ИСТОРИЯ РУССКИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ

 

Тульчинский Г.Л.

 

«Петровские реформы и Питер как их символ и демоверсия востребовали и явили обществу целую плеяду ярких личностей разных сословий, раскрыли людям инициативным невиданные ранее в России возможности самореализации. Основание и развитие Санкт-Петербурга породило новый для России тип личности - первого российского интеллигента. В двух версиях: просвещённого аристократа- дворянина (декабристы, Пушкин) и «бедного Евгения» (простого «маленького» человека), нашедшего в себе силы для духовного протеста.

 

В дальнейшем «евгении» вытеснили аристократов. Следующий этап в развитии петербургской культуры неспроста получил название «Петербурга Достоевского». Речь идёт о формировании типа «разночинца-интеллигента». Но и в этом случае мы имеем раздвоение личности на интеллигента- разночинца-революционера и интеллигента имперской культуры культур. Между ними шел интенсивный диалог, иногда - в сознании отдельных личностей. Достаточно в этой связи вспомнить ницшеанца М. Горького и А. Блока, призывавшего «слушать музыку революции». Чем это закончилось - слишком хорошо известно.

 

Следующий этап привёл к формированию третьего типа питерского интеллигента - советского интеллигента «в первом поколении» - детей рабочих, крестьян, служащих, получивших более менее серьёзное образование. Крах старой питерской интеллигенции, сохранившейся от «Серебряного века», ярко описан в творчестве К. Вагинова, М. Зощенко. Однако все эти на первых порах «шариковы», а тем более - их дети, получая образование, были вынужденны как- то относиться к культурно-историческому наследию, столь обильно представленному в бывшей имперской столице. Именно в советское время сложился миф о Ленинграде и ленинградцах, как носителях и хранителях высокой культуры, противостоящей политико-идеологическом официозу, продолжилась биполярность питерской персонологии. С одной стороны - упомянутая ленинградская интеллигенция, а с другой - продолжатели линии «Серебряного века», на какое- то время ушедшие в «параллельную независимую культуру» (И. Бродский, В. Кривулин, А. Битов, Н. Катерли).

 

К 300- летнему Юбилею города ситуация изменилась. Не исчерпана ли критическая масса культурного потенциала, необходимая для специфического персоногенеза в этом городе? Не растрачен ли тот уровень, на который этот потенциал был поднят в пушкинскую эпоху? Нельзя не обратить внимание на систематическое снижение культурной планки. Тенденция от петровской эпохи к раздвоению на Евгениев да акаиями акакиявичей с аристократией, крах последней и раздвоение образованного разночинства на революционеров-демократов игиппиус-мережковских, крах последних и раздвоение петроградцев ленинградцев на зощенковских и вагиновских персонажей, продолжение полуподпольного существования последних на фоне формирования образованщины - слишком очевидна и убедительна. Крах и несостоятельность петербургского демократического движения, деградация административной элиты только подтверждают эту тенденцию. 

 

Похоже петровский проект завершён. Амплитуда маятника, раскачанного Петром затухала и затухала. И теперь он встал. Город и голосует как вся Россия. Остров европейской культуры в архипелаге Россия размыт. Или поглощен заносами». 

http://vikent.ru/enc/3817/

 

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

По все вопросам писать на info@intelligentia.ru