Введение:
Современный этап развития общества характеризуется сложностью и противоречиями. В течении XX века человечество пережило много драм и потрясений. Оно продолжало исповедывать религию прогресса, доставшуюся ему в наследство от XIX века, обоготворило свои научно-технические достижения, власть политики, идею собственности. Человечество было убеждено, что буржуазный прогресс бесконечен, а власть техники и политики над сознанием безопасна. Тем не менее на исходе XX и на заре XXI столетия мир столкнулся с проблемой выживания. Человечеству грозят вполне объективные опасности, вытекающие из исторической необходимости. С кризисом человека связаны и будут связаны в дальнейшем экологические катастрофы, вполне реальная угроза ядерной войны, кровавые войны, международный терроризм. Перед лицом всех этих опасностей у современного человечества не остаётся иного выхода, как пойти по пути повышения культуры, повышения качества образования,нравственного и физического оздоровления, другими словами — по пути гуманизации. Это единственный путь, который позволит избежать глобальной катастрофы. Дальнейшее существование и развитие человечества невозможно без гуманизации, без повышения значения и роли культуры.
За последние пятнадцать лет в России сложилась принципиально новая ситуация. Попытка перестроить всю общественную систему вызвала к жизни тот общественный строй, который не похож ни на то, что было у нас прежде, ни на то, что есть на Западе. Несоответствие общественного сознания реальным требованиям нашего времени делает принципиально невозможным преодоление социальных катаклизмов, усугубляет болезнь современного российского общества. Современный российский кризис всё больше делает несомненным тот факт, что всякий общественный кризис начинается с человека.
В России складывается такая ситуация. С одной стороны, формируется человек, способный приспособиться к новым общественным отношениям, использующий с успехом для себя болезнь нашего теперешнего общества. С другой стороны, остаётся необходимость сохранения в отношении к миругуманистической системы ценностей: порядочности, совестливости, честности, самоотверженного служения обществу. Вопрос не только в том, чтобы каждый человек осуществил для себя здесь выбор, но в том, что этот выбор поведёт в дальнейшем к определению перспективного пути России. Соответствие общественного сознания своему времени и заключается здесь в том, чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию и обозначить реальные пути выхода из кризиса. Единственная реальная сила, способная возродить Россию, - это человек.
Человеческое измерение проблемы возрождения России заставляет вспомнить об интеллигентности, которая, как интегративное свойство личности, представляет собой вектор духовных и жизненных устремлений человека. Интеллигентный человек смотрит на жизнь через систему твёрдых принципов и организует свою деятельность на основе представлений о смысле и целях жизни. Интеллигентность связывает человека с культурой, с гуманистической парадигмой ценностей. Будучи неразрывно связана с идеей служения [104], интеллигентность противостоит постмодернистскому разрушению и разложению человека и прагматическому мироотношению, которое не привносит и не может привнести в нашу жизнь новых идеалов. С воспитанием интеллигентности связываются представления о поиске российской национальной идеи и выходе из социально-политического и нравственного кризиса. Не случайно в последние десять лет так много говорят об интеллигентности. Интеллигентность определяет человекоцентристский подход во всех сферах жизнедеятельности, ею обусловлено сохранение и упрочение гуманистического отношения к миру. Интеллигентность противостоит по своей сути всему разрушающему образ человека и социальную систему общества. Интеллигентность — это здоровый человек в здоровом обществе, и совсем не обязательно пассивный и слабый человек. Необходимо преодолеть в общественном сознании предрассудки, связанные с интеллигентностью. Например, в представлении А. Ф. Лосева интеллигент активен и деятелен, потому что главной его целью являются интересы общечеловеческого благоденствия [104]. Именно интеллигентность с её высокимнравственным потенциалом и идеей служения может спасти Россию в переживаемом кризисе, очень тяжёлом и глубоком, именно интеллигентность представляет антипод многочисленным деструктивным силам современного общества. И, наконец, именно с интеллигентностью как специфически российским феноменом могут быть связаны надежды на обретение и формулировку российской национальной идеи.
Слово «интеллигентность», возникнув как производное от слова «интеллигенция» и утвердив этим свою специфичность, в дальнейшем разошлось с ним в своём значении. В жизни существуют подлинно интеллигентные люди, не обязательно связанные с интеллигентским сословием, а в самом интеллигентском сословии вполне могут существовать люде не интеллигентные, лишённые настоящих качеств интеллигентности. Это было очевидно уже в XIX веке, в частности для Р. В. Иванова-Разумника. Это связано, впрочем, и с многозначностью слова «интеллигенция». Указанное расхождение понятий интеллигенции и интеллигентности закрепляет «Психологический словарь» 1990 года. Здесь прямо говорится о дивергенции понятий «интеллигенция» и «интеллигентность», о выделении последнего в качестве самостоятельного духовно-этического понятия. «Под первым стали понимать социальную роль, под вторым - особое качество, духовность личности». Это означает, что интеллигентность реализуется вне зависимости от специально интеллектуального труда, в любой человеческой деятельности. Это и позволяет нам говорить об интеллигентности специалиста.
Слово «интеллигенция» ещё В. К. Тредиаковским употреблялось в значении «разумная способность», на что указывает латинская этимология слова. Аналогично трактует это слово «Философский словарь» 2000 года. Этимологически как «интеллигенция», так и «интеллигентность» связаны со словом «разум». В интеллигентности невозможно отрицать разумное, интеллектуальное начало, однако оно не является здесь окончательным и, так сказать, самодостаточным. Интеллигентность - это внутренняя, идеологическая установка человека на отношение, как сказал Р. В. Иванов-Разумник, «к наиболее жгучим вопросам жизни». Интеллигентность — это не просто некая разумная способность, аинтегративная характеристика личности. Об этом писали Д. С. Лихачёв, Н. Н. Моисеев и др. В интеллигентность преломляются начала разумности и культурности с началами гражданственности, патриотизма, профессионализма. Интеллигент не просто в той или иной степени разумен и культурен (и это вне зависимости от специально интеллектуального труда), это человек, проникнутый идеями гражданственности и патриотизма (профессионализм составляет элемент его гражданского долга), идеей служения человечеству.
Между тем проблема интеллигентности, столь занимающая умы на протяжении последних десяти лет постсоветской эпохи, на деле оказывается проработана весьма и весьма мало и несовершенно. Это связано с трудностью понятийного мышления об интеллигентности, с трудностью «принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной» теории интеллигентности [104, с. 322]. Об интеллигентности пишут и говорят в основном в научно-публицистическом ключе, особая роль принадлежит здесь Конгрессам интеллигенции. В науке эскиз теории интеллигентности принадлежит А. Ф. Лосеву.
В педагогической науке проблема интеллигентности изучалась недостаточно. Можно назвать, например, В. И. Андреева, который углублённо занимался проблемой интеллигентности и даже составил тест, единственный в своём роде, на оценку уровня интеллигентности [7]. В остальном в педагогикедело исчерпывается опять-таки отдельными статьями на актуальную тему, которые не могут удовлетворить запрос общества на формирование интеллигентных людей. Интеллигентность не изучалась и на уровне диссертационных исследований.
Формировать интеллигентность будущего специалиста необходимо, так как: «В интеллигентном труде личность развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать его с пользой для себя, своего Отечества и всего человечества в целом. А это невозможно без должного профессионализма. В свою очередь, построение профессионализма невозможно без воспитания нравственности; воспитание нравственности невозможно без реального обучения конкретному делу. Конкретному делу человекобучен плохо, если он не обучен конкретной профессии» [78, с. 8]. Формируя интеллигентность будущего специалиста, мы формируем личность не просто в том или ином виде гармоничную, хорошую, достойную и т.п., но личность, играющую конкретную позитивную роль в обществе и обладающую при этом этическими признаками интеллигентности.
Исходя из всего сказанного, мы имеем противоречие между потребностью общества в формировании интеллигентности, и в частности интеллигентности студента средней профессиональной школы как будущего специалиста, и сравнительной неразработанностью этого направления в педагогической науке.
Проблема исследования. Как сформировать интеллигентность студента средней профессиональной школы - будущего специалиста в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла?
Цель исследования. Разработать модель формирования интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.
Объект исследования. Интеллигентность как универсальное качество современного специалиста.
Предмет исследования. Педагогическая модель формирования интеллигентности студента ССУЗ в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.
Гипотеза исследования. Формирование интеллигентности окажется возможным, если
- будет уточнено понятие «интеллигентность»;
- будет разработана модель формирования интеллигентности студента в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в ССУЗ;
- будут определены педагогические условия реализации модели;
- будут разработаны содержательные модули и педагогические технологии реализации данной модели.
Задачи исследования:
- уточнить понятие интеллигентности;
- разработать педагогическую модель формирования интеллигентности в средней профессиональной школе;
- определить педагогические условия реализации модели;
- выявить содержательные модули и педагогические технологии реализации указанной модели в процессе гуманитарной подготовки.
Методологическую основу составляют
Социально-этическое понимание интеллигентности в России конца XIX - начала XX века (Р. В. Иванов-Разумник, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, прот. Г. Флоровский, В. В.Зеньковский); теория интеллигентности А. Ф. Лосева; связь проблем образовательного процесса с проблемами современного российского общества (Н. Д.
Никандров, И. В. Бестужев-Лада, А. М. Новиков); системно-функциональный подход в воспитании (Н. М. Таланчук); концепция гуманизации и гуманитаризации образования (Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева); концепция интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (JI. А. Волович, Г. И. Ибрагимов); идея самовоспитания (П. Н. Осипов).
Методы исследования.
Анализ философской, педагогической, исторической, методической литературы по проблеме исследования; логический, методологический, психолого-педагогический анализ понятий; обобщение опыта формирования интеллигентности; наблюдение, тестирование, анкетирование, объяснение, пример, моделирование; качественный и количественный анализ результатов эксперимента (статистический метод).
Научная новизна исследования заключается в том, что
- разделено имя и понятие «интеллигентность»; уточнено понятие «интеллигентность» через определение идеологии интеллигентности; с опорой на системный подход выделены и охарактеризованы качества интеллигентности;
- разработана педагогическая модель формирования интеллигентности, состоящая формально из уровней: знания об интеллигентности; мотивация интеллигентности; убеждения интеллигентности;
- определён комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации педагогической модели, который включает в себя: готовность педагога к формированию интеллигентности; готовность студентов к восприятию соответствующих воспитательных воздействий; социальную среду, в контексте которой происходит формирование интеллигентности; определены содержательные модули реализации модели формирования интеллигентности у будущего специалиста — студента ССУЗ, включающие материал гуманитарных курсов «Философия»,
Культурология», «Этика», «Логика», «Теория аргументации», «История русской философии», «История русской литературы», «История отечества», ориентированный на задачу формирования интеллигентности.
Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке, апробации и внедрении в практику учебно-методических рекомендаций по формированию интеллигентности при изучении предметов гуманитарного цикла в средней и высшей профессиональной школе; в разработке программы спецкурса «Интеллигентность в русской культуре», представляющей концептуальное выражение специфически российской проблемы интеллигентности;
- рекомендации и программы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы при совершенствовании учебно-воспитательного процесса в ССУЗе и вузе, в практической работе педагогов-гуманитариев, при повышении квалификации педагогов начальной и средней профессиональной школы.
Положения, выносимые на защиту: обоснование понятия интеллигентности: имя и понятие «интеллигентность», определение идеологии интеллигентности, характеристика качеств интеллигентности, интеллигентность специалиста;
- педагогическая модель формирования интеллигентности у студента ССУЗ, включающая уровни: знания об интеллигентности, мотивация интеллигентности, убеждения интеллигентности;
- педагогические условия реализации указанной модели: готовность педагога к формированию интеллигентности, готовность студентов к восприятию воспитательных воздействий по формированию интеллигентности, социальная среда, в контексте которой происходит формирование интеллигентности (социальная среда учебного заведения и социальная среда современного российского общества); содержательные модули реализации модели формирования интеллигентности у студента ССУЗ (на материале гуманитарных учебных дисциплин «Философия», «Культурология», «Этика», «Логика», «Теория аргументации», «История русской философии», «История русской литературы», «История отечества», содержательно ориентированных на задачу формирования интеллигентности).
Этапы исследования:
1-й этап (2000 - 2001): изучение литературы по проблеме исследования, начало теоретического исследования.
2-й этап (2001 - 2002): разработка модели формирования интеллигентности студента ССУЗ - будущего специалиста, проведение экспериментальной работы.
3-й этап (2002 - 2003): обработка результатов экспериментальной работы, текстовое оформление диссертации.
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечиваются компетентным определением теоретико-методологических позиций; соответствием методов исследования его задачам; использованием современных достижений философской, исторической и педагогической науки; проверкой теоретических положений исследования в педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Заключение:
Выводы по второй главе
Таким образом, мы рассмотрели реализацию модели формирования интеллигентности в средней профессиональной школе. Были выяснены содержательные модули и педагогические технологии реализации модели.
В качестве содержательных модулей мы приняли отдельные гуманитарные предметы, в процессе изучения которых осуществляется формирование интеллигентности. Формирование качеств интеллигентности мы рассмотрели на материале многих учебных курсов: «Философии», «Культурологии», «Этики», «Логики» и т.д. Была выявлена целесообразность формирования конкретных качеств при изучении конкретных курсов, а так же отдельных тем этих курсов. Кроме того, мы говорили о формировании специфической идеологии интеллигентности при изучении курсов «История русской философии», «История русской литературы», «История отечества». Идеология и качества интеллигентности соотносятся как целое и часть. Формирование идеологии - это своего рода «обращение» в интеллигентность, формирование качеств - это постепенное восхождение к целостномусинтезу интеллигентности.
В качестве универсальной педагогической технологии формирования интеллигентности мы рассмотрели системно-функциональную технологию воспитания, базирующуюся на теории системно-функционального подхода в педагогике, разработанной Н. М. Таланчуком. «Ориентиром для применения этой технологии является базисная системно-функциональная модель техно-методики воспитательногопроцесса» [153, с. 219 - 220].
Разработанная модель формирования интеллигентности была апробирована экспериментально. Мы проводили экспериментальную работу по формированию качеств интеллигентности при изучении учебного предмета «Культурология». Результаты этой работы подтвердили перспективность указанной модели и возможность более широких внедрений в повседневную педагогическую практику.
Заключение
Проведённое исследование было посвящено выяснению концепции и построению модели формирования интеллигентности. Если об интеллигентности в последние три десятилетия нередко высказываются как учёные, так и деятели искусства, то завершённой теории интеллигентности до сих пор представлено не было (кроме эскиза такой теории у А. Ф. Лосева [104] ), как не изучались проблемы формирования интеллигентности в педагогике на уровне диссертационных исследований. В нашей работе дана попытка заложить пробный камень исследования проблем интеллигентности в педагогической науке.
Важное место заняло у нас изучение теоретико-методологических проблем интеллигентности. Необходимость такого акцента вызвана тем, что, как уже говорилось, ни в одной науке не существует сколько-нибудь завершённой теории интеллигентности, а это значит, что в нашу задачу входило не только рассмотреть интеллигентность с точки зрения её формирования, но и дать понятие интеллигентности и обосновать выделение её качеств. По сути дела, в нашем исследовании соединились три самостоятельных блока: теоретико-методологический, теоретико-педагогический и методический, каждый из- которых, учитывая неразработанность проблемы, мог бы стать предметом самостоятельногодиссертационного исследования. Изучение интеллигентности с точки зрения логико-философской позволило определить один из возможных подходов к формулировке понятия интеллигентности. Эта формулировка зависит от того основания (или, более конкретно, идеологии ), с точки зрения которого мы будем рассматривать конкретные качества интеллигентности. Мы выяснили, что одного раз и навсегда данного определения интеллигентности быть не может, что главная сложность теории интеллигентности и состоит в определении основания идеологии) интеллигентности и формулировке непротиворечивого определения. В науке на сегодняшний день не существует выработанной парадигмы определения интеллигентности и даже нескольких конкурирующих между собой парадигм. Такие парадигмы, возможно, существуют в народном сознании, но они не закреплены рационально. В науке выработка парадигмы изучения интеллигентности представляется перспективной задачей неблизкогобудущего.
Собственно предметом нашего исследования было построение модели формирования интеллигентности специалиста при изучении гуманитарных дисциплин. Здесь мы руководствовались одной из перспективных методологических проблем воспитания - диалектикой взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания. Формирование интеллигентности в гуманитарном цикле профессионального учебного заведения требовало определить педагогические условия реализации модели и выделить уровни модели, рассмотрев их актуализацию на материале конкретных учебных предметов. В разработке теории мы исходили, помимо прочего, из необходимости максимальной ясности и практико-ориентированности теории, возможности её быстрого и эффективного внедрения в повседневную педагогическую практику. В качестве основных педагогических условий мы рассмотрели готовность субъектов педагогического процесса - педагогов и учащихся, а так же поле их взаимодействия -социальную среду, причём не только и не столько социальную среду учебного заведения, но - более масштабно - всего российского общества. Это обусловлено необходимостью рассматривать проблемы воспитания в широком контексте современных социальных проблем.
Нами были рассмотрены уровни модели с выходом на формирование идеологии и конкретных качеств интеллигентности. Нами были проанализированы гуманитарные курсы: «Философия», «Этика», «Культурология», «Логика», «Теория аргументации» и другие. В зависимости от содержания курсов или отдельных тем должно происходить формирование тех или иных качеств или целостной идеологии интеллигентности.
Проводившаяся экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых нами положений и эффективность предложенных методических рекомендаций. Если в контрольных группах, гдепреподавание велось обычным образом, прироста требуемых качеств почти не наблюдалось, то в экспериментальных группах фиксировался устойчивый прирост требуемых качеств, что позволяетконстатировать динамику учебно-воспитательного процесса. Следует подчеркнуть, чтоцеленаправленного формирования интеллигентности раньше не проводилось, хотя невозможно отрицать спонтанного формирования интеллигентности, исходя, помимо прочего, из скрытых возможностей материала гуманитарных курсов. Не существовало и специальных методик формирования интеллигентности. Мы, отталкиваясь от имеющегося воспитательного опыта (например, в нравственномили в эстетическом воспитании, в воспитании гражданина и т.д.), тем не менее вынуждены признать, что сводить формирование интеллигентности к любой из известных форм воспитания - значит пренебрегать специфичностью как самой интеллигентности, так и методик её формирования. Принципиальная новизна нашей работы заключается в том, что была сделана попытка выйти на эту специфичность интеллигентности как в теоретико-методологическом, так и в педагогическом иметодическом плане. Дальнейшая разработка проблемы специфичности интеллигентности в педагогической науке, разработка методик и технологий её формирования и изучения представляется нам задачей обозримого будущего.
Список литературы:
1. Аболин Л. М., Блинова Л. Ф. Образовательное пространство школы нового типа. - Казань: Карпол, 1997. - 155 с.
2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
3. Агеев В. С. Микрогрупповое взаимодействие. М.: МГУ, 1990.239 с.
4. Актуальные проблемы среднего профессионального образования: Опыт апробациии и внедрения / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 1998.-94 с.
5. Алишев Б. С. Демократические ценности и общественная активность студента ССУЗ // Профессиональное образование. 1998. - №2. - С. 83 - 89.
6. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993, - 168 с.
7. Андреев В. И. Пакет десяти тестов. Казань: СКАМ, 1992. - 46 с.
8. Анненков П. В. Замечательное десятилетие // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1983. —1. С. 121 -368.
9. Басина М. Я. Город поэта. М.: Дет. лит., 1975. — 270 с.
10. Бахтина И. А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. — Дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. Казань, 1997.
11. Бачинин В. А. Интеллигентность — категория нравственная. — М.: Знание, 1985.-64 с.
12. Белинский В. Г. Горе от ума, сочинение А. С. Грибоедова // Белинский В. Г. Собр. соч.: В Зт. -М.: ОГИЗ, 1948. Т. 1. - С. 453 - 518.
13. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-224 с.
14. Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли // Бердяев Н. А. О русской философии: В 2 т. -Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1991. Т. 1. - С. 149 - 287.
15. Бердяев Н. А. О духовной буржуазности // Путь. Орган русской религиозной мысли. — 1926. № 3. - с. 3 - 10.
16. Бердяев Н. А. Русская идея // Мыслители русского зарубежья. -СПб.: Наука, 1992.-С. 37-261.
17. Бердяев Н. А. Сартр и судьба экзистенциализма // Бердяев Н. А. Истина и откровение. Пролегомены и критика откровения, СПб.: РХТИ, 1996. - С. 296-310.
18. Бердяев Н. А. Сочинения: В 2 т. — М.: Искусство, 1994. Т.2.510 с.
19. Беспалько В. П. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. - № 9. - С. 11 - 15.
20. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. -М.: Педагогика, 1988. 253 с.
21. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М.: Наука, 1993. 240 с.
22. Бордовская Н. В. Педагогическая системология: постановка проблемы // Педагогика. 1998. - № 8. - С. 25 - 30.
23. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2000.304 с.
24. Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1993. - Т.2. - 751 с.
25. Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании // Alma mater. 1997. -№ 6. - С. 22 - 25.
26. Буравихин В. А. Учитель и общество // Педагогика. 1996. - №5. -С. 60-63.
27. Валицкая А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. - №4. - С. 12-18.
28. Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ / Под. ред. JI. А. Воловина. М.: Магистр, 1999. - 92 с.
29. Волович JI. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. — Казань : ИСПО РАО, 1999.-56 с.
30. Волович JI. А. Социокультурный и социальный статус молодежи в Республике Татарстан. Казань:ИССО РАО, 1995. - 41 с.
31. Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1997.-36 с.
32. Волович JI. А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова J1. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы. Казань: ИССО РАО, 1997. -103 с.
33. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М.: Иностранная литература, 1958. - 133 с.
34. Воронцов В. П. (В. В.) Наши направления. СПб., 1893. - 215 с.
35. Галицких Е. Интеллигентность — основа становления будущего педагога // Высшее образование в России. 2001. - №3. - С. 79 - 86.
36. Гаррос В. Интеллигенция // Опыт словаря нового мышления / Под. общ. ред. Ю. Афанасьева и М. Ферро. -М.: Прогресс, 1989. С. 131-137.
37. Герцен А. И. Собр. соч. : В 9 т. М.: ГИХЛ, 1956. - Т. 3 - 643 с.
38. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика . 1998. - №2. - С. 49 - 57.
39. Гришина И. А. Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза: Диссертация. канд. пед. наук: 13.00.01- Казань, 2001. 182 с.
40. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы // Знамя. 1992. - № 3 -4.-С. 201 -220.
41. Гуманистическая парадигма профессионального образования: реалии и перспективы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Казань: ИСПО РАО, 1998. - 244 с.
42. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.
43. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988. - 269 с.
44. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2000. - 472 с.
45. Дворжецкий В. Я. Пути больших этапов // Вацлав Дворжецкий -династия. Нижний Новгород: Деком, 1999. - С. 68 - 142.
46. День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России». -СПб.: СПбГУП, 2000. 136 с.
47. День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции «Гуманитарная культура как фактор преобразования России» 24 25 мая 2000 г. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 148 с.
48. Джуринский А. Н. История педагогики. М.: Владос, 2000, - 432 с.
49. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д.Шадрикова. Саратов, 1989. - 220 с.
50. Днепров Э. Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 39 - 45.
51. Достоевский Ф. М. Бесы. Ижевск: Удмуртия, 1990. - 720 с.
52. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1956 - 1958. - Т. 9 - 10.
53. Житенев В. А., Лисовский В. Г., Маркевич Э. Ф. Гражданственность позиции. М., 1980. - 223 с.
54. Запесоцкий А. С. Модель гуманитарного университета и воспитание российского интеллигента: Доклад на совместном заседании Бюро президиума РАО и Учёного совета СПбГУП. СПб.: СПбГУП, 2001. 66 с.
55. Запесоцкий А. С. Российский интеллигент идеал формирования современного специалиста // Образование и культура Северо-Запада России. Вып. 6. - СПб.: СПбГУП, 2001. - С. 7 - 10.
56. Запесоцкий А. С. Формирование профессионала-интеллигента как педагогическая задача высшей школы / День науки в СПбГУП. СПб.: СПбГУП. 2000. - С. 16-19.
57. Зеер Э. Ф. Психология становления педагога профессиональной школы. Екатеринбург, 1996. - 98 с.
58. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - Т. 1. - 544 с.
59. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.-368 с.
60. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -384 с.
61. Зощенко М. М. Парусиновый портфель. М.: Дом, 1994. - 432 с.
62. Ибрагимов Г. И. Педагогическая технология в средней профессиональной школе. Казань: ИССО РАО, 1995. - 31 с.
63. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Концентрированное обучение в истории педагогики. Казань: КГПИ, 1995. - 24 с.
64. Иванов А. Н. Готовить современных российский интеллигентов // Высшее образование в России. 1993. - № 4.
65. Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли:1. В 2 т.-СПб., 1911.
66. Иванов-Разумник Р. В. Что такое интеллигенция. Берлин: Скифы, 1920.-30 с.
67. Иванов-Разумник Р. В. Что такое махаевщина? К вопросу об интеллигенции. СПб.: С. В. Буренин, 1908. - 159 с.
68. Ивин А. А. Логика. М.: Фаир-пресс, 2000. - 320 с.
69. Ивин А. А. Теория аргументации. М.: Гардарики, 2000. - 416 с.
70. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
71. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. Т. 16. - 1995. - № 2. С. 27-41.
72. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
73. Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: Материалы научно-практической конференции. Казань: ИССО РАО, 1997. -115с.
74. История среднего профессионального образования / Под ред. В. М. Жураковского. М.: НМЦ СТО, 2000. - 704 с.
75. Каблиц И. И. (Юзов) Основы народничества: Ч. 1 2. - СПб., 18881893.
76. Каган М. С. История культуры Петербурга. СПб.: СПбГУП, 2000.- 232 с.
77. Кареев Н. И. Теория личности П. Л. Лаврова. СПб.: Библиотека «Светоча», 1907. - 64 с.
78. Карлов Н. Интеллигентна ли интеллигенция // Вопросы философии. 1998. -№3.
79. Кирилов С. Интеллектуалы и интеллигенты // Москва. 1993.5.-С. 126- 130.
80. Кларин М. В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания //Педагогика. 1998. - № 1. - С. 34-38.
81. Коваленко В. И. Александр Николаевич Радищев // Вестник МГУ. Серия «Политические науки». 1999. - № 5. - С. 72 - 95.
82. Ковалёва Г. В. Российское студенчество в условиях переходного периода//Социс. 1995. -№ 1. - С. 142 -151.
83. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1987.- 159 с.
84. Конгресс Российской интеллигенции. СПб. : СПбГУП, 2000. — 100 с.
85. Концепция воспитания студентов вузов РФ: Методическое пособие / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПбГУ. 1999.- 92 с.
86. Концепция воспитания учащейся молодёжи // Педагогика. — 1992. —3.4.-С. 11 19.
87. Концепция среднего специального образования // Среднее специальное образование. 1990. - №5. - С. 5 - 7.
88. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М.: Высшая школа, 1993. - 446 с.
89. Короленко В. Г. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1971. - Т. 1, Т. 6.
90. Кропоткин П. А. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988.-544 с.
91. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999.- 384 с.
92. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
93. Лавров П. Л. Исторические письма. СПб.: Русское богатство, 1905. -367 с.
94. Лавров П. Л. Народники-пропагандисты: 1873 1878. - СПб., 1907. -319 с.
95. Леонтьев К. Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993.-400 с.
96. Леонтьев К. Н. О всемирной любви: Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // 0 Великом инквизиторе : Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия. 1992. - С. 43 - 55.
97. Леонтьев К. Н. Цветущая сложность. М.: Молодая гвардия, 1992. -318с.
98. Лихачёв Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
99. Лихачёв Б. Т. Педагогика. М.: Юрайт. 2000. - 523 с.
100. Лихачёв Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989. - 608 с.
101. Лихачёв Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
102. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985.-207 с.
103. Лихачёв Д. С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. - 318 с.
104. Лосев А. Ф. Об интеллигентности // Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. - С. 314 - 322.
105. Лосев А. Ф. Основные особенности русской философии // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - С. 509 -514.
106. Лосский Н. О. История русской философии. — М.: Сов. писатель, 1991.-480 с.
107. Луначарский А. В. О театре. Л.: Прибой, 1926.
108. Манхейм К. Образование, социология и проблемы общественного сознания // Мир образования. 1997. - № 2. - С. 49 - 54.
109. Масленникова В. Ш. Личностная концепция социальных отношений // Профессиональное образование. 2000. - № 3. - С. 30 - 36.
110. Масленникова В. Ш., Юдин В. П. Культура личности педагога. -Казань: КГУ, 1994.
111. Махмутов M. И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления. Казань: ТГЖИ, 1993. - 88 с.
112. Медведева Г. П. Этика социальной работы. М.: Владос, 1999. -208 с.
113. Милюков П. Н. Из истории русской интеллигенции. СПб.: Знание, 1902.-306 с.
114. Миронов В. Б. Век образования. Человечество на рубеже XXI века. -М.: Педагогика, 1990. 176 с.
115. Митина JI. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216 с.
116. Михайловский Н. К. Вперемежку // Михайловский Н. К. Полн. собр. соч. СПб.: Русское богатство, 1909. - Т. 4.
117. Мкртчан Г. А. Параметры педагогической экспериментальной деятельности // Педагогика. 2001. - № 5. - С. 45 - 50.
118. Моисеев Н. Н. Об интеллигенции, её судьбе и ответственности // Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 2. - С. 112 -135.
119. Мороз О. Был бы жив Сахаров // Литературная газета. 2001. - № 19 -20.
120. Мохрякова Т. Убийственная амбиция // Литературная газета. 2001, 29-30 октября.
121. Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы. Казань: ИССО РАО, 1996. - 328 с.
122. Мухаметзянова Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998. - 128 с.
123. Мухаметзянова Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. - 222 с.
124. Мухаметзянова Г. В., Масленникова В. Ш., Трегубова Т. М.
125. Теоретические основы социального становления студентов ССУЗ. Казань: ИСПОРАО, 1998.
126. НадееваМ. И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы. Казань: ИССО РАО, 1997. - 112 с.
127. Невский И. А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Педагогика. 1992. - № 5 - 6. - С. 56 - 60.
128. Немирович-Данченко В. И. Театр и школа // Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. - С. 324 - 363.
129. Никандров Н. Д. Российская национальная идея и воспитание // День знаний в Университете: Актовые лекции, прочитанные 1 сентября 1999 года. Вып. 5. СПб: СПбГУП, 2000. - С. 48 - 59.
130. Никандров Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. -М„ 1997.-279 с.
131. Никандров Н. Д. Ценность как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. - № 3. - С. 3 - 10.
132. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 1998. - 134 с.
133. Новиков А. М. Профессиональное образование в России: Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.
134. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. М.:Эгвес, 2000. - 272 с.
135. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Новая школа, 1995. - 113 с.
136. Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. академика К. К. Арсеньева: В 29 т. СПб.: Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911 - 1916. - Т. 19.
137. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции // Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч.: В 9 т. СПб.: Общественная польза, 1910.-Т. 7-9.
138. Овсянико-Куликовский Д. Н. Статьи о Базарове и его времени. -М.: ГИЗ, 1924.- 132 с.
139. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1970.-900 с.
140. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Звезда, 1999. - 406 с.
141. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. - 560 с.
142. Осипов П. Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО. 1996.- 100 с.
143. Осипов П. Н. Сам себя воспитать должен. Казань: Карпол, 1995. -156 с.
144. Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.- 215 с.
145. Осипов П. Н., Вагапова И. А., Шимрова JI. А. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы. Казань: ИСПО РАО, 1998.-56 с.
146. Переписка В. Набокова с Э. Уилсоном // Звезда. 1996. - № 11.
147. Подласый И. П. Педагогика: В 2 кн. М.: Владос, 2000. - Кн. 2. — 256 с.
148. Полонский В. М. .Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 16 - 23.
149. Померанц Г. Интеллигент в разломе России // Искусство кино. -1993.-№ 6.-С. 27-29.
150. Померанц Г. Пузыри духа // Литературная газета. 1998. - № 11.
151. Портных В. Я. Система воспитания студентов // Специалист. 2001.- № 1. С. 21 - 23; № 2. - С. 23 - 25.
152. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическоеобщество России, 2000. 640 с.
153. Педагогика как культура / Автор-составитель И. Ф. Золотухина. -СПб.: ИВЭСЭП «Знание», 2000. 95 с.
154. Педагогика среднего профессионального образования / Под общ. ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001.-384 с.
155. Печчеи Д. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1982. - 312 с.
156. Психология: Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Полит, издат., 1990. - 494 с.
157. Пуляев В. Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. - № 2. - С. 3 - 17.
158. Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Альма матер. 1997. - № 2. -С. 3 - 7.
159. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Российский открытый университет, 1995. —272 с.
160. Рожков М. И. Социальное становление учащихся. Ярославль: ЯГПУ, 1996.-32 с.
161. Рожков М. И., Волохов А. В. Воспитательная работа в среднем профессиональном учебномзаведении. Казань: ИСПО РАО, 2001. - 96 с.
162. Розанов В. В. Среди художников. М.: Республика, 1994. - 494 с.
163. Романков JI. П. Интеллигенция есть // Образование и культура Северо-Запада России. Вып. 6. - СПб. СПбГУП, 2001.
164. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1999. - 656 с."
165. Рылеев К. Ф. и Одоевский А. И. Сочинения. СПб.: Жизнь для всех, 1913. - 565 с.
166. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. - 198 с.
167. Селюков Ф. Т. Административная этика. М.: Знание, 1980. - 64 с.
168. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. - № 5. - С. .16 - 20.
169. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. - 439 с.
170. Сироткин JI. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: КГУ, 1992.- 175 с.
171. Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы: 1848 -1898. СПб.: Общественная польза, 1900. - 492 с.
172. Сластенин В. А. Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.
173. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: МЭИ, 1996. - 271 с.
174. Смоляков Л. Я. Об интеллигенции и интеллигентности // Коммунист. 1988. - № 16.
175. Соловьёв В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.-701 с.
176. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. - 816 с.
177. Среднее профессиональное образование на рубеже веков / под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 1999. - 43 с.
178. Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: Магистр, 1994. - 228 с.
179. Станиславский К. С. Моё гражданское служение России. М.: Правда. 1990. - 656 с.
180. Станюкович К. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Правда, 1977. Т. 7.-430 с.
181. Степняк-Кравчинский С. М. Подпольная Россия. СПб.: Библиотека для всех, 1905. - 256 с.
182. Степняк-Кравчинский С. М. Святой революции: Памяти Дмитрия Лизогуба. М.: Д. М. Куманов, 1917. - 16 с.
183. Суворов В. С., Осипов П. Н. Как формировать конкурентно-способного специалиста. Казань: ИСПОРАС, 2000. - 100 с.
184. Судьба российской интеллигенции: Сборник. СПб.: СПбГУП, 1999. -384 с.
185. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1981. - 192 с.
186. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
187. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978. - 93 с.
188. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия. 1980. -175 с.
189. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.-335 с.
190. Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику. М.: Логос, 1991. - 184 с.
191. Таланчук Н. М. Инновационные формы воспитания учащихся. -Казань: ИССО РАО, 1996. 44 с.
192. Таланчук Н. М. Совершенствование системы воспитательных функций мастеров производственного обучения: Методическое пособие. Казань: НИИ профтех педагогики, 1982. - 74 с.
193. Тихонова Л. П. Б л очно-модульное построение курса истории отечества для ССУЗ // Профессиональное образование. 1996. - № 2. - С. 89 - 95.
194. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Гослитиздат. 1955.-Т. 2.-504 с.
195. Толстых В. И. Об интеллигенции и интеллигентности // Вопросы философии. 1982. № ю. - С. 63 - 98.
196. Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении студентов ССУЗ // Магистр. СВ. - С. 85 - 92.
197. Трегубова Т. М. Новые подходы к организации системы социального воспитания // Наука и школа. 1999. - № 7 - 8. - С. 9 -13.
198. Трегубова Т. М. Педагогический менеждмент и социализация личности. М.: Я входу в мир искусств, 1999. - 216 с.
199. Триодин В. Е. Интеллигент нового тысячелетия: попытка прогноза // День науки в СПбГУП. -СПб.: СПбГУП, 2000. С. 52 -53.
200. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. -432 с.
201. Учредительный съезд Конгресса интеллигенции РФ: Доклады и выступления // Рубежи. 1997. - № 12 (27). - 162 с.
202. Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Мыслители русского зарубежья. СПб.: Наука, 1992. - С. 394 - 416.
203. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: Имка-пресс, 1937.-600 с.
204. Формирование российского интеллигента в университете. СПб.: СПбГУП. 2000. - 228 с.
205. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
206. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -406 с.
207. Ципко А. Ослепление и наказание // Литературная газета. 2001. - №21.
208. Чехов А. П. Соч.: В 18 т. М.: Наука, 1983 - 1988. - Т. 8. - 527 с.
209. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 320с.
210. Шакуров P. X. Эмоция. Личность. Деятельность: механизмы психодинамики. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 160 с.
211. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс» 1992. - 573с.
212. Шепель В. М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989. - 284 с.
213. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство побеждать в спорах. СПб.: Владимирская типография, 1900. - 70 с.
214. Шубинский В. С. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. - № 3 - 4. - С. 37 - 43.
215. Шукшин В. М. Монолог на лестнице // Шукшин В. М. Собр. соч.: В 5 т. Екатеринбург, 1995. - Т. 5. - С. 337 - 391.
216. Этика / Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. JI. Дубко. М.: Гарда-рики, 2000. - 496 с. .
217. Barnett R. The Idea of Higher Education. Buckingham: SRHE and Open University Press, 1995. - 184p.
218. Botkin J., Elmandiza M., Malitza M. No Limits to Learning. N. -Y., 1979.
219. Drucker P.F. The Age of Discontinuity. L., 1969.
220. Kroeber A., Kluckhon C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N. Y., 1963.
221. Maslow A. Some Educational Amplications of the Humanistis Psychologies // Harvard Review. 1968. - V.38. - W.4. - P. 675 - 685.
222. Maslow A. Motivation and Personality. N. - Y.: Harper and Row Publishers, 1954.
223. Thomas I.B. The Self in Education.- Windsor, 1980.
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-intelligentnosti-studenta-srednei-professionalnoi-shkoly-v-protsesse-izucheniya
Нет комментариев. Ваш будет первым!
← Назад