ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ИЛИ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС?
Ирина Адамчук
Увидела сегодня два интервью Божены Рынской, дамочки крайне интересной с энтомологической точки зрения, чья биография наблюдается мной давненько, и результаты наблюдений – заводят в пучины мыслительной деятельности и кое-каких выводов.
Ну, собственно, что интервью… Одно было посвящено ругани Боженой Полковника П. Второе – более длительное, мыслям по поводу российского народа и его креативной составляющей.
Но как всегда, Боженины мысли тут сыграли роль последней капли, которая подтолкнула меня на дележ мыслями по поводу.
Вот смотрите, вы никогда не задумывались, почему в российском обществе интеллигенция играла такую важнейшую роль и почему мы, русские, носимся с этой идеей уж какое столетие подряд, а в обществе западном – вообще всем все равно, есть ли на свете такая прослойка и насколько она важна. На Западе как – есть класс людей с образованием, занимающихся умственным трудом, но его границы – размыты, потому что приезжающие эмигранты часто тоже могут быть людьми с образованием, хотя и находиться в других социальных прослойках. В общем, мало того, что западная цивилизация никогда не придавала интеллигенции того значения, как цивилизация наша, русская, так еще и общество имеет образованных культурных людей во всех прослойках, а не только там, что с недавнего времени начало обозначаться креативным классом.
В России у интеллигенции всегда был особый путь, и она всегда была крайне сконцентрирована на народном благе, то есть имела в себе мессианские черты. Я не вижу никакого иного объяснения этому феномену кроме одного – особенности исторического развития нашей страны. Первая “волна” русских интеллигентов была действительно “от сохи”, плоть от плоти народа. Именно Петр Первый раздавал дворянство не по крови, а за особые заслуги перед отечеством. Умный смышленый крестьянский сын? А пожалуйте в Голландию поучиться кораблестроению. Смышленый боярский сын? А вот пусть немцы поучат фортификации. Из стрельцовских детей? Будешь у англичан учиться дома строить. Кстати, легенда о крестьянском сыне Михайле Ломоносове – она ведь легенда, потому как папаша Михаила Васильевича выстроил шхуну с каким-то высоким водоизмещением (простите, запамятовала цифру) и ему автоматически было даровано дворянство за столь высокие заслуги перед родиной. Тут ведь легенда о крестьянском самородке была просто выгодна что царскому режиму, что большевистскому – потому как-то и прижилась идея, что жил себе малограмотный помор, пришел с рыбным обозом в Москву и стал ученым.
И вот представьте себе – от Петра Великого в стране начала формироваться прослойка, состоящая из дворян по крови, образованных по европейскому стандарту – и людей из народной гущи, с тем же высококлассным образованием. Эта смесь просто не могла иметь в себе отделенность от народа, потому что частично состояла из самого народа и всегда помнила о своем прошлом.
Именно поэтому русская интеллигенция всегда смотрела на народ, искала там ответов на извечные вопросы, на которые не могло ответить европейское образование, тем более, отравленное энциклопедистами, и именно поэтому русская дореволюционная интеллигенция никогда не жаловалась на народ. Вернее, может и жаловалась, может, и подсмеивалась, но всегда видела в этой огромной массе не “некачественный продукт”, не “быдло”, не “темную и непросвещенную массу”, а свои корни, которые нужно жалеть, у которых нужно учиться многим качествам, например, доброте и смирению, смекалке и незамутненному чистому взгляду на жизнь.
Именно поэтому интеллигенция не просто “думала” о народе, она радела о нем. Учителя, врачи, адвокаты, агрономы – люди с дипломами шли в самые глухие медвежьи углы, чтобы образовывать, лечить, учить, защищать, просвещать, просто помогать. Даже русские революционеры, от восторженных студентиков, покушавшихся на царя и губернаторов, до собственно большевиков – имели благие цели, выложившие стране в конце концов дорогу в ад. Но их целью – было народное благо, пусть средства и результат стали главным кошмаром 20 века. Но все же – они действительно думали о народе, даже из своих швейцарских и тифлисских далеков.
Революция опять перемешала слои – уничтоженная та, старая, дореволюционная интеллигенция, была заменена интеллигенцией советской. Снова смешанной, если хотите “набранной” из народных низов. Остатки интеллигенции царской – кое-как научили и образовали Иванушек Бездомных, чтобы к концу социализма в стране сложился новый класс интеллигенции. Двигавшей науку, искусство, держащей уровень страны на действительно высоком уровне.
Перестройка запустила механизм уничтожения этой интеллигенции. Большая часть – умерла, меньшая – разъехалась, скатилась вниз по социальной лестнице, не сумев вписаться в рыночную экономику.
И на “свято место”, не могущее быть пустым, хлынула волна людей, которые и обозначают себя термином “креативный класс”. Плохо образованные, развращенные Карнеги, они познали о себе главное: верь в себя. Самоназначенная эта интеллигенция – обладает главной отличительной чертой, девизом: мы – не народ. Близость к народу как раз у них считается показателем неинтеллигентности и некоторой быдловатости, им вообще народ сильно мешает. Они считают его быдлом и не устают повторять, что с народом России не повезло. Гниленький попался народец, некачественный. Вот ежели бы был у них народ как американцы или как французы – не, ну тогда мать Россия бы зацвела и заколосилась, а так… Нет, определенно, из-за народа все так плохо в стране.
Этот класс кичится своими дипломами, сертификатами, считает особым достоинством – жить на две страны (причем редкая птица из этого класса может похвастаться вменяемым знанием хотя бы одного иностранного языка. Нет, даже не так – хвастаться-то они хвастаются, знаний только нет, один понт). У них свои особые “элитные” поселки, где нет места быдлу, свои рестораны, дома, своя кухня, свои места для отдыха. Вообще – они по “лухари” – большие спецы. Требуют квот на сумки Биркин, вздыхают, что быдло добралось уже и до Куршевеля, и вообще мир несправедлив, ведь в нем столько народного быдла, столько быдла… Им ничего не хочется делать для народа, ничего. Нет никакой потребности помочь, подсказать, поддержать своими знаниями и умениями.
Единственное, что они народу позволяют – восхищаться ими в инстраграммах и фейсбуках, но при этом – если народ отбивается от рук и начинает поливать их грязью где-нибудь на форумах, они тут же говорят о том, что мнение быдла их совершенно не интересует.
И вот это и является сейчас заместителем интеллигенции. Потому что назвать это явление интеллигенцией – это оскорбить все те поколения настоящих российских интеллигентов, которые не имели с этими купеческими мыслящими азиатчиной товарищами просто ничего общего. С тем и жить приходится, господа.
Думаю, та самая настоящая русская интеллигенция – она едва ли не в подполье. Она перестала быть массовым явлением, социальной прослойкой. Это – мизерная часть общества, которая не лезет в ящик или социальные сети, а если ее там и можно найти – то как следует поискав. Не знаю, что произойдет в будущем и родится ли из этого креативного полусвета то, что мы понимаем под словом интеллигенция. Тут уж ничего сказать не могу – время покажет. Главное – я нашла, в чем различие, основополагающее, базовое – по которой теперь и можно проверять очередного субъекта с мессианскими комплексами. Мешает ли ему народец – или ничего, жить можно.
http://adamsnotes.net/?p=17118
Нет комментариев. Ваш будет первым!