взгляды А. И. Герцена: уважение к народу как к творящей силе истории. Деятельность князя и его хора - прямое тому доказательство, иначе говоря, сам хор и был из народа.
Жизнь Голицына сложна и противоречива. Многое можно было сделать по-другому, но «годы испытаний, разорение, потеря семьи и всего состояния, каиновы муки на чужбине не научили осторожности эту душу. Его смирение было смирением артиста перед богом искусства, но не перед людьми, тем паче перед сильными мира сего. Тут он остался тем же Юркой (так его все называли), который не боялся морочить ни директора Пажеского корпуса, ни самого государя, высмеивать власть и силу имущих... совершить невероятный по дерзости побег и после всего содеянного найти мужество вернуться назад» [2, с. 56-57].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что князя Юрия Голицына можно назвать интеллигентом, так как он обладал личностными качествами интеллигента, которые проявлялись в альтруизме, толерантности и благоговении перед культурой. А без этих качеств было бы трудно выполнять миссию интеллигенции по созданию, хранению и распространению национальных культурных ценностей.
1. Ветловский, И. Добринский край: страницы истории / И. Ветловский, М. Сушков, В. Тонких. -Липецк: Инфол, 2003. - 416 с.: ил.
2. Нагибин, Ю. М. Сильнее всех иных явлений: повесть / Ю. М. Нагибин // Роман-газета. - 1988. -№ 17. - 63 с.
3. Соколов, А. В. Библиотечная интеллигенция в России: ист. очерки / А. В. Соколов. - М.:
Либерея-Бибинформ, 2007. - Ч. 1. XI - XIX века. - 192 с.
4. Соколов, А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в российской истории / А. В. Соколов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 344 с. - (Новое в гуманитарных науках, вып. 22).
Нет комментариев. Ваш будет первым!